THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение. Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения.

По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память.

Образная память

Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.

Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.

Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.

Зрительная память

Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.

Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

Слуховая память

Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.

Двигательная память

Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.

Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д. Подробнее об этом виде памяти Вы можете прочитать :

Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.

Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.

Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.

Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.

Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.

Эмоциональная память

Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, не задействующиеся при обычном запоминании.

Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.

Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.

Функции эмоциональной памяти:

Накапливание и воспроизведение эмоционального опыта, связанного с событием, вызвавшим эмоцию.

Формирование эмоционального интеллекта.

Влияние на развитие личности и её творческих способностей.

Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.

Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.

Долговременная, кратковременная и оперативная память

По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.

Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.

Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о , а также о Вы можете прочитать в нашем блоге.

Непроизвольная память и произвольная память

По степени волевой регуляции различают произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память – это процесс, происходящий без усилий, «сам по себе», непроизвольно. Но, как правило, запечатление в этом случае связано с сильными эмоциями, вызывая, например, удивление, интерес. Материал, усвоенный с использованием непроизвольной памяти, запечатлевается лучше, чем с использованием произвольной, ведь непроизвольно мы запоминаем то, что находится в центре внимания, что интересно, что точно пригодится, и особенно – если с этим был связан умственный труд. А ведь именно такую информацию мозг и предпочитает отправлять в хранилище долговременной памяти.

Развитие непроизвольной памяти у дошкольников связано с вовлечением их в активное взаимодействие с предметами, с обучением пониманию их важности и умению разделять их на группы. Расширение интересов ребёнка также способствует развитию непроизвольной памяти.

Произвольная память – это процесс, при котором человек прилагает волевые усилия для достижения запоминания. В этом случае, когда «не хочется, а надо», мы используем «хитрости»: мнемотехнику, концентрацию внимания, мотивацию; стимулируем и награждаем себя за усилия и успехи.

Развитие произвольной памяти играет огромную роль в обучении, позволяя усваивать программу занятий младшим школьникам и способствуя общему интеллектуальному развитию, в том числе навыку мыслить логически и делать выводы, так необходимому старшеклассникам. Об упражнениях для развития произвольной памяти можно прочитать :

По способу заучивания разделяют два вида произвольной памяти: механическую и смысловую.

При запоминании материала путем механического заучивания, без использования при этом анализа и преобразований, речь идёт об использовании механической памяти.

При запоминании смысла, а не формы информации, когда материал связывается с уже имеющимся и структурируется, мы говорим об использовании смысловой памяти.

Но, каким из видов произвольной памяти мы бы ни воспользовались, зависит от того, сумеем ли мы обеспечить прочное, длительное внимание к предмету запоминания.

Можно говорить о том, что произвольная память имеет особенности, отражающие её специфику.

Особенности произвольной памяти:

Приложение определенных усилий для запоминания информации.

Использование мнемонических приемов или иных способов запоминания.

Организованное повторение с целью лучшего запоминания.

Память – одна из важнейших когнитивных функций мозга, необходимая для полноценной жизни и развития человека, и её можно и нужно тренировать.

Развивать память можно с помощью специальных упражнений. В увлекательной форме игры для этой цели можно заниматься на развивающих .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Виды памяти

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Существует деление памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В этом случае говорят о двигательной, эмоциональной, образной и вербальной видах памяти .

Двигательная память

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти .

Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки» .

память забывание эмоциональный двигательный

Образная память

Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной вкусовой .

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит .

Слуховая память -- это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ .

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма .

Осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д. .

Эмоциональная память

Эмоциональная память -- это память на переживания, чувства. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные пережи-вания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок .

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти .

Словесно-логическая память

Словесно-логическая память - память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Человек с хорошим развитием этого вида памяти легко запоминает слова, идеи, логические конструкции. Запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций. В жизни такой человек не прикладывает усилий, запоминая фамилии, имена и отчества, но образная идентификация людей осуществляется большими усилиями. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям, теоретическим рассуждениям .

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется на просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память - специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения .

Понятие «сила нервной системы» означает

а) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процес¬са другим;

б) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения;

г) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.

Характером называется

а) индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность черт психики;

б) социальное качество индивида, приобретаемое в процессе воспитания и самовоспитания;

в) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях;

г) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от ситуации.

Акцентуацией характера называют

а) черты характера, ведущие к патологии личности;

б) крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера;

в) отсутствие стержневой объединяющей основы в характере;

г) наиболее яркие выпуклые его черты.

Свойство темперамента, которое обуславливает высокую частоту реакций, внезапность, прерывность, мелкость, дробность, подчеркнутость, интенсивность, как бы акцентированность в движениях, действиях речи, высокую частоту пространственных перемещений, обозначается как

а) сангвинический темперамент

б) сенситивный изотонический ритм

в) меланхолический темперамент

г) мобилитивный изотонический ритм

Свойство темперамента, характеризующееся широким полем восприятия, сильным контактом с воспринимаемыми стимулами, автоматической, спонтанной реакцией, обозначается как

а) конформность;

б) экстраверсия;

в) агентивный тип восприятия;

г) каутивный тип восприятия.

Специальными способностями называются те, которые связаны с

а) условиями ведущих форм человеческой деятельности (общий интеллект, креативность);

б) психофизиологическими основами;

в) настойчивостью и личностными качествами в освоении той или иной деятельности;

г) отдельными деятельностями (музыкальные, литературные, математические и т.д.).

Природной основой развития способностей являются

а) психологические особенности;

б) задатки;

в) строение головного мозга;

г) тип темперамента.

Задатки определяются как

а) склонность к определенным видам деятельности;

б) врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;

в) способности в своем неразвитом виде;

г) мотивы, определяющие выбор того или иного вида деятельности.

Для астенического типа характерно

а) тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

б) склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

в) отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов;

г) выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, привлечению внимания к себе, чрезмерной эмоциональностью.

Термин «подвижность нервной системы» определяется как

а) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения;

б) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим;

в) свойство нервной системы, определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость;

г) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Теория Шелдона относится к ___________ теориям темперамента

а) поведенческим

б) гуморальным

в) конституционным

г) динамическим

По Айзенку к интровертам относятся люди с такими типами темперамента как…..

а) сангвиник

б) флегматик

в) меланхолик

г) холерик

Способности, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности, относятся к …

а) специальным

б) профессиональным

г) интеллектуальным

По Юнгу, свойство темперамента, проявляющееся в направленности человека на внешний мир, это –

а) импульсивность

б) реактивность

в) интровертированность

г) экстравертированность

Человек, отличающийся малым разнообразием эмоциональных переживаний, но их большой силой и длительностью, называется …

а) меланхолик

б) холерик

в) флегматик

г) сангвиник

Понятие «интроверсия» означает: «ориентация на …»

г) других

Самостоятельная работа № 5

Для подготовки к полусеместровой и итоговой аттестации решить тесты

а) Бехтерев В.М.;

б) Павлов И.П.;

в) Сеченов И.М.;

г) Вундт В.

Любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию, называется

а) афферентом;

б) условием;

в) потоком энергии;

г) раздражителем.

Нижним абсолютным порогом ощущений называется

а) способность к различаю двух раздражителей;

б) минимально возможная для данного раздражителя величина;

в) величина раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение;

г) минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Ощущение при неизменной силе действующего раздражителя как правило

а) способствует порождению иллюзий;

б) остается неизменным;

в) имеет тенденцию к возрастанию;

г) имеет тенденцию к угасанию.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется

а) взаимодействием ощущений;

б) синестезией;

в) адаптацией;

г) сенсибилизацией

Соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя называется

а) точностью ощущений;

б) тонкостью ощущений;

в) модальностью ощущений;

г) качеством ощущений

Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора называется

а) синестезией;

б) ассоциативным сдвигом;

в) адаптацией;

г) взаимодействием анализаторов.

Продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений называется

а) монотонией;

б) сенсорной изоляцией;

в) информационным вакуумом;

г) сенсорной адаптацией.

Повышение чувствительности под влиянием действия раздражителя называется

а) апперцепцией

б) сенсибилизацией

в) способностями

г) константностью

Эмпирический психофизиологический закон Вебера-Фехнер, заключается в том, что интенсивность ощущения пропорциональна……интенсивности стимула

б) логарифму

в) экспоненте

г) квадрату

Основной психофизиологический закон Вебера-Фехнера гласит:

При возрастании силы раздражителя в ___________________ прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в _________________________ прогрессии

Восстановите соответствие.

В левой колонке даётся название свойств восприятия ощущений, в правой – их определения. Ваша задача – соединить стрелками каждое из названий свойства восприятия и соответствующее этим свойствам определение.

Название свойства восприятия

Определение свойства восприятия

1. Полнота восприятия

А. количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации

2. Объём восприятия

Б. степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта

3. Константность восприятия

В. сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа

4. Целостность восприятия

Г. свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия

5. Предметность восприятия

Д. отнесённость наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира

Восприятие:

Процессы восприятия – это….. процессы

а) эмоциональные;

б) мнемические;

в) перцептивные;

г) интеллектуальные

Явление ложного или искажённого восприятия называется

а) иллюзией

б) перцепцией

в) ошибкой

г) апперцепцией

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью ______ анализатора

а) осязательного, температурного, вкусового;

б) слухового, вестибулярного, осязательного;

в) зрительного, тактильного, кинестезического;

г) слухового, вестибулярного, обонятельного.

Отражение в сознании изменений положения, которое объекты занимают в пространстве, есть

а) восприятие времени;

б) аккомодация;

в) стереоскопический эффект;

г) восприятие движения.

Механизм обеспечения константности восприятия является

а) индивидуальным;

б) врожденным;

в) приобретенным;

г) групповым.

Количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации, называется

а) диапазоном;

б) полнотой;

в) обобщенностью;

г) объемом.

Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется….

а) воображением

б) восприятием

в) мышлением

г) ощущением

Обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств, называется стояниях

а) понятием;

б) абстракцией;

в) отражением;

г) образом.

Относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов называется …

а) синестезией

б) константностью

в) сенсорной адаптацией

г) сенсибилизацией

Относительное постоянство свойств предметов при изменении условий их восприятия, это –

а) предметность

б) константность

в) целостность

г) структурность

Память.

К видам образной памяти из ниже перечисленных относятся

а) зрительная;

б) эмоциональная;

в) словесно-логическая;

г) двигательная.

По отношению к остальным видам памяти, у человека ведущей является память

а) двигательная

б) словестно-логическая

в) образная

г) эмоциональная

По сравнению с завершенными действиями незавершенные воспроизводятся

а) лучше на 50%

б) лучше на 100 %

в) хуже на 50 %

г) хуже на 100 %

Ультракратковременная память также называется

а) рабочей

б) сенсорной

в) оперативной

г) моторной

Расположите в правильной последовательности (согласно закону регрессии) стадии восстановления памяти: 1) восстановление знаний и умственных навыков; 2) памяти на чувства; 3) памяти на недавние события; 4) телесных навыков

Выберите наиболее точный вариант ответа. К основным положениям теории Н.А.Бернштейна относятся принципы 1) многоуровневого построения движений, 2) активности, 3) рефлек­торного кольца, 4) пофазного формирования навыка, 5) повторения без повторения

в) 1,2, 3,4, 5

Законы образования ассоциаций были открыты

а) А.Г. Эббингаузом

б) Фрейдом

в) Платоном

г) Аристотелем

Сточки зрения бихевиоризма фактором, влияющим на запоминание, является

    положительное и отрицательное подкрепление

    наказание

    положительное подкрепление

    поощрение

Непроизвольное запоминание всегда характеризуется 1)продуктивностью, 2) изобретательностью, 3) эффективностью, 4) спонтанностью

Выберите наиболее правильный ответ. Память различается по 1) быстроте запоминания; 2) объему запоминаемого; 3) прочности или длительности; 4) точности.

Процесс, обеспечивающий закрепление воспринимаемой информации и материала в памяти, называется

а) запоминанием

б) сохранением

в) удержанием

г) эйдетизмом

В серии экспериментов П.И. Зинченко было установлено, что запоминание фоновых раздражителей выше всего

а) у взрослых

б) у старших школьников

в) у дошкольников

г) у младших школьников

Мышление.

Основными операциями эмпирического мышления являются

а) суждения и умозаключения

б) анализ и синтез

в) индукция и дедукция

г) сравнение и классификация

По функциям различают виды мышления

б) вербальное, наглядное

в) дискурсивное, интуитивное

г) творческое, критическое

К основным видам мышления относятся

а) анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и категоризация;

б) наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое;

в) понятия, суждения, умозаключения;

г) индукция и дедукция.

По средствам мышления различают виды мышления

а) репродуктивное, продуктивное

б) вербальное, наглядное

в) интуитивное, рациональное

г) дискурсивное, интуитивное

Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников, представляет собой

а) наглядно-действенное мышление

б) продуктивное мышление;

в) наглядно-образное мышление;

г) репродуктивное мышление.

По степени новизны и оригинальности различают виды мышления

а) интуитивное, рациональное;

б) теоретическое, практическое;

в) репродуктивное, продуктивное;

г) дискурсивное, интуитивное.

Теория поэтапного формирования умственных действий разработана

а) А.Н.Леонтьевым;

б) Л.С.Выготским;

в) П.Я.Гальпериным;

г) С.Л.Рубинштейном.

Выведение из одного или нескольких суждений нового суждения, представляет собой

а) рефлексию

б) новое суждение

в) понятие

г) умозаключение

Коэффициент интеллектуальности есть

а) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида

б) характеристика, показывающая степень отдаленности (близости) мышления от патологических его проявлений

в) качественный показатель знаний, умений и умственных действий

г) относительно устойчивая структура способностей по переработке разнокачественной информации

Наглядно-образное мышление - вид мышления

а) характеризующийся опорой на представления и образы

б) опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними

в) осуществляемый с помощью логических операций с понятиями

г) основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных

Самостоятельность мышления

а) умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами;

б) способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений;

в) умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаний и практики;

г) умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия.

Ассоциативная теория мышления сводит содержание мысли к

а) поведению во внутреннем плане», отличающемуся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью;

б) процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность;

в) простому сочетанию образов памяти;

Проблеме как особому виду интеллектуальных задач присущи следующие характеристики: 1) причина; 2) цель; 3) условия, в которых задается данная цель; 4) потребность в достижении цели; 5) отсутствие внешних условий, детерминирующих интеллектуальный процесс; 6) недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий

Быстрота мышления понимается как

а) скорость протекания мыслительных процессов;

б) минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;

в) число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность;

г) способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений.

В структуре психики речь относится к психическим

а) состояниям;

б) процессам;

в) образованиям;

г) свойствам.

Понятие представляет собой

в) опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений;

г)воспринятое человеком значение какого-либо явления, предмета, знака.

Правильность речи - это

а) богатство языковых средств, их разнообразие;

б) ее соответствие литературной норме;

в) ее доступность, ориентированность на ее восприятие адресатом;

г) представленность в ней наилучших языковых средств, обусловленных целью высказывания, для передачи информации.

Из перечисленного; 1) последовательность, доказательность и связность мысли; 2) эмоциональный контакт говорящих; 3) грамматически правильнее оформление; 4) выразительность голосовых средств для монологической речи характерны

Из перечисленного: 1) последовательность, доказательность и связность мысли; 2) эмоциональный контакт говорящих; 3) выразительность голосовых средств - для диалогической речи характерны

Из перечисленных видов речи: 1) внутренняя; 2) жаргон; 3) устная; 4) внешняя; 5) письменная; 6) монологическая: 7) диалогическую; 8) интонация - выделяют ее основные виды

Внимание.

Количество объектов, на которые внимание распространяется при одновременном их восприятии, является составной частью такого качества внимания как

б) распределение;

в) активность;

г) направленность

Свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание – это

а) устойчивость;

б) переключаемость;

в) распределение;

г) сосредоточенность.

Состоянием, противоположным устойчивости внимания, является его

а) распределение;

б) отвлекаемость;

в) переключаемость;

г) рассеянность.

Вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию, - это внимание

а) произвольное;

б) социально обусловленное;

в) природное;

г) опосредованное.

Если ребенка привлекают яркие, блестящие или движущие предметы, громкие звуки, то внимание носит характер

а) непосредственный;

б) непроизвольный;

в) природный;

г) социально обусловленный

Степень или интенсивность сосредоточенности внимания называется …

а) устойчивость

б) произвольность

в) концентрация

г) распределение

Самостоятельная работа № 6: тема «Психология малой группы»

    Сплочение – это формирование особого типа связей, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне превратить в:

а) группу встреч; в) общение;

б) психологическую общность; г) корпорацию.

    К факторам сплочения в малой группе относятся следующие пять показателей: 1) эмоциональная привлекательность членов группы; 2) конформизм; 3) сходство членов группы между собой; 4) мотивация сотрудничества; 5) мотивация антагонизма; 6) общие цели; 7) удовлетворенность каждого члена группы групповой деятельностью:

а) 1,2,3,4,6 в) 1,3,4,6,7

б) 1,2,3,5,6 г) 1,4,5,6,7

    Коллективизм – это приоритет интересов группы над …. интересами.

    Осознание расхождения в мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении, это:

а) внушение; в) фасилитация;

б) подражание; г) конформность.

    Бесструктурное скопление на короткий период людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется:

а) толпой; в) аудиторией;

б) массой; г) группой.

    Избирательное реагирование члена группы на воздействие группы и принятие мнений, соответствующих групповым целям − это:

а) ценностно-ориентационное единство;

б) эмоциональная идентификация;

в) коллективистическое самоопределение личности;

г) сходство функционально-ролевых ожиданий.

    Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящая за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:

а) корпорацией; в) кооперацией;

б) ассоциацией; г) диффузной группой.

    Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:

а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность;

б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую;

в) уменьшению влияния группы на ее членов;

г) усилению влияния группы на ее членов;

    Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют:

а) социальная установка; в) общественный престиж;

б) общественная позиция; г) социальный статус;

    Процесс группового развития результатом, которого является дифференциация групповой структуры, её совершенствование, за счёт личной инициативы участников, называется:

а) социализация в) групповая динамика;

б) лидерство; г) конформизм.

    Повышение скорости и продуктивности деятельности вследствие актуализации в сознании образа другого человека, выступающего или соперником или наблюдателем,

а) фантазия; в) фасилитация;

б) каузальная интеграция; г) идеализация.

    Реальная социальная общность, в которой отсутствует сплочённость и ценностно-ориентационное единство, называется:

а) корпорация; в) диффузная группа;

б) неформальная группа; г) толпа.

    Динамический аспект статуса, выражение своих прав и обязанностей в соответствии с социальными ожиданиями.

а) роль; в) престиж;

б) позиция; г) вознаграждение;

    Изменение поведения или убеждений индивида в результате реального или воображаемого давления группы характеризуется как феномен…

а) конформизма в) уступчивости

б) конфликтности г) одобрения

    Формальной называется группа,…

а) фактически не существующая

б) созданная в рамках официально признанных организаций

в) складывающаяся сама по себе

г) наиболее значимая для человека

    Понятие первичной группы было впервые введено…..

а) Ч. Осгудом в) Г. Олпортом

б) Дж. Морено г) Ч. Кули

    К признакам малой группы не относятся:

а) наличие двух и более людей в) восприятие и понимание людьми друг друга

б) осуществление непрерывных контактов г) наличие общей цели

    Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:

а) кооперация; в) корпорация;

б) коллектив; г) ассоциация.

    Группа, с которой ребенок соотносит себя и чьи нормы, ценности являются эталонными для его поведения и самооценки, называется:

а) неформальной в) референтной

б) антиреферентной г) статической

    Индивидуальный вклад в совместную деятельность при увеличении числа участников:

а) остается неизменным; в) резко возрастает;

б) пропорционально увеличивается; г) пропорционально уменьшается.

    Сущность метода социометрии сводится к выявлению:

а) социальных качеств членов группы; в) системы симпатий – антипатий;

б) ценностных ориентацией членов группы; г) системы внешних связей группы.

    Социометрия – это метод, позволяющий изучать…… членов группы, а также ……., которое занимает каждый член в группе.

    Социометрическая структура малой группы – это совокупность ….. позиций членов группы в системе межгрупповых межличностных предпочтений.

    Социометрическая структура группы имеет следующие четыре характеристики: 1) статус; 2) взаимность; 3) конформизм; 4) фасилитация; 5) устойчивые межгрупповые предпочтения; 6) система отвержений:

а) 1,3,4,6; в) 1,2,5,6;

б) 1,2,3,4; г) 2,4,5,6.

    Групповой фаворитизм – это механизм межгруппового восприятия, заключающийся в тенденции …. собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.

    Индивидуализм – это позиция человека, при которой он принимает решения и действует в соответствии с …. целями, предпочитая их целям ……

    Социометрическая процедура впервые предложена:

а) Коломенским Я.Л.; в) Морено Дж;

б) Парыгиным Б.Д.; г) Олпортом Г..

    Метод социометрии позволяет выявить …

а) статус человека в группе в) мотивы межличностных выборов

б) групповые противоречия г) социальные нормы

    Лидер – это тот, кто лучше других:

а) относится к остальным членам группы; в) знает историю группы;

б) осознает критерии общности группы; г) выполняет общегрупповые нормы.

    Социальная власть – это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способностей оказывать …… в группе.

    Социальная власть в группе реализуется через … и……

    Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:

а) руководством; в) управлением;

б) доминированием; г) лидерством.

    Референтный тип социальной власти в группе:

а) основан на отношениях симпатии и эмоционального предпочтения лидера;

б) базируется на превосходстве лидера;

в) реализуется через принуждение;

г) основан на вознаграждении лидером других членов группы.

    Конструктивный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировал и партнеру цель нашего воздействия, называется…

а) внушением в) убеждением

б) заражением г) принуждением

    Ожидание выполнение норм и способов поведения, которые установлены в группе, называется:

а) экспектация; в) референтность;

б) лидерство; г) конформность.

В деятельности человека, управляющего людьми или техникой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти.

Виды памяти можно разделить по 3-м основным критериям:

  1. По характеру психической активности в деятельности память делят на:
    — двигательную

    — эмоциональную
    — образную
    — словесно-логическую
  2. По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяется:
    — мгновенная (сенсорная)

    — кратковременная
    — долговременная
    — оперативная
  3. По характеру целей деятельности делят на:
    — произвольную

    — непроизвольную

Двигательная память — лежит в основе запоминания и воспроизведения движений (езда на велосипеде, плавание, игра в баскетбол, игра в теннис и др.). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых двигательных актов.

Двигательная память появляется у ребенка уже в первые месяцы жизни.

Эмоциональная память – это память на чувства и эмоции, которые когда-то пережил человек (память страха, обиды, стыда…). Начинает проявляться у ребенка после 6 месяцев жизни.

Образная память – память на образы, представления, звуки, запахи, вкусы. Многие исследователи разделяют образную память на:
— зрительную (образ родного человека, родной дом),
— слуховую (любимая песня, голос матери),
— осязательную (мягкость шерсти любимого животного, поцелуй любимого),
— обонятельную (запах любимых духов, аромат любимых цветов),
— вкусовую (вкус любимого напитка, вкус любимых конфет, кислота лимона).

Образная память начинает проявляться у детей в 1,5-2 года (в то же время, что и представления).

Словесно-логическая память – это память на мысли, суждения и умозаключения. Еще ее называют смысловой памятью, т.к. она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел.

Словесно-логическая память проявляется в 2-х случаях:
1) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть. Наряду с этим есть люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст своими словами.

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых.

Мгновенная (сенсорная) память – это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств, в течение нескольких секунд без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно.

Кратковременная память – вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 секунд). Для запоминания какой-то информации человек предпринимает волевые усилия.

Объем кратковременной памяти определяется по простому упражнению: человека просят запомнить за минуту определенное количество слов (или цифр, или картинок). Затем человек сразу воспроизводит то, что запомнил. Люди отличаются по количеству запоминаемых слов, т.е. обладают различным объемом кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и сохраняется в течение всей жизни.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какой-то объем переходит в оперативную память. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, постоянное повторение информации, наличие эмоций при запоминании и др.

Оперативная память – это запоминание определенной информации на время, необходимое для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая – стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память – во время «быстрого» сна.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

Долговременная память — это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. В долговременной памяти содержится все, что мы знаем о мире.

Долговременная память обладает почти безграничным объемом. Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Произвольная память — намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание студентом определенной информации для сдачи экзамена.

Непроизвольная память – это запоминание информации без намерения запомнить. Человек чаще всего запоминает то, что делает (а не то, о чем думает), также хорошо запоминается то, связано с кругом знаний и интересов человека.

Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Ирина Базан

___________________________________
Читайте еще статьи по этой теме:

В психологии очень часто говорится о человеческой памяти и даже выделяется несколько ее видов. Зрительная, слуховая и осязательная, сенсорная, кратковременная, долговременная и многие другие виды памяти, которые имеют самые различные классификации. Каждый из них имеет свои важность для человека, а также способы эффективного развития. Однако в данной статье речь пойдет только об одном виде, которым является образная память. Это очень интересный вид, который может удивлять многих, так как он является довольно нетипичным. У каждого человека присутствует образная память, и она играет очень важную роль. Если вы хотите узнать, что это за роль, а также какие у этой памяти имеются особенности, как она появляется и как ее можно развивать, то эта статья для вас. Образная память - это очень интересная тема для изучения, которая позволит вам лучше понять, как работает ваш мозг.

Что это такое?

Сперва необходимо разобраться, что представляет собой данный вид памяти. Образная память - это тип памяти, в результате которого человек запоминает информацию не в текстовом виде, а в виде образов. Чаще всего это какие-либо картины, изображения и другие подобные воспоминания, которые у вас в голове отображаются не словами при помощи вашего внутреннего голоса, а изображением. Именно поэтому данный вид памяти является очень интересным, потому что образы невозможно измерять, как слова, соответственно, данный вид памяти является гораздо более необычным, чем стандартная память, которой пользуется каждый человек ежедневно. Что ж, теперь вы понимаете, что образная память - это вид памяти, при котором вспоминание происходит при помощи образов, то есть некоторых изображений, которые остаются в вашем мозгу.

Что она вам дает?

Многие люди сразу же начинают задумываться о том, что же дает образная память, потому что им кажется, что словесная информация является гораздо более важной. Однако это далеко не так, и сейчас вы поймете, почему. Дело в том, что у человеческого мозга имеется два полушария, каждое из которых отвечает за свой собственный тип восприятия. Левое полушарие отвечает за обработку и запоминание словесной информации, которая многими людьми считается единственной важной, а правое - за запоминание образов, которые эти слова и описывают. Но зачем нужны эти образы в памяти, если вполне детально все могут описать исключительно слова? Все не так просто, как может показаться, и ярчайшим примером являются многие дети нынешнего поколения. Дело в том, что настоящий век называется информационным не просто так: из огромного количества источников люди получают невероятные объемы информации. Сайты в интернете, реклама в общественном транспорте, везде вы получаете информацию, которой насыщается левое полушарие вашего мозга, но правое полушарие при этом не получает соответствующих данных, то есть образов, которые оно могло бы обрабатывать и использовать в совокупности с данными левого полушария. В результате получается серьезный дисбаланс, из-за которого учащаются дефекты внимания и рассеянность, которые чаще всего проявляются у маленьких детей. Чтобы этого избежать, необходимо развивать правое полушарие, и для этого существует далеко не одна методика. Образная память очень важна, и именно поэтому в данной статье будет рассказано о том, как именно ее можно развивать.

Как развивать образную память?

Как уже было сказано ранее, существует далеко не одна методика. Образная память развивается довольно легко и без особых усилий, потому что процесс запоминания образов является естественным для человека. Образы и текстовая информация составляют в целом отличную память, которой должен обладать каждый человек, но если ваш мозг будет переполнен данными без прикрепленных к ним образов, то вы можете легко путаться в этих данных, поэтому все объемы вашей памяти будут фактически бесполезны. Соответственно, развивать образную память нужно обязательно, и чем раньше вы это поймете, тем лучше. Лучше всего развивается образная память у детей, так как именно у них она изначально развита очень хорошо. Просто со временем люди начинают больше опираться на текстовую, а не на образную информацию, поэтому постепенно теряют силу этого вида памяти.

Образное мышление, образная память - это то, что необходимо развивать каждому человеку, а делать это следует с помощью задействования в получении информации всех органов чувств и, соответственно, источников информации. Итак, среднестатистический человек просто читает текст или слушает его, он оседает в его голове и, вполне возможно, забывается очень быстро, даже если это важная информация. Почему? Все дело в том, что у него нет якоря, который позволил бы ему закрепиться. Запоминание чисто текстовой информации в школе и университете называется зубрежкой - вы просто запоминаете слова в определенном порядке, чтобы их воспроизвести в том же порядке. Но помните ли вы хоть что-то из того, что зубрили в школе? Вряд ли.

Но если же используются образы, которые получается путем прикрепления к текстовой информации определенных данных, таких как изображения, звуки, запахи и так далее, то вы гораздо проще сможете запоминать. Соответственно, все, что вам нужно делать, - это постоянно задействовать все органы чувств и стараться контролировать процесс запоминания, чтобы вы запоминали не только текст, но и образы, связанные с ним.

Особенности образной памяти

У образной памяти имеются некоторые особенности, о которых вам стоит знать. Дело в том, что в большинстве случаев она является временной и образы сохраняются примерно в течение суток. Естественно, если вам конкретная информация нужна, то вы можете сохранить ее в собственном мозгу надолго, однако, чтобы ваш мозг не переполнялся образами, он сам очищает себя от того, к чему не посылаются запросы более 24 часов. Также оказывается, что эта память действует на бессознательном уровне, то есть большая часть образов записывается в вашем мозгу, когда она попадает в поле вашего зрения. Именно поэтому многие люди считают, что такой вид памяти - это зрительная образная память. Но справедливости ради стоит отметить, что образы бывают и звуковыми, и осязательными, и обонятельными, хоть и встречаются они гораздо реже.

Если же вернуться к длительности хранения информации образной памяти, то здесь выявляется еще одна характеристика: чем больше образ хранится в вашем мозгу, тем бледнее он становится и, соответственно, тем сложнее вам вспоминать его в деталях.

Угасание образов

Что это такое, невозможно продемонстрировать наглядно. Образная память является абстрактным понятием, и все процессы происходят у вас в мозгу, однако вполне можно описать, что же это такое. Итак, представьте себе, что вы едете в общественном транспорте днем. Вернувшись домой, вы вспоминаете, что видели женщину в синем пальто, она сидела рядом с вами. В этот момент вы можете вспомнить и другие детали, такие как цвет ее волос, черты ее лица, аксессуары, которые она носила, и так далее. Но если вы не будете думать о ней хотя бы день, то на следующий день вы уж с трудом будете вспоминать те детали, которые вам вчера казались очевидными. Что уж говорить о том, что случится через неделю или месяц. Образная память отличается тем, что образы, которые хранятся в мозгу, со временем становятся бледными, нечеткими. Они являются неустойчивыми и могут быть фрагментарными. Например, через месяц вы забудете, что было надето на девушке в принципе, но в вашем мозгу отпечатаются сережки, которые она носила тогда. Ну и конечно же, стоит отметить, что каждый образ может обманчиво меняться с течением времени и через месяц вам может показаться, что девушка была в зеленом пальто, хотя на самом деле она была в синем. Это объясняется тем, что человеческому сознанию проще создать что-то новое взамен утраченного элемента образа, чем тратить энергию на то, чтобы вспомнить этот элемент.

Когда появляется образное восприятие?

Развитие образной памяти - это то, о чем стоит задуматься каждому человеку. И как уже было сказано ранее, сделать это стоит как можно скорее. Однако когда именно у человека появляется образное восприятие и, соответственно, образная память? Вы можете удивиться, но образная память человека появляется только в полтора-два года, то есть довольно поздно. Именно тогда мозг ребенка начинает воспринимать явления окружающего мира не просто как явления, а как информацию, которую можно записать. Именно тогда у него в мозгу с огромной скоростью начинают накапливаться понятия, которые сопровождаются образами, в результате чего и формируется память. Тогда же ребенок получает возможность самостоятельно строить логические цепочки, связывая понятие с образом.

Почему же развивать образную память нужно с раннего детства? Многие родители полагают, что это излишний процесс и ребенку нужно концентрироваться на конкретных понятиях, а не на абстрактных образах. Однако это большая ошибка, потому что образную память зачастую называют фундаментом всех процессов запоминания. Без нее процесс запоминания не будет полным, а если она слабо развита, то и память у человека будет очень плохой. Соответственно, развитие образного мышления - это один из важных шагов на пути становления полноценной личности, которая сможет функционировать в современном мире.

Виды образной памяти

Психологи зачастую выделяют определенные виды данной памяти, с которыми вам также стоит ознакомиться. Естественно, как вы, вероятнее всего, догадывались, наиболее известной является зрительная память, потому что именно зрительные образы занимают наибольший объем памяти, они являются самыми детальными, и именно на них вы чаще всего опираетесь, когда пытаетесь вспомнить что-либо. Но также существуют и другие виды, которые не менее важны, хоть и используются немного реже. К видам образной памяти относятся слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная, то есть те, которые соответствуют определенному органу чувств. Соответственно, все звуковые образы, которые имеются у вас в голове, то есть песня, которую вы услышали в метро, или слоган, который донесся до ваших ушей из громкоговорителя, относятся к слуховой образной памяти. То же самое касается и других видов памяти, о которых было сказано выше.

Фотографическая память

Как вы уже узнали, к образной памяти относится любая память, связанная с органами чувств, так как вся подобная информация поступает не в форме конкретных данных, а в форме абстрактных образов. Но при этом отдельно хотелось бы выделить фотографическую память, о которой слышал, вероятнее всего, каждый человек.

Фотографическая память представляет собой подвид зрительной образной памяти, но отличается своей невероятной и несвойственной большинству людей детальностью и полным отсутствием бледности и наличием четкости. Что это значит? Представьте себе, как работает образная память, это было описано выше. Вы смотрите на объект, и ваш мозг делает «снимок» этого объекта, записывая его в мозгу. Но этот снимок изначально нечеткий, и вы вряд ли сможете рассмотреть на нем все детали, чтобы их воспроизвести. Если же вы обладаете фотографической памятью, то ваш мозг может делать идеальные снимки, которые вы можете хранить в течение длительного времени совершенно без потерь в качестве. Естественно, каждому человеку хотелось бы обладать фотографической памятью, однако с учетом того, что многие родители не стремятся развивать образную память у детей, а также сами не развивают свою собственную память, это понятие воспринимается теперь скорее как феномен, чем как что-то, к чему можно стремиться и чего можно добиться. Но в действительности это не так, и вы можете самостоятельно изменить порядок сложившихся вещей.

Тренировки

Вы можете самостоятельно воздействовать на то, насколько развитой является ваша образная память, даже если в детстве ваши родители не уделяли этому особого внимания. Для этого вам необходимо ежедневно проводить тренировки, которые позволят вам лучше запоминать образы. Как это делать? Вам необходимо запоминать различные образы, а затем воспроизводить их. Упражнения могут быть самыми разнообразными. Например, это может быть ряд картинок, на которые вам нужно посмотреть и запомнить именно образы, а не пытаться придумать словесные ассоциации. Затем вам необходимо воспроизвести порядок этих образов. Также вы можете запоминать картинку, а затем пытаться воспроизвести как можно больше деталей. Существует большое количество разнообразных игр, включающих в себя запоминание образов, так что это также может вам помочь, и фотографическая память вскоре может вам казаться уже вовсе не недостижимым феноменом.

Теперь, когда вы знаете об образной памяти все, вы можете начинать тренировки. А напоследок для вас приготовлен один интересный факт. Как и органы чувств обостряют свое действие при утрате функциональности одного из них (слепые люди гораздо лучше слышат и чувствуют запахи), образная память компенсирует нехватку информации, замещая ее другими образами.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама