THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тема: Свойства: размер

Цели: сформировать умение выявлять свойства предметов (величину, цвет, форму), анализировать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение. Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Мышонок пошел в гости к Лягушонку. Ведь они друзья и часто вместе играют. Как вы думаете, во что могут играть Мышонок и Лягушонок? Представьте. (Ответы детей.)

2. Игра «Конструктор»

Воспитатель показывает детям планшеты с фигурами. На одном планшете фигуры маленькие, а на другом - большие. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны по парам все фигуры.

Сначала друзья решили поиграть в конструктор. Посмотрите внимательно. Чем отличаются детали одного конструктора от деталей другого? (В одном фигуры маленькие, а в другом большие.) Там, где фигуры большие, живут папы-фигуры, а там, где маленькие, - их дети. Помогите детям найти своих пап.

Ребята выходят по очереди и берут с каждого планшета по одной фигуре (например, большой и маленький квадраты; и т. д.).

Покажи большой квадрат (треугольник, круг, прямоугольник и т. д.). Покажи маленький квадрат (треугольник, круг, прямоугольник и т. д.)

3. Работа в тетради

Задание 1. Лягушонок показал Мышонку свои фотографии. Рассмотрите их. Соедините стрелками фотографии, чтобы было ясно, как рос Лягушонок. Сначала была икринка. А что потом? Расскажите.

Задание 2. Рассмотрите и правильно раскрасьте этих красивых рыбок. Все они родственники, поэтому сделайте их одинаковыми.

4. Физкультминутка

Солнце в небе высоко,

Тучи в небе далеко.

Тучи движутся, пыхтят,

Солнце скрыть от нас хотят.

Волны по реке бегут,

Волны парусник несут.

Ветер дует, завывает -

Ветер лодку подгоняет.

Мы поплаваем в реке.

Посидим мы на песке.

5. Работа в тетради

Задание 3. Посмотрите, как Лягушонок и Мышонок разложили ракушки. Расположите растения и животных на всех остальных картинках так же. Нарисуйте недостающие картинки.

6. Игра «Добавь слово»

Ребята, Мышонок и Лягушонок играют в игру «Добавь слово». Поиграйте и вы с ними. Нужно добавлять подходящие слова. Например: «снежок» - «снежинка». Почему подходит это слово? (Потому что слепленный снежок - это много-много снежинок.) Еще пример: «капля» - «лужа». Почему подходит это слово? {Лужа - это много-много капель воды.) Игра понятна? Тогда добавляйте слова.

Слова для игры: кирпич, колесо, дерево, яблоня и др.

Конспект НОД в подготовительной группе

«Путешествие в город Логики»

Составила учитель-дефектолог ГБОУ СОШ 1155 Марьина Т.Н.

Коррекционно-развивающие задачи:

Закреплять представления о свойствах предметов.

Продолжать учить обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать, сравнивать предметы по определенному признаку, вычленять лишний предмет, умению высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Развивать логическое мышление (умение решать логические задачи), слуховую память, концентрацию и устойчивость внимания, воображение.

Развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные задачи: Воспитывать настойчивость, смекалку, сообразительность, умение работать в паре, помогать друг другу в случае затруднения.

Оборудование:

1. Картинка «Железная дорога»

2. Блоки Дьенеша (3 набора)

3. Таблица для описания блоков

4. Чёрные и белые кружки, фигуры разделённые на части

5. Названия улиц, проспектов

6. Таблица «Клетки», цветные магниты

7. Листочки с инд.заданиями, планшеты, карандаши.

Ход:

    Организационный момент. «Логический поезд»

Сегодня мы отправимся в путешествие в город Логики.

В детском саду вы учитесь считать, читать, узнаёте много нового и интересного. Всё это вам пригодится в школе. Но, чтобы хорошо учиться, вам нужно уметь рассуждать, сравнивать, делать выводы, запоминать, быть внимательными. Всему этому вы можете научиться в этом удивительном городе Логики.

На нашем пути – железная дорога.

На чём мы поедем по железной дороге? (на поезде) Правильно, на логическом поезде, который сами построим. По символам определите, какой блок у нас будет паровозом.

Вагончики будут отличаться друг от друга только одним свойством-признаком, будьте внимательны!

На доске карточка с символами, фишкой показываем, какое свойство надо изменить. Дети подбирают вагончики.

    Улица «Утверждений»

Если вы согласны с утверждением, поднимите белый кружок, если не согласны – чёрный.

Показываем 1 фигуру: квадрат, разделённый на 4 равных части.

    Верно ли утверждение, что этот квадрат разделён на 3 равные части?

    Верно ли утверждение, что этот квадрат разделён на 4 неравные части?

    Верно ли утверждение, что этот квадрат разделён на 4 равные части?

Показываем прямоугольник, разделённый на 3 неравные части.

    Верно ли утверждение, что этот прямоугольник разделён на 3 равные части?

    Верно ли утверждение, что этот прямоугольник разделён на 3 неравные части?

    Пройди по маршруту

А сейчас я вам предлагаю погулять по переулкам этого удивительного города.

На доске таблица с клетками, на пересечении клеток различные цифры.

Мы находимся там, где синяя точка, т.е. в левом нижнем уголке. Сейчас будьте внимательны и следите глазками, где мы окажемся.

    Две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх и одна клетка влево. Где мы оказались, в какой точке?

    Одна клетка вправо, три клетки вверх, одна клетка по диагонали вправо вниз. Где мы оказались, в какой точке?

Пока мы гуляли, стемнело, мы сейчас закроем глаза и пойдём по воображению.

    Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево. Откройте глаза и расскажите, в какой точке вы оказались?

Динамическая пауза «Дотянись рука»

    Дотянись правая рука до левого плеча.

    Дотянись левая рука до правого колена.

    Дотянись правая рука до правого уха.

И т.д.

    Проспект «Исключений»

Выкладываем 2 набора блоков: справа и слева.

Мы с вами оказались на проспекте Исключений. Найдите «лишний» дом по какому-нибудь свойству сначала справа этого проспекта.

Выслушиваются варианты, например, лишний этот блок, потому что он жёлтый, а все остальные красные и т.п.

А сейчас слева.

Выслушиваются варианты.

    «Кондитерская фабрика»

Как и в любом городе, здесь есть фабрики и заводы. Давайте посетим кондитерскую фабрику и примем участие в приготовлении конфет. Сегодня здесь должны получиться такие конфеты… (показать символы с отрицанием). Свои конфеты складывайте в коробочки.

    Задания от мера города Логики (на индивидуальных листочках)

Управляет городом Логики – мер, и он для вас приготовил интересные задания.

    Первое задание: логический квадрат, найдите недостающий элемент, проведите линию.

    Второе задание: найдите закономерность и добавьте недостающий фрагмент.

    Итог занятия. Оценка.

Сюрприз за блоком с такими свойствами: квадратный, жёлтый, маленький, тонкий.

Тема: «Логические игры и план»

Задачи:

1. Закрепить:

Знания о многоугольнике;

Умение определять зависимость при делении целого на части;

Умение рисовать прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии при изображении больших и маленьких треугольников в тетрадях.

2. Продолжать знакомство с планами.

3. Развивать мышление с помощью логических игр.

Демонстрационный материал: кукла Буратино; набор многоугольников; обруч; план группы; призы детям.

Раздаточный материал : логические карточки; бумажные круги и ножницы; тетради в клетку; карандаши.

Ход занятия

Дети стоят в кругу. Появляется Буратино.

Буратино . Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Я — Буратино, сын папы Карло. Папа Карло купил мне азбуку и коробку с играми.

Буратино достает коробку с геометрическими фигурами (многоугольниками). На пол кладется обруч. Дети встают вокруг обруча.

— Давайте с вами поиграем. Возьмите каждый по одной фигуре и слушайте мое задание:

Встаньте в обруч те, у кого четырехугольники;

Встаньте в обруч те, у кого пятиугольники;

Встаньте в обруч те, у кого шестиугольники;

Встаньте в обруч те, у кого восьмиугольники;

Поднимите карточки те, у кого многоугольники.

— Молодцы! Как хорошо вы знаете геометрические фигуры. Ребята, Пьеро прислал мне какие-то письма с заданиями. Я ничего не могу понять. Помогите мне.

Буратино предлагает детям разбиться на пары и дает каждой паре по 2 карточки с логическими задачами.

— Определите, что лишнее в каждом ряду? Почему вы так считаете?

— Спасибо вам, ребята, за выполненные задания! Сегодня утром мы сели пить чай. Мальвина поставила на стол торт и попросила поделить его на 4 равные части. Нас ведь было четверо: я, Мальвина, Пьеро и Артемон. Я не знаю, как это делается. Пришлось Мальвине самой делить торт.

Воспитатель . Буратино, ты не переживай, наши дети умеют это делать и тебя научат.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы, на которых лежат круги из бумаги и ножницы. Дети делят круг на 4 части.

— На сколько равных частей вы разделили торт? Всем ли достанется? Какая часть торта достанется Мальвине? (Одна четвертая.)

Какая часть торта достанется Пьеро? (Одна четвертая.) Какая — Буратино? Какая — Артемону?

Буратино . Спасибо, ребята! В следующий раз я сам смогу правильно разделить торт.

Ой, совсем забыл. Ведь я зашел к вам вот с этим планом. В нем указано место, где лежит мой золотой ключик. Помогите мне его отыскать. Предлагаю разбиться на 2 команды. Какая команда первой найдет золотой ключик, та и получит приз!

План вешается на доску. Обе команды смотрят на план и пытаются отыскать место, где спрятан ключик. После того как дети находят ключик, Буратино благодарит их и вручает призы — маленькие брелочки в виде ключиков.

— А вчера эта противная Мальвина открыла мою тетрадь по математике и строго сказала: «Буратино, вы меня огорчили тем, что не выполнили домашнее задание». Как будто я знаю, как его выполнять.

Воспитатель . Да это мы с ребятами быстро сделаем. Мы и в тетрадях умеем работать. Правда, дети?

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: рисуют разные треугольники.

Тема: Сравнение предметов по двум признакам

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Осенью Мышонку нравится собирать красивые опавшие листья. А вам нравится? Какого цвета бывают осенью на деревьях листья? (Ответы детей.)

2. Игра «Листья»

На планшетах фигуры красного, желтого и зеленого цвета. Дети выходят по одному и выполняют задания. Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все листья.

Мышонок увидел много красивых листьев. Сначала он взял желтый овальный листок. Кто его найдет? Потом он нашел красный круглый лист. Кто его покажет? Теперь покажите треугольный зеленый лист.

3. Работа в тетради

Задание 1. Летом листья на деревьях какого цвета? А осенью они какого цвета? Мышонок определяет, какие деревья потеряли свои листочки. Помогите ему. Скажите: сколько деревьев осталось без листочков; какие это деревья. (Дуб, клен, береза.) Нарисуйте эти деревья: в середине - ель, слева от ели - березу, справа от ели - дуб.

4. Физкультминутка

Осень в город к нам идет.

Ветер дует, дождик льет.

Листья падают, кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Птицы все на юг летят,

Машут крыльями, спешат.

5. Работа в тетради

Задание 2. Белочка осенью делает запасы на зиму. Что она не может найти в своем лесу? Зачеркните.

Задание 3. Помогите Белочке собрать грибы. Нарисуйте ее путь. Поместите каждый гриб в дупло (нарисуйте).

Задание 4. Белочка загадала Мышонку загадку. Отгадайте ее. Какие ягоды медведь запасает на зиму? (Никакие. Зимой oн спит.)

Маргарита Козырева
Конспект занятия по развитию логического мышления у детей подготовительной группы «Бывает - не бывает»

Конспект развивающего занятия «Бывает – не бывает » .

Интеграция образовательных областей «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» .

Цель : Развитие логического мышления , речи

Задачи :

Образовательные : обучать способам познания предметов : абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.

Развивающие : развивать логическое мышление , познавательную активность, коммуникативные навыки, навыки совместной деятельности.

Речевые : развивать связную речь (развивать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами, давать обоснование своим ответам); расширить речевой диапозон.

Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность.

Демонстрационный материал : макет телевизора, а в нем изображения Бабы-Яги, Лешего, Змея Горыныча, большие конверты, карточку с изображением тарелки, стакана, пирамидки, шкафа, елки, ежа, картина с небылицами, изображения елки, новогодних елочных игрушек, на которых написаны слова : фрукты, овощи, цветы, деревья, мебель, изображение несуществующего животного.

Оборудование : мяч.

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность детей , подведение итогов.

Ход занятия

1. Сообщение темы и цели занятия .

Скажите, ребята, если бросить вот этот лист бумаги в огонь, что с ним случится? (педагог показывает лист бумаги)

А почему вы так решили, вы же не видели, что этот конкретный лист горел в огне? (ответы детей )

Да, верно, бумага горит в огне.

Этот вывод мы сделали с помощью нашего мышления . Мыслим мы обо всем : о деревьях, друг о друге и многом другом. Вот, сегодня мы и будем развивать и тренировать свое мышление . Мышление нужно нам для того , чтобы учиться, получать знания об окружающих нас предметах, вещах

2. Основная часть.

Скажите, ребята, какой праздник приближается? (Новый год) А, что происходит под Новый год? (ответы детей ) . Правильно, под Новый год свершаются различные чудеса, оживают сказочные герои. За тем, как мы будем сегодня заниматься, будут наблюдать сказочные герои (на доске расположен макет телевизора, а в нем Баба-Яга, Змей Горыныч, Леший). Смотреть они на нас будут через этот волшебный телевизор. К тому же они прислали нам задания (педагог показывает большие письма в конвертах, которые мы должны выполнить, иначе они заколдуют все елки в лесу и не будет у нас праздника.

Как, ребята, справимся? Тогда вперед!

Первое задание нам прислал Леший :

Игра «Что на что похожее» . Цель : научить детей искать общие признаки у предметов, развивать способность сравнивать. Педагог показывает карточку с изображением какого-либо предмета, а дети должны назвать предметы, на которые он похож (т. е. назвать признак) . Для начала разобрать с ребятами стихотворение :

Ель на ежика похожа.

Еж в иголках,

Елка тоже.

Чем похожа елка на ежа? На что еще похожа елка?

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Второе задание от Бабы-Яги :

Игра «Кто летает?» . Цель : развивать мышление ребенка , умение выделять главные, существенные признаки предметов.

Все дети встают в круг.

Сейчас, мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову, например, стрекозу, отвечайте : «Летает» , - показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны , как крылья. Если я вас спрошу : «Поросенок летает?» - промолчите и не поднимайте рук.

Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Собака летает? Самолет летает? И т. д.

Ребята, Баба-Яга в школе не училась и не знает значения слов книга, зонтик, тетрадь. Объясните ей, что это за предметы (дети объясняют значение слов) .

Вот, опять поступил сигнал из леса. Змей Горыныч что-то выдумал. Ведь он умный, потому что, сколько у него голов? (три)

Каждая голова нам задала по заданию :

Первая голова Змея дает нам такое задание игра «Бывает-не бывает » . Цель : развивать представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами.

Я буду называть предложения, тому, кому я брошу мяч, должен ответить бывает это в жизни или нет .

Ночью светит солнце;

Волк бродит в лесу;

Зайчик пошел в школу;

Домик рисует девочку;

Летом цветут цветы :

Зимой созревают ягоды.

А теперь я покажу вам картину, а вы расскажите мне, что художник перепутал и нарисовал не так (на доске вывешивается картина с небылицами) .

Вторая голова придумала для нас такое задание :

Я буду задавать вопрос «Кем (чем) был раньше?», а тот до кого я дотронусь должен ответить. Кем раньше был цыпленок (яйцом, кем раньше была лошадь, яблоня рыба, корова, рубашка и т. д.

Ребята, смотрите, что это за Чудо-Юдо? (на доску вывешивается животное, составленное из нескольких разных животных. Например, хвост павлина, туловище тигра, шея жирафа, лапы курицы).

Третья голова предлагает нам поиграть в игру «Говори хором» . Цель : знакомство с противоположными понятиями.

Я буду говорить вам стихотворения, а вы будете хором заканчивать его.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь - …. (низко) .

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь - …. (близко) .

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты - …. (храбрец) .

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай….(конец) .

Днем на улице светло, а ночью….? (темно)

Небо голубое, а трава….? (зеленая)

Лимоны кислые, а сахар….? (сладкий) .

Собака лает, а кошка ….? (мяукает) .

Ну, вот ребята, все задания мы выполнили. Теперь осталось нарядить к празднику елку (вывешивается на доске изображение елки) . У меня на столе лежат игрушки (наглядные пособия) . Я буду говорить вам слова, а вы называть их одним словом. По очереди вы будете выходить к моему столу и выбирать новогоднюю игрушку с этим словом и будете вешать ее на елку .

Груша, яблоко, апельсин – это…. (фрукты) .

Капуста, картофель, морковь – это…. (овощи) .

Роза, василек, ландыш – это ….(цветы) .

Ель, дуб, береза – это …. (деревья) .

Шкаф, кровать, стул – это ….(мебель) .

Красивая елка у нас получилась!

Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали! Что мы сегодня на занятии делали ? Для чего нужно нам мышление ? О чем мы можем мыслить?

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама