THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что же такое агрессия?

Агрессия, проявления которой чаще всего вызывает негативную реакцию со стороны наблюдавших за ней людей, может иметь и положительный эффект. Таким моментом считается возможность разрядки переполнявших эмоций и отстаивания человеком своих позиций, повышения самооценки.

Но агрессивность всё-таки нужно контролировать, чтобы не создавать себе жизненных проблем. Особенно сильно проявляется она в подростковом периоде, поэтому важно понимать причины её появления.

Агрессия человека означает, что он хочет ощущать власть над кем-то, подчинять его. Она может быть как внутренней, направленной внутрь себя (аутоагрессия) и внешней, объектом которых становятся другие люди или предметы. Бывает она также явной и скрытой. Признаками явной агрессии считается повышенная степень конфликтности, рукоприкладство, способность давить на других, злословить. А скрытая форма проявляется уходом в себя, попытками самоубийства.

Подростковый возраст и агрессия

Такие свойства характера могут быть у любого человека, но особенно хорошо они наблюдаются у подростков. Это вызывает озабоченность многих родителей, которые замечают злость и неуправляемость своих детей.

Так же читайте:

Почему подростки становятся агрессивными?

Редкий ребёнок, вступивший в подростковый возраст, не меняет своего поведения. Как правило, он становится более агрессивным. Связано это с перестройкой его организма, изменением характеров окружающих его таких же подростков, которые именно в этот период начинают самоутверждаться, доказывать что-то друг другу, пытаться заслужить таким способом уважение.

Появляются случаи насилия над менее агрессивными сверстниками, которых назначают аутсайдерами и всячески глумятся над ними - и морально, и физически. Они создают свои группировки и не допускают туда чужих. Меняется отношение и с родителями. Они кажутся подросткам неумными, а их мнение считают не заслуживающим внимания. Подростки способны причинить боль любому человеку, не делая скидок на возраст.

Причин агрессии у подростков существует несколько. Самыми изученными и подтверждёнными специалистами считаются пять из них.

Первая причины агрессии у подростков

Первой причиной агрессивного поведения подростков признают конституционную предрасположенность. То есть таким может стать человек изначально раздражительный, подозрительный, замкнутый, тревожный, для которого важно, что о нём думают окружающие.

Вторая причины агрессии у подростков

Вторая причина подростковой агрессивности кроется в формировании такого поведения под негативным действием печатных (газеты, журналы) и электронных (интернет) источников информации. Сильное влияние на характер оказывает телевидение и компьютерные игры, предполагающие сцены жестокости, насилия, с криминальными элементами в сюжете.

Третья причины агрессии у подростков

Третьей причиной, по которой может сформироваться человек с агрессивными повадками, может быть семья, где растёт ребёнок. Если в ней есть непонимание между членами семьи, неприятие или слишком большая опека детей, их баловство взрослыми, нередки оскорбления, отношения между родителями и детьми не окрашены положительными эмоциональными оттенками, то все эти моменты могут создать почву для взращивания будущего агрессора.

Четвертая причины агрессии у подростков

Четвёртый случай, когда подросток может стать агрессивным, подразумевает ранее начало употребления алкогольных напитков или наркотиков. В состоянии одного из этих опьянений он настолько раскрепощается, что даже не осознаёт, насколько становится жестоким и непредсказуемым.

Пятая причины агрессии у подростков

Пятой причиной возникновения агрессивного характера подростков является состояние окружающей среды, общества в целом в момент формирования его личности. При неблагополучной экологии, проблемах с радиацией, шумах, переизбытке негативной информации появляются предпосылки для агрессии. Жизнь во время экономических и других кризисов, при отсутствии справедливых законов, ощущении безнадёжности может также привести к протестному поведению подростка, способному вылиться в агрессию.

Главное влияние на ребёнка всё-таки оказывает среда, где он растёт. Родители должны понять, что их ребёнок ещё не вырос, хотя он пытается это всем доказать. Это сложный переходный возраст, когда подростку больше всего нужны любовь и понимание в семье, способные снизить излишние тревоги и не дать развиться его агрессивности.

Внеурочная деятельность

Обществознание

Психология и педагогика

Агрессия – это проявление нарушений в эмоциональной сфере, сбой в психологической защите ребенка. Какой сценарий преодоления подобного поведения выбрать? Как помочь ребенку "дать отпор" в конфликтных ситуациях, и в чем причины агрессии? Разбираемся вместе.

Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство - т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.

Откуда берется агрессия?

Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.

Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.

Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения - образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.

Виды агрессии

Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.

  1. Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость
  2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила»
  3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг
  4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.

«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор - что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.

Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, - драка почти неизбежна.

А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию - это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?

Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.

Способ 1. Дать выход агрессии

Агрессия - это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе.
Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками - не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства - дзю-до, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.

Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», - справедливо думала Александра.

Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в Вконтакте было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)

Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем - они его нашли.

Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу

О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему. Поможет не только Шопенгауэр или книга Поварнина, но и простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время - выгодное преимущество.

Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье, если вы учитель - в классе. Да мы садитесь за стол и все внимательно обсуждаете проблему с супругом? В классе вы выслушиваете ученика, чье мнение отличается от общепринятого, или обрываете словами: «Чепуха, Достоевский имел в виду совсем не это»?
Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.

Способ 5. Следить за здоровьем

Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится - « Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку! », то по возможности стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции.

Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия (

  1. Первый класс – агрессия на уровне деятельности, мотивированная, контролируемая на личностном уровне. Например: отказ разговаривать (прямая, пассивная, вербальная), оскорбление (прямая, активная, вербальная), заговор с целью нанесения физического вреда (активная, физическая, непрямая).
  2. Второй класс: имеют более низкий уровень контроля, находятся не в рамках деятельности, а в рамках действий, большое значение имеет сила эмоционального напряжения, аффект, ситуация.
  3. Третий класс касается высокой степени аффекта, когда действия минимально контролируются, способность целостно оценить ситуацию утрачена практически полностью.

Основные формы агрессивного поведения:

  1. Физическая: наиболее явная форма, проявляется в виде применения прямой силы против объекта. Результат – нанесение повреждений физическим путем, которые могут привести к серьезным последствиям. Противоположность – вербальная : словесное нападение, заключается в угрозах, уничижительных изречениях в адрес объекта, цель – нанести психологический вред, самоутвердиться, унизить выбранную «жертву».
  2. Косвенная: действия направлены на определенный объект, но не осознаются объектом, используются окольные пути, чтобы «доставить» информацию к цели – сплетни, саркастические шутки. Противоположность – прямая форма, в которой применяются различные приемы непосредственно в адрес определенного лица.
  3. В зависимости от цели проявления, выделяют агрессию защиты и агрессию-провокацию. Первый тип – ответ на деструктивные воздействия от другого лица или группы лиц. Второй – нанесение первого «удара», с целью получения определенной реакции.
  4. Полярные формы – враждебная и инструментальная агрессия. Первый тип является целью сам по себе, проявляется в физической или вербальной формах, иногда – в комплексе, источник – гнев, желание нанести вред, как психологический, так и физический ущерб. Инструментальная форма – использование агрессии, как средства достижения цели, само по себе нападение – не самоцель.

Инструментальная форма может существовать без нанесения вреда другим лицам, но не предусматривается и избегание этого.

По вектору направленности выделяют внешнюю и внутреннюю формы. Первый тип направлен на окружающий мир, второй – внутрь себя (аутоагрессия).

Важно! Один из наиболее известных исследователей инструментальной агрессии Фешбах отмечал, что она является обязательной в современном мире, необходимой для достижения цели в условиях конкуренции, является важным элементом адаптации человека, позволяет защитить свои права и личные границы.


Исследования подростковой агрессии: история и особенности

Анализ детской и подростковой агрессивности – популярная тема исследований, что связано с ростом проблем в обществе, связанных с девиантным поведением , ростом подростковой жесткости по отношению к сверстникам, животным, близким, одноклассникам. Западная психология более 10 лет глубоко изучает корни проблемы – выдвинуты десятки гипотез, предполагающих факторы и основные причины агрессивного поведения подростков.


Основные направления исследований зарубежных специалистов:

  • гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте;
  • особенности соотношения между агрессивностью ребенка-подростка и поведениям, формами общения в его семье;
  • характеристика отношения родителей/опекунов к поведению подростка;
  • изучение соотношения уровня интеллекта и агрессивности подростков.

В основе две идеи:

  1. Агрессивность – природная особенность любого человека, заложенная на уровне инстинктов.
  2. Агрессивное поведение приобретается в ходе развития, воспитания, взаимодействия с социумом.

Отечественная психология работает в таких направлениях:

  • изучение взаимосвязи агрессивности и самосознания;
  • исследование эмоциональных нарушений, их влияния на уровень агрессивности;
  • изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности у подростков;
  • общение в социуме – в семье, школе, дружеском сообществе – как фактор развития агрессивности;
  • исследование биологических факторов, которые влияют на развитие деструктивного, враждебного поведения.

Важно! Основное направление в работе зарубежных и отечественных психологов – найти пути эффективной профилактики и борьбы с агрессивным поведением подростков.


Психологические особенности агрессивности подростков


Почему подростки агрессивны?

Детерминанты агрессивного поведения подростков делятся на четыре типа, согласно исследованиям Р.Бэрона и Д.Ричардсона:

  1. Биологические.
  2. Социальные.
  3. Персональные/индивидуальные.
  4. Внешние.

Важно! Известно, что «социальный вакуум» не может породить агрессию, другими словами – мы не можем быть агрессивны без определенного окружения.


Наиболее распространенные факторы развития агрессии:

  • проявления ненависти по отношению к расе, полу, внешности от окружения;
  • провокации вербального характера;
  • фрустрация.

Внешняя среда, не только социум, также оказывают влияние на формирование агрессивности:

  • стабильное воздействие шума;
  • жара, теснота и другие условия, создающие дискомфорт;
  • средства массовой информации.

Обратите внимание! Бэрон и Ричардсон отмечают, что для подросткового возраста в формировании агрессивности особо важны индивидуальные качества личности. Но их нельзя рассматривать оторвано друг от друга. Значение имеет только комплексный подход, анализ целостной структуры личности. Попытки отдельно анализировать эмпатию , эмоциональные проявления, ценности не дали результата в попытке связать их с агрессивностью.

В итоге многолетних исследований специалисты пришли к выводу, что формирование агрессивных форм действий формируется в результате воспитания, биологических, социальных причин.

Всего выделили четыре основных фактора:

  1. Агрессия – биологический прием защиты своего вида, сформировалась в процессе эволюции. Это мнение основано на позиции Фрейда и Лоренца. Агрессивное поведение – природное, естественное для человека, как представителя своего вида.
  2. Агрессия, как проявление невротического расстройства, реакция на фрустрацию. Подросток чувствует неспособность реализовать свои планы и намерения, что и вызывает негативные последствия.
  3. Приобретенная агрессия, как последствие влияния социума, близкого окружения, внешней среды.
  4. Агрессия, как форма защиты от постоянных, стабильно воздействующих на личность подростка, неприятностей, стрессов, переживаний.

Мнения специалистов долгое время разделялись относительного того, можно ли найти истинную причину деструктивного поведения подростка.

Современные психологи считают, что можно выделить комплекс факторов:

  • ощущение себя непринятым социальной группой;
  • отсутствие позитивного подкрепления действий со стороны окружения;
  • нехватка ощущения причастности, ценности своей личности;
  • переживание стабильного насилия – физического, сексуального, психологического;
  • постоянное ощущение опасности;
  • индивидуальные склонности к противоправным действиям, девиации.

Агрессивного ребенка можно узнать просто по ряду признаков:

  • раздражительность и вспыльчивость;
  • отсутствие интересов;
  • явный негативизм;
  • яркие, аффективные реакции на стимулы;
  • подросток активно вступает в словесные перепалки, драки, портит имущество.

Важно! Бесцельное времяпрепровождение – и причина, и следствие агрессивности. Отсутствие смысла в жизнедеятельности ребенка позволяет заполнить пустоту чем угодно. Это редко бывает что-то светлое и позитивное. Чаще пустота заполняется насилием, злобой, которую подросток видит в сети Интернет, по телевизору.

Последствия – подросток не видит смысла ни в чем, кроме массовой культуры, которая успешно разрушает неокрепшую психику.


«Куда смотрят родители?»

Популярный вопрос, которым задаются многие, глядя на современных подростков. Именно в семье, чаще всего, ребенок получает базовую модель поведения, обстановка, царящая в ближайшем окружении – образец для него.

Не сложно понять, что семья, в которой царят конфликты, не может выпустить в мир спокойного, уравновешенного, уверенного в себе гражданина. Советы по регуляции поведения помогут нормализовать отношения подростка с окружающим миром.

Конфликты мнений на почве воспитания: важно, чтобы родители и другие родственники, участвующие в воспитании, шли в одном направлении. Частая проблема – конфликт между мнениями мамы, папы, бабушек и дедушек, каждый «тащит» ребенка в свою сторону, критикуя методы воспитания других. Результат: внутриличностные конфликты, неврозы, низкая самооценка, агрессивность.

Реакция на гнев родителей, суровые наказания, неадекватные проступку ребенка, порождают ответную реакцию. Спокойного ребенка воспитывает спокойствие, мудрость, понимание, принятие и любовь. В данном случае, принцип, «как аукнется, так и откликнется» работает на все 100 процентов!

Игнорирование ребенка: родители не проявляют вовлеченность, они неэмоциональны, безучастны по отношению к ребенку. Результат – ребенок с раннего возраста стремится «добыть» внимание любым путем, не всегда это выглядит здорово. Он специально провоцирует родителя на агрессию, гнев, и так получает то, что хочет. В дальнейшей жизни его модель поведения не изменится.

Гиперопека: одна сторона медали, с другой – игнорирования. Лучший вариант – золотая середина, но к этому приходят не все. Чрезмерная опека приводит к подавлению личности, теплые эмоциональные отношения не возникают, как и в случае с игнорированием.

Обратите внимание! Статистика говорит следующее: в 40% семей подростков-правонарушителей наблюдались регулярные семейные конфликты, физическое насилие, драки (в 25% случаев), постоянная враждебность (12% случаев). Более половины трудных подростков указали семейные проблемы, как главную причину своих переживаний и стрессов (55% мальчиков, 78% девочек).


«Учат в школе…»

Школа на протяжении около 10 лет является основным социальным окружением ребенка, наравне с семьей. Учителя и соученики участвуют в становлении личности на важнейшем этапе – в подростковый период.

Агрессивность как форма защиты или средство ранжирования, способ привлечь внимание и вызвать уважение, страх, часто применяется в среде школьников, которые пришли из семей с особенностями, описанными выше.


Что с ребенком в подростковом возрасте в школе?

Проблемы адаптации, не способность принять новые нормы и стандарты общности, неумение вписаться в среду, проблемы с коммуникацией.

Неуспеваемость – серьезный фактор развития агрессии и враждебности, как следствие постоянной критики, унижений, наказания.

«Синдром жертвы»: каждый может вспомнить в своем классе ребенка, который регулярно становится «мальчиком для битья». Его по ряду причин выбирает типичный агрессор-хулиган в качестве своей постоянной цели для издевательств. На самом деле, в данном случае помощи требует не только «жертва», но и его мучитель – его выраженное агрессивное поведение растет из личностных проблем, семейных конфликтов и других факторов.

Важно! Самая страшная причина активного роста агрессивности подростков – равнодушие и попытка свалить ответственность на «более умного и компетентного». Речь идет о конфликте «школа – родители» — кто же должен бороться с этой серьезной проблемой? Секрет успеха – внимательное отношение обеих сторон, участие, внимание и взаимная поддержка в треугольнике «семья – педагоги – психолог».


Факторы риска развития агрессивности

Группа факторов Примеры
Персональные Заниженная самооценка Склонность к употреблению наркотических средств Девиантное поведение Склонность к нарушениям поведения
Групповые (факторы риска в группе одноклассников, сверстников) Давление группы Дружба с компанией, в которой участники склонны к нарушениям поведения, вредным привычкам
Семейные Постоянные конфликты в семье Низкий уровень дисциплины Родители с вредными привычками Насилие в семье Безнадзорность
Социальные Окружение, которое способствует развитию тяги к спиртному и наркотикам Низкий уровень жизни Экономическая нестабильность

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

Адекватная и действенная коррекция возможна только при выполнении точной диагностики, с применением комплексных методик. Диагностика агрессивного поведения подростков осуществляется в двух направлениях:

  • анализ уровня агрессивности подростков и типичных форм ее проявления, чтобы индивидуальная коррекция была результативной;
  • определение триггеров, основных факторов, которые влияют на проявления различных форм агрессивного поведения.

Для выбора правильного метода борьбы с негативными поведенческими проявлениями, программа диагностики должна давать возможность выполнять такие задачи:

  1. Получение данных, относительно особенностей личности агрессивных подростков: темперамент, эмоциональная сфера, интеллект, характер, нравственные нормы и другое.
  2. Изучение нюансов семейного окружения, воспитания в семье, ее структуры, анализ проблем: атмосфера в семье, воспитательные меры, микроклимат, отношения между всеми членами семьи.
  3. Анализ отношений в системе «подросток – сверстники»: отношение группы к подростку и его к группе, социальная роль подростка, удовлетворенность отношения, статус.
  4. Отношения с педагогами анализируется по критериям стиля отношений, педагогических влияний, методов воспитания.

Обратите внимание! Если в результате диагностики выявлено, что основная проблема лежит в семье, в этом направлении и нужно направлять усилия. Педагогическая коррекция помогает гармонично взаимодействовать с подростками в отношениях «педагог – ученик».


Психолого-педагогическая коррекция и ее особенности

Причина проблем – в семейном воспитании: психолог предпринимает меры по работе с родителями или опекунами детей, подростков, дает рекомендации. Что нужно сделать? Гармонизировать отношения, выполнить корректировку отношений, установок, взглядов, ценностей. Задача психолога – помочь родителям найти оптимальный вариант коммуникации с подростком, подобрать правильную тактику дальнейших действий. Формы работы: беседа, лекция, тренинг. Просвещение родителей крайне важно, поскольку ужасающее количество родителей не имеют даже базовых представлений о воспитании.

Важно! Психологическая программа тренинга позволяет одновременно работать с несколькими семьями, в которых наблюдается идентичная проблема. В рамках тренинга психолог предлагает решать задачи, делать упражнения, обсуждать некоторые вопросы, вырабатывать новые для родителей педагогические приемы, специалист также тренирует навыки коммуникации .

Если суть проблемы в коллективе школьников, важно учитывать, что именно школьный коллектив на определенном этапе развития личности – основной. Это референтная группа , в рамках которой подросток проявляет себя, свою индивидуальность. Популярные и действенные приемы работы: внутришкольная и внешкольная деятельность, которая связана с творчеством, и требует внимания всего школьного коллектива. В рамках подобной деятельности подросток может зарекомендовать себя, активно вступать в коммуникацию с другими.

Важно! Л.Семенюк отмечает, что лидер на разных этапах деятельности должен меняться – не стоит формировать «актив» лидеров, важно менять роли, позволять каждому показать себя. Отличное средство нивелирования агрессии – удовлетворение от деятельности.

Информирование и обучение педагогов приемам работы с агрессивными подростками – важный шаг в борьбе с негативными поведенческими проявлениями. Рекомендуется обучать способам решения конфликтов, нивелирования отрицательных эмоций, регуляции психического равновесия, выбору эффективного стиля преподавания.

Важно! Профилактика агрессивного поведения подростков – важный момент в работе школьного психолога.

В результате анализа всех способов психокоррекционной работы, удалось выделить два направления:

  • рационализация педагогического процесса;
  • методы психологии и психотерапии.

Важно! Нельзя использовать исключительно один метод, при помощи которого выполняется психологическая коррекция, необходимо рассматривать комплекс приемов, индивидуальные особенности каждого подростка.


Основные направления работы с подростками:

  • социально-педагогическая коррекция поведения;
  • работа с нарушениями эмоциональной, мотивационной, волевой сфер;
  • работа с семьей, коррекция семейного воспитания – разрабатывается специальная программа действий;
  • гармонизация отношений в коллективе школьников;
  • просвещение педагогов в работе с трудными, агрессивными подростками;
  • психолог дает рекомендации по саморегуляции поведения.

Обратите внимание! Для работы с подростками, родителями используют широкий спектр методов: тренинги, занятия по психодраме , профилактика, беседы.

Очень важно не просто правильно диагностировать причины агрессивности, но и научить подростка справляться с волнами гнева и агрессии. Анализ многих факторов позволяет психологам выбрать оптимальные пути работы с агрессивными подростками – психокоррекционная программа основывается на данных исследований.
http://bibliotekar.kz/

Почему так происходит?

Существует множество гипотез насчет того, откуда берется агрессивное поведение подростков.

Дискуссии и исследования о природе подростковой агрессии особенно активно ведутся в последнее время, и остается большой пласт нерешенных вопросов.

Влияет ли медиа, игры и поп-культура на агрессивность?

Очевидно, что с помощью насилия и открытой злости подростки выражают, или ищут пути выражения, личных переживаний. Подобным поведением, они неосознанно дают понять о своих внутренних конфликтах.

Или подростки с трудным детством и неблагоприятной средой воспитания. Большинство взрослых людей даже не пытаются думать о чувствах агрессивного ребенка, примитивно загоняя его в шаблон “трудного подростка”, “хулигана”. Такой ребенок достоин только наказания, а не помощи. Так с «плохим» поведением не справиться. Это провоцирует новые вспышки враждебности. В том числе и аутоагрессии.

Аутоагрессия — активность, нацеленная, осознанно или неосознанно, на причинение себе вреда в физической и психической сферах.

С точки зрения психоанализа она относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется саморазрушительным поведением. Всамообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства.

«Агрессивное поведение» и «агрессивность»

Многие путают эти два понятия. Разница заключается в постоянстве и природе действий, которые мы называем жестокими. Агрессивность — это качество личности, возможно приобретенное. Личность у несовершеннолетних только формируется и это качество может легко встроиться в нее. По поведению - это ситуативные поступки, которым часто могут удивляться.

Агрессивным человеком можно назвать, например, мальчика, издевающегося над кошками во дворе и крадущего телефоны на улице. Человеком с агрессивным поведением может быть подросток, который подрался с одноклассником, по какой-либо причине.

Причины агрессии - взгляд со стороны науки

Выделяют несколько теорий возникновения агрессии: теория инстинкта Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, фрустрационная теория Джона Долларда. Предлагаю рассмотреть возможными причинами агрессии подростков на основе этих теорий.

  • Теория инстинкта

    Эта теория рассматривает агрессию как врожденную и органическую реакцию, основанную на фрустрации.

    Фрустрация - это состояние, которое возникает при невозможности удовлетворения какой-либо потребности, когда человек не может получить того, чего хочет.

    У подростков все инстинктивные реакции становятся ярче, и контролировать их сложно из-за стресса и гормонального всплеска. И это выражается деструктивным поведением, вспышками.

    Фрейд говорит, что агрессия появляется из «спора» влечения к жизни, созиданию, и влечения к разрушению, которые заложены в человеке с самого рождения. Агрессивным поведением проявляется защита. Она дает не разрушать самого себя, разрушая вместо этого мир вокруг. В переходном периоде жизни тема противоречий и внутренних споров крайне обострена и актуальна.

    Подросток подсознательно учится использовать защитные механизмы, хоть и не всегда удачно и безопасно.

  • Фрустрационная теория

    Определение фрустрации мы дали выше. Теория фрустрации говорит об агрессии как о продукте переживаний, связанных с непреодолимыми трудностями.

    В случае тинейджеров большим препятствием для реализации идей и желаний часто становится угнетение, или просто подавление всех стремлений со стороны родителей, учителей и сверстников. В огромном количестве случаев психологическим препятствием становятся фразы, подобные таким.

  1. «Ты еще маленький»
  2. «Не лезь туда, ты недостаточно…. Взрослый, компетентный, умный…»
  3. «Мы лучше знаем, что для тебя нужно, сиди тихо»

В таких случаях злость со стороны юноши или девушки направлена на давящую сторону и косвенно на себя.

Родители, употребляя подобные фразы в общении с подростками знайте, к чему они могут привести!

Фрустрация, вызывающая аутоагрессию может быть спровоцирована и сомнением в своих силах, что характерно для многих подростков. Сомнение может перерастать в самоуничижение и ощущение полной невозможности делать что-либо. Что особенно свойственно людям, склонным к депрессивным состояниям. Больше . При таких обстоятельствах внутренняя агрессия сильнее внешней.

Фрустрация проявляется не только из-за неудач в самореализации. Причиной агрессивного поведения может быть и банальное неудовлетворение потребностей. Кроме потребности в любви и одобрении со стороны семьи, у тинейджеров появляются новые нужды. Это принятие важным сообществом, уважение, возможность открыто высказываться и прочие. Эти новые потребности часто не замечают и игнорируют, что приводит к фрустрации. Долгий период фрустрации вызывает либо стресс, который тоже ведет к агрессии из-за истощения, либо озлобленность на тех людей, которые должны были учитывать потребности молодого человека.

В общении с подростками и их воспитании нужно очень много внимания. Но важно не нарушать личное пространство. Ведь потребность в его уважении тоже очень важна

  • Теория социального научения

    Согласно этой теории, люди «учатся» агрессивному поведению, наблюдая за постоянным окружением.

    Если ребенок на протяжении своей сознательной жизни видит, как родители кричат друг на друга и на окружающих, он с большой вероятностью вырастет жестоким подростком.

    Враждебность становится условным рефлексом. Кажется, что бороться с таким поведением невозможно. Но это не так. Его можно тормозить, просто не давая подкрепления. Во-первых, подросток должен видеть пример не агрессивного поведения в окружении. Во-вторых, он не должен получать ответной агрессии в ответ на свои нападки.

    Копирование поведения старших характерно для тинейджеров. У них возникает потребность в ролевой модели.

Формы агрессивного поведения подростков

Говоря об агрессивном поведении по форме можно его разделить на:

  1. Физическую агрессию. Это причинение материального ущерба объекту, физическое насилие, что понятно из названия. Часто применяется подростками в случаях драк, жестокости по отношению к животным.
  2. Вербальная агрессия. Она может выражаться в оскорблениях, пассивной агрессии, бойкотах и спорах, перерастающих в перепалку. Вербальная агрессия направлена на причинение морального ущерба. На это в основном жалуются родители, устанавливая клеймо «трудного подростка».

По цели проявления агрессии бывает:

  1. Агрессия защиты. По большей части защитный механизм, провоцируемый насилием со стороны окружающих — семьи и сверстников. «Петя оскорбил мою девушку — я встречу его после школы и подерусь с ним».
  2. Агрессия-провокация. Это то, чем занимается тот самый Петя, чтобы удовлетворить любопытство, поиздеваться или получить реакцию.
  3. Инструментальная агрессия — случай, в котором агрессия является не самоцелью, а способом достижения цели. Я ударю человека и получу то, что мне нужно.

Влияние переходного возраста на жестокость

Современные дети подросткового возраста действительно, более агрессивны. Причем у девочек трудности с регуляцией жесткости появляются раньше, в 13-14 лет. У мальчиков этот процесс начинается чуть позже, обычно в 14-16 лет.

По большей части на поведение тинейджеров влияют изменения, которые происходят в них. У подростков активно формируется личность и самосознание, меняется восприятие себя и отношение к ним со стороны общества. Они переживают гормональный всплеск. Это способствует агрессивному поведению.

На поведение подростков оказывают влияние все сферы жизни, которое их окружают: семья, детский социум, СМИ.

Но каждый подросток в одних и тех же условия ведёт себя по-разному. Это зависит от его личностных особенностей.

Но не стоит забывать, что агрессия - не только «плохое» поведение. Это необходимость, защитная реакция организма, один из способов добиться желаемого.

Особенности агрессивного поведения у подростков

  1. Физическая агрессия как самый простой способ выражения враждебности, постепенно даёт место вербальной агрессии, которая не причиняет такого сильного видимого вреда;
  2. Несмотря на это, на протяжении всего подросткового возраста для девочек более характерна вербальная агрессивность. А мальчики «предпочитают» физическую.

Первое, что необходимо знать родителям - это теорию об агрессии. Для этого мы написали эту статью. А теперь - практика.

Чего делать с агрессивными подростками нельзя

  1. Игнорировать;
  2. Вступать в постоянные неконтролируемые конфликты в семье;
  3. Ставить крест на ребенке, увидев неугодные проявления личности;
  4. Клеймить и осуждать;
  5. Применять гиперопеку.

Подобные действия ведут за собой негативное отношение к семье, иногда аутоагрессию «Мне говорят, что я безнадежное разочарование и глупый ребёнок. Может, это правда? Может, я заслуживаю такого обращения?»

Подобные мысли могут сильно подорвать самооценку ребенка. Учитывая то, что не всегда у подростка получается контролировать свою агрессию.

При конфликтах в семье в игру вступает социальное научение, о котором мы говорили. Родители так себя ведут - значит это правильно

Игнорирование заставляет ребенка справляться со всем самому, что повышает уровень стресса и фрустрации, сложности с определением категорий «хорошо» и «плохо».

Что делать можно и нужно:

  1. Обращать внимание на подростка, по возможности говорить с ним о том, что его волнует и что может вызывать агрессию;
  2. Если произошла вспышка агрессии обсудить этот случай, поговорить о чувствах, которые испытывал ребенок;
  3. Контролировать жестокость в самих себе;
  4. Не разрешать, но спокойно и уверенно, проявление агрессии в свою сторону;
  5. Не поднимать панику. То, что не нравиться родителям и кажется невероятным, часто является нормой поведения тинейджера;
  6. Принимать ребенка, воспринимать его, как настоящего человека с чувствами;
  7. Если не справляетесь - стоит , не дожидаясь наступления серьезных проблем. С его согласия, конечно же.

Действовать надо спокойно и уверенно. Находить причины агрессивного поведения, обсуждать с подростковом его чувства, помогать ему найти социально - приемлемые способы выражения его чувств. Так можно не только смягчать негативные вспышки, но и в целом улучшить отношения.

Переходный возраст — сложный период для каждого человека, и самого подростка, и его окружения. Но справиться с этим и не допустить болезненных последствий вполне возможно.

В центре К.О.Т. разработана , на которой подростки учатся понимать с выражать в свои эмоции, работать со своим с поведением. Это реальная эффективная помощь самому современному подростку и его семье.

Интересно узнать на сколько ли подросток контролировать свои эмоции? Пройдите простой тест и получите советы психологов!

Занимайтесь самообразованием, не забывайте думать, прежде чем говорить и делать. Вдох, выдох, сохраняйте спокойствие и человеческое отношение. «Трудный подросток» — только вершина айсберга, смотрите глубже и не отчаивайтесь.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте – натуральный бич для родных подростка. Когда ваше дитя преобразовывается в вечно хамящего, грохающего дверью монстра, не сложно растеряться. Преподаватели начинают жаловаться, что все чаще случаются разборки среди ребят, где фигурирует ваш подросток. Он ведет себя дерзким образом. В ответ родители устраивают детям скандалы, стремясь вызвать в них примерное поведение. Конфликтные ситуации родных с детьми только накаляют обстановку. Невозможно понять, что же делать. Одолеть подростка не получается. Родители подмечают, что их ребенок стал неконтролируемым. В этой статье мы узнаем, какая профилактика агрессии в подростковом возрасте.

А наравне с тем, агрессия в подростковом возрасте – один из самых учащенных и типичных примет прихода и существования кризиса у подростка. Вы не первые и не последние. Во многих семьях по истечению некоторого времени данный вопрос исчерпывается сам по себе. Действительно родным важно понять, что творится с их ребенком, о чем сигналит его агрессивное состояние.

Будучи непредвзятыми, можно сказать, что в кое-каких подростков вспышки гнева и уязвимости сводятся к минимуму, что спровоцировано физическими преобразованиями организма, модифицированием гормонов. А иные, проворачивают кругом своей личности целые «войны» в своей семье. Это то самое время, когда надо поговорить о профилактике агрессии в подростковом возрасте.

Методы профилактики агрессии у подростков

Источник к уяснению сущности профилактики агрессивного поведения ребят заключается во фразе «он стал неконтролируемым». Действительно, люди, достигшие совершеннолетия в основном распоряжаются сами собой. Или тогда, когда взрослый человек условился с другим взрослым человеком, он может не принудительно отдать ему право частичного правления личными действиями. К примеру, при поступлении на работу человек в замену на обусловленное денежное возмездие дает свое согласие, что его руководитель должен сообщать ему, что и как нужно произвести в рамках трудового графика. В обмен за вознаграждение, а не насильственно. А это обозначает, в действительности, сбережение права распоряжаться своей личностью. Вследствие того, что можно в любое время взять расчет и разыскивать иные соглашения.

В итоге получается, что взрослые люди руководят своими поступками самостоятельно, а вот дети нуждаются в родительской опеке. Именно они определяют, какие внести и предпринять правила в жизнедеятельности их ребенка. И это справедливо, потому что ребенок не имеет полного опыта, познаний и сил, чтобы прожить, принимая решения в одиночку, и успешно существовать. Но при этом стоит учесть, что ребенок растет, становится более опытным.

«Подросток» – само слово говорит про себя, это время, когда ребенок прощается с детством и сталкивается со зрелостью. Если к этому часу, ребенок был ограничен свободой, и ему существенным образом не поясняли, для чего нужно придерживаться того или другого правила, а лишь вынуждали им руководствоваться, то к времени кризиса подросткового возраста такой ребенок в точности уверен: право принимать решение – это вопрос, который заключается в силе. И сразу же принимается ее показывать. Это ему нужно, чтобы завоевать право быть самостоятельным. Из этого следует, если у вас нет желания встречаться с агрессивным поведением собственного подростка в полном масштабе – преждевременно начинайте в большей мере истолковывать, просить, и реже выдвигать требования приказным порядком. Понемногу усиливайте его свободу действий, задолго до того, когда он примется за нее воевать. Разумеется, в таких рамках, сколько это будет безвредно.

Коррекция агрессии подростков

Бросьте проявлять ожесточенность на его агрессивное поведение. Он вас же и наследует. Вы орете – он отвечает тем же. Вы не снисходительны в эпитетах, не забывайте, что и у него яркий резерв слов. Если вы манипулируете другими, почему думаете, что он так не будет поступать. Перестаньте показывать негативный пример.

Сознайтесь сами себе, что в чем-то ваш ребенок уже большой. И кое в чем он может самостоятельно разобраться. В том числе, у него есть личное право не желать что-то, чего вы от него добиваетесь. Вы же не хотите, чтоб он и около 30-ти лет повиновался каждому желанию посторонних лиц. Конечно, нет! Собственно это то время, когда ваш ребенок приобретает опыт, как защищать личные интересы. Придите ему на помощь именно сейчас. Поделитесь знаниями, как нужно достигать договоренности. И согласитесь, что порой он может поступить не так, как вам хотелось. Ведь это его собственный выбор.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама