THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сегодня в России нет ни одной сферы, так или иначе не доступной для женщин. Для нас — женщин — это безусловно плюс. Безграничные возможности заработка и многочисленные пути саморазвития. А вот мужчинам, каково им? Какие эмоции и чувства они испытывают, уступая пальму первенства в женские руки? Ведь свергнутая привычка восседать на двух стульях и осознание того, что твое величие и всеединство перешло в разряд мифов, не может пройти бесследно. Ведь факт того, что женщины могут достичь и уже достигли превосходящих результатов во многих отраслях ни от кого не скроешь. Шило в мешке не утаишь.

Но было ли это сознательным и искренне желанным поступком. Например, профессия учитель полностью передана на растерзание женскому коллективу. Причины: острая необходимость восполнения недостатка материнского внимания и незаинтересованность мужчин в малодоходных и неперспективных работах.

Также, благодаря советскому разделению на «твое и наше», такие профессии как врач (особенно детский), бухгалтер, секретарь, продавец, парикмахер, повар и др. — вынужденно становятся чисто женскими. Мужчины же традиционно заняли более оплачиваемые должности, такие как: политик, директор, инженер, военный, космонавт, главврач. И все это несмотря на пропагандируемую идеологию «равенства и братства»!

Впрочем, последний лозунг не сработал дважды. Советские мужчины не без удовольствия передали бразды правления и в добывающей сфере. Т.е., функция «женщины-добытчика» стала как нельзя актуальной. «Найти желаемое, получить право на добычу и завладеть ею» — именно по этому принципу жила бо льшая половина кормилиц семей. Именно женщины в обеденные перерывы и выходные отстаивали огромные очереди за пропитанием, в то время как самопровозглашенные главы «ячеек общества» полеживали на диванах, обдумывая очередной манифест или наименее трудоемкое исполнение приказа свыше.

Всё так, господа-товарищи. Именно вынужденное деление «равенством» и вечное ожидание «нам должны» повлекло за собой современный матриархат. Мужчины, из-за привычки исполнять, разучились думать, женщины из-за привычки защищаться — превратились в агрессивных и вечно уставших добытчиц. Такова наша новейшая гендерно-профессиональная история.

А что сейчас? Сейчас, как модно говорить, женщины рулят. Рулят открыто и не стесняясь. Диктуют свои правила в обществе и вне него. Занимают все новые и перспективные сферы. Безусловно, традиции остаются традициями, и с верховными должностями мужчины расстаются, мягко сказать неохотно. Да и палки в колеса вставлять и мелкопакостничать тоже не брезгуют. Но факт есть факт. Русские амазонки в действии.

Натренировавшись вдоволь на закупках провианта и совмещении несовмещаемого (работы и материнства), женщины шагают дальше. Как опытные бойцы они идут в бой, не испытывая неуверенности в своих знаниях и действиях. Они с гордостью несут знамя: «Заслуженно лучшие!»

Женщины повсюду: в спорте, в правительстве, в полиции, в армии, в космонавтике, в управлении, в исполнении, в законодательстве… Сегодня только в рядах генералов армии (!) Википедия насчитывает более 30-ти женских фамилий. А что уж говорить про финансы. В рейтинге Forbes Woman за прошедший 2015 год как и прежде старожилы и новички - владелицы самостоятельных бизнесов и жены крупных чиновников. Комментарии, как говорится излишни. Особенно, если сравнить цифры с «мужской» аналогичной сеткой. Возглавляет рейтинг по старинке Елена Батурина, президент компании Inteco Management, с состоянием в более 1 млрд $. Из новичков Татьяна Бакальчук, гендиректор интернет-магазина Wildberries. Ее состояние оценено в 375 млн. долларов, ей 40 лет и у нее трое детей.

Но это еще не все…

Отныне существует даже деление женщин на категории: например, бизнес-леди, светская львица, свободная женщина, женщина-муниципал, домашняя клуша…

Домашние клуши сегодня не в почете. По крайней мере среди самих женщин. Они вызывают жалость и сострадание. А вот для мужчин они настоящее сокровища, некий желанный раритет, возможность самореализации и все терпящая надежда искренней и взаимной любви.

Женщины-чиновницы (муниципалы) вызывают не меньшее раздражение, чем клуши: ведь все они по мнению большинства стервы и обязательно недолюбленные одиночки. Иначе как они могут работать на таких должностях?

Бизнес-леди — это реальные трудоголики, чаще всего образованные женщины с большим потенциалом. В их жизни (как и у всех) есть свои плюсы и минусы. Они в уважении у женщин и в черном списке у мужчин. Последние таким женщинам автоматически ставят клеймо «умная, самодостаточная и не нуждающаяся в мужчине», тем самым исключая их из своего круга потенциальных спутниц.

Светские львицы. Особенно хочется отметить категорию женщин, умеющих отличатся хотя бы более или менее незаурядными данными и желательно отсутствием мозгов, направо и налево пользующихся тем что есть, и чаще всего мелькающих в style таблоидах и телевидении. Их сейчас много и они в моде. И они навязанный эталон. Навязанный кем? Конечно же мужчинами, как один из способов быть снова на коне.

Только вот хорошо это или плохо решать не нам. Решать будут мужчины и женщины последующих поколений. Оказавшись на втором плане и ущемленные своей несостоятельностью молодые люди вынуждены будут оправдываться и реорганизовываться в прежних «знаменосцев». Девушки же, в конец измученные своим всемогуществом и всесильностью, также пойдут на уступки: сначала притворяясь, а потом и впрямь ослабевая, поддерживая тем самым начатый мужчинами «ролеворот» социальной значимости.

Хотя, и здесь все зависит от человека. Кого-то роль подопечного исполнителя вполне устраивает. Кого-то нет. Но это уже совсем другая история…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

И Л. Г. Моргана . В советской исторической науке, археологии, этнографии и антропологии существование матриархата долгое время не ставилось под сомнение, однако убедительных доказательств существования власти женщин над мужчинами этнология, археология и антропология так и не предоставили.

В западной антропологии уже в 1950-е гг. появилась аргументированная критика матриархата в представлении Бахофена-Моргана и к 1970-м годам большинство антропологов пришли к выводу о том, что матриархат - это миф, созданный Бахофеном на базе интерпретации греческой мифологии.

Все западные специалисты согласны в том, что существуют общества, в которых женщины достигли огромного социального признания и власти, однако никто никогда не описал общества, где за женщинами была бы публично признана власть и авторитет, превосходящие властные полномочия и авторитет мужчин.

Согласно трудам многих специалистов, в истории не существовало ни одного достоверно известного по каким-либо надежным источникам матриархального общества. .

Однако даже противники теории существования матриархата как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса всё-таки нередко наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия, они, однако, считают что неправомерно идентифицировать такой рост со «становлением матриархата» . По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства - типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала. Однако данные утверждения вступают в противоречие с недавними археологическими находками на юге России, Украины и южной Сибири, которые подтверждают высокую роль женщины в социальной жизни древних скотоводческих племен.

По представлениям некоторых эволюционистов, матриархат был тесно связан с культом плодородия - древние люди ассоциировали «мать землю, взращивающую брошенное в неё семя» с женщиной, беременеющей после полового акта . В основе религиозных представлений того времени была вера в «богиню-мать - прародительницу рода».

Матриархальные общества

Современной науке известны общества содержащие в себе многие признаки матриархального порядка.

Общества могут быть признаны матриархальными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность , матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии); иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак , гостевой брак и даже полиандрия . Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака - дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности , при котором имуществом семьи распоряжаются женщины, и передается оно только по женской линии. Мужчина, с которым женщина состоит в длительных отношениях, не имеет право распоряжаться собственностью женщины и ее семьи.

Основой типичного матриархального общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200-300 человек близких родственников по женской линии. Ее возглавляет старшая женщина, иногда ее брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и ее детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский род, который коллективно владеет общинной землей. Прочее же имущество является собственностью женщин, и передается от матери дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский род состоял в тесных связях с другим родом, с кем обменивался женихами и невестами (так называемая дуальная экзогамия). Иногда дуальная экзогамия перерастает в фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).

Есть и другой вариант матриархального порядка: племя делится на две половины, в одной живут мужчины а в другой женщины, каждая половина существует автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. Родство так же ведется по женской линии. Пересечения обоих половин племени происходит только на период брачных обрядов для зачатия детей. На другие сферы жизни друг друга обе половины племени не влияют.

В матриархальных обществах, где религиозную картину мира формирует язычество, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать . Примером может служить одно из древнейших направлений индуизма шактизм , или культ богини Астарты в древней Месопотамии. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский пантеон богов заменяетяся на мужской пантеон. Богини утрачивают свою культово-религиозное значение, они становятся второстепенными персонажами религиозной мифологии. А трон верховного божества вместо Богини-матери занимает Бог-отец.Матриархальные социумы повсеместно встречались в разное время в разных частях света, у различных народов, населяющих Азию , Африку , Европу , Северную и Южную Америку

В настоящее время матриархические общества с относительным доминированием женщин в некоторых сферах общественной жизни, сохранились лишь в некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале) и Африки, где наряду с относительно высоким женским статусом типична также и полиандрия , а также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.

Некоторые черты матриархата сохранились в обычаях североафриканской народности туареги , где по прежнему присутствует матрилинейность и часто матрилокальность, а также наличествует высокая роль женщины в социальной жизни племени. У туарегов в настоящее время также существует различие между мужским и женским письмом. Если мужчины пользуются арабским шрифтом, то среди женщин преимущественно распространено письмо тифинаг. Консонантное письмо тифинаг очень древнего происхождения и восходит еще к домусульманскому периоду. Так же существует у туарегов понятие «Асри» - это абсолютная свобода нравов у всех незамужних женщин туарегов, независимо оттого, являются ли они девушками, разведенными или вдовами. Если женщина не находится в зависимости от мужчины, она может распоряжаться своим телом по собственному усмотрению, и никто не вправе ограничивать ее свободу. Чем больше у нее любовников, тем выше ее репутация. Девушка не может быть выдана замуж против своей воли. Больше того, у туарегов существует своеобразный кодекс галантности, который обязывает мужа не принуждать свою жену силой. Если она отказывает ему во взаимности, он отправляет ее к родителям.

Однако матриархат как форма общественно-семейного устройства и феминизм как общественно-политическое течение за права женщин - это совершенно разные явления жизни и никак не связанные между собой. Феминизм является продуктом патриархального общества, в котором женщина была лишена многих возможностей доступных мужчине, например свободы передвижения (в классических патриархальных обществах женщина не может покинуть место своего жительства без разрешения владеющего ей мужчины - отца, мужа или брата . свободы брачного выбора (власть главного мужчины в семье - отца позволяла диктовать выбор супруга) свободы слова, возможности получать образование, занимать руководящий пост или просто работать где либо кроме дома, свободы распоряжаться своим имуществом. В результате такого положения дел, и явных правовых перекосов в сторону мужчин, преференций и дискриминаций по половому признаку, и появилось общественно политическое течение известное под названием «феминизм». Конечной целью которого было стирание каких либо правовых и социальных различий между полами ради всеобщей справедливости, а также отделение женщины от «семейного рабства» .

Матриархат в культуре и искусстве

Тема общества, построенного по матрицентристскому принципу, давно занимала умы писателей, художников и поэтов.В античности образ амазонки , отразился в различных произведениях литературы, и изобразительного искусства.Излюбленный сюжет древнегреческой скульптуры раненая амазонка .

С приходом эры феминизма все больший интерес стала представлять мысль об «идеальном матрицентрированном обществе» - золотом веке человечества. Появились новые религиозно-культовые практики, являющиеся отголоском древних матриархальных религий. Одним из таких направлений является Викка , последователи которой отрицают «мужской» монотеизм с образом Бога-отца и признают «двуполый» монотеизм. В которой верховное божество является супружеской парой или соединением Богини-матери и ее супруга.

Среди поклонников жанра Фэнтези хорошо известна раса темных эльфов - Дроу , общество которых по общепризнанной концепции является матриархальным.

Высмеивает идею матриархального общества в самом крайнем его проявлении польский фильм Секс-миссия , в котором герои попадают в будущее, где воцарился полный матриархат ввиду отсутствия мужчин. Аналогично в фильме Лития (За гранью возможного) рассматривается вариант общества без мужчин, так же образовавшегося в результате разрушительной войны.

См. также

Примечания

  1. "Matriarchy", Encyclopædia Britannica , 2007.
  2. Steven Goldberg, The Inevitability of Patriarchy , (William Morrow & Company, 1973).
  3. Joan Bamberger,"The Myth of Matriarchy: Why Men Rule in Primitive Society", in M Rosaldo and L Lamphere, Women, Culture, and Society , (Stanford, California: Stanford University Press, 1974), pp. 263-280.
  4. Robert Brown, Human Universals , (Philadelphia: Temple University Press), 1991.

Манипулирование — это игра, которая губит максималистов. Здесь надо сохранять баланс и не перегибать палку. Ведь что есть цель любой манипуляции? Добиться успеха, принеся минимум жертв и сохранив уважение друг к другу.

Поэтому на первых порах бывает выгодно проявить эмоциональную щедрость — продемонстрировать ему, что если он останется с вами — скучать ему не придется и он получит всеобъемлющей кайф не только в постели.

Как сказал мне один знакомый манипулятор: «В сексе все женщины примерно одинаковы — при желании можно раскрутить и на нужную позу и многому научить, но вот вызовет ли она желание трахнуть ее не раз и не два, и продолжать с ней встречаться — это зависит не только от ее физических данных…» А от чего? — спросила я. «А от ее умения быть заманчивой и вести игру…» — отвечает он и добавляет — ведь ты знаешь, кого мы называем телкой?

Но есть мужчины, которые в играх не заинтересованы. Они ищут стабильности и тихой гавани, а не вулкан страстей. От игроков их отличает то, что они более ПРЕДСКАЗУЕМЫ.

И даже с игроком, не стоит переигрывать, особенно когда:

1. У игрока начинается жизненный кризис — переоценка ценностей .

Или просто он находится в таком положении, когда обстоятельства выстраиваются против него. Тогда он не предрасположен к игре — тогда вы выиграете гораздо больше, если в этот непростой для него момент, не проявите свои садистские наклонности, а покажете ему, что можете быть нежной и понимающей.

Внимание: не путайте проявление нежности и умение выслушать с тем, что подразумевает .

Блог Манипулирование-Женский пикап- —

Вне зависимости от отношения ученых того или иного времени к разделению всего исторического процесса, в целом мало кто сомневается сегодня в том, что исходным этапом становления общества являлся первобытнообщинный строй. охватывал достаточно обширный временной промежуток. Начался он с самого появления людей на Земле и продолжился до формирования первых государственных структур и классовых групп.

Человек и общество

Любой социум являет собой в определенной степени целостный организм. Эта система отличается тем либо иным уровнем урегулированности, организованности и упорядоченности взаимодействий внутри нее. Это говорит о том, что любая форма предполагает наличие определенной управленческой структуры (социальной власти). Кроме того, характерным является процесс регулирования поведения людей посредством определенных правил и норм. Первобытнообщинное общество существовало больше миллиона лет. Это был самый продолжительный исторический этап.

Социум и управление

С того момента, как возникает общество, сразу же появляется необходимость в установлении управления. Во время первобытного строя у каждого члена социума были свои собственные интересы, без согласования с которыми общество существовать не могло. Это обусловлено тем, что именно они выступали решающим личностным регулятором. Человек и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Обеспечение нормальной жизнедеятельности, а также прогрессивного развития социальных взаимосвязей необходимо объединить с личными интересами. В этом случае социум будет стремиться к достижению общего блага. Однако следует отметить, что соединение возможно при сочетании индивидуальной и социальной выгоды. Такая комбинация достигается преимущественно благодаря присутствию в социуме правил поведения и власти, проводящей в жизнь и обеспечивающей эти нормы. В зависимости от того, кому принадлежит лидирующая роль в управлении, образуются патриархат, матриархат и равноправие. Во втором случае власть сконцентрирована в руках женщин. Одним из характерных признаков самого раннего строя являлся именно матриархат. Что это за система? Разберем далее.

Определение

Итак, матриархат - что это такое? Само понятие имеет греческие корни. Дословно переводится как "господство матери". Другое название этой власти - гинекократия. Как уже было сказано, история матриархата уходит в далекое прошлое. Это понятие применяют при определении типа правительства, которое было сформировано исключительно из женщин либо в котором доминирующая роль принадлежала именно им. Как вообще появился этот термин - "матриархат"? Что это господство дало женщинам?

Появление гипотезы

Предположение о существовании гинекократии связано с такими исследователями, как Морган, Бахофен, Лафито. В советской археологии, истории, антропологии, этнографии идея о существовании матриархата совершенно не ставилась под сомнение в течение весьма продолжительного времени. Но проведенные впоследствии исследования подтвердили гипотезу о матрицентрированном социуме на самых ранних стадиях земледельческой эры. Большинство специалистов сходится во мнении, затрагивая понятие "матриархат", что это та структура, в рамках которой женщины не просто достигли власти. Их господство, социальное признание стали превосходить авторитет и полномочия мужчин. Некоторые авторы в своих трудах, между тем, опровергают факт существования хотя бы одного социума, в котором было бы явным господство женщин в течение продолжительного периода. В то время как другие находят подтверждение о том, что и сейчас имеет место "современный матриархат". Каковы же причины появления этой социальной системы?

Как возник матриархат?

Что это за структура, мы выяснили. Теперь следует понять, какие факторы способствовали возникновению данной системы. Некоторые исследователи, в том числе и противники гипотезы о существовании такого этапа в становлении социума, признают все же, что некоторое усиление статуса женщины в реальности отмечалось нередко на начальных этапах формирования культуры земледелия. Как считает ряд авторов, "огородническое", мотыжное возделывание почвы пошло от собирательства. А этот вид деятельности, в свою очередь, считался типично женским занятием. Со временем повысилось значение земледелия. А вместе с этим усилилась роль женщины в социуме. Впоследствии пахотное возделывание почвы пришло на смену мотыжному. Вместе с этим снизилась и роль женщины. Матриархат в мог существовать в разных видах. Однако вне зависимости от этого структура имела свои особенности. Именно они позволяли отличать ее от прочих.

Признаки системы

Существует несколько особенностей, при наличии которых можно говорить о матриархальном обществе: матрилинейность и матрилокальность. Немаловажное значение имеет и такой признак, как авункулизм. Это такая семейная система, при которой роль главы принадлежит дяде по материнской линии. В некоторых случаях как особенность социума, в котором доминирует женщина, выступает полиандрия, гостевой или Матриархат в семье проявляется и таким неоспоримым признаком, как материнское право. Оно явно действует при разводе. В этом случае дети остаются с матерью или в ее семье. Кроме того, порядок распределения и наследования собственности передается также по женской линии. Это основные особенности, которые отличают матриархат и патриархат.

При этом нельзя сказать, что мужчины не имеют привилегий и прав. Они могут проживать со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Единоутробные сестры и братья при этом будут считаться родственниками. В целом можно сказать, что семья формируется не вокруг отца, а около матери. Но при всем своем различии матриархат и патриархат имеют много общего. Например, мужчины, вне зависимости от условий проживания, выполняют одни и те же задачи. В частности, в их функции входит обеспечение защиты, решение сложных вопросов, воспитание детей.

Матрилокальная структура

Общество в данном случае насчитывало порядка двухсот-трёхсот человек. Все они были близкими родственниками по женской линии. Внутри такой родовой группы существует множество мелких структур. Состоят они, как правило, традиционно из матери, ее детей, внуков. Из них, собственно, складывается род, коллективно владеющий общинной землей. Во главе всей этой структуры стоит самая старшая женщина, а в некоторых случаях - ее кровный единоутробный брат. Земля считается коллективной собственностью. Остальное имущество принадлежит женщинам. Оно передается по наследству дочерям от матери. Как правило, внутри своего рода браки запрещены - во избежание кровосмешения. В связи с этим такая структура состояла в близких отношениях с другой группой. Между ними происходил обмен невестами и женихами.

Разделение по полам

Этот вариант существования социума предполагал формирование двух групп внутри одного рода. В одной проживали исключительно мужчины, а в другой, соответственно, женщины. В каждой подсистеме был свой собственный лидер. Для обеих групп была характерна автономность. Следует сказать, что в тех матриархальных системах, в которых формирование религиозной картины находилось под влиянием язычества, преобладали женские божества, во главе которых была великая Богиня-мать. В качестве примера можно привести шактизм - одно из ранних направлений индуизма - культ древней Месопотамии. С течением времени на смену матриархату пришел патриархат. В связи с этим женский пантеон божеств был заменен мужским. Богини стали утрачивать свое культовое и религиозное значение, превращаясь во второстепенных персонажей древней религиозной мифологии. В итоге трон Богини-матери переходит к Богу-отцу. Нужно отметить, что матриархальный уклад общества встречался в разное время повсеместно практически во всех частях света, у разных народностей, населявших Африку, Азию, Европу, Америку (как Южную, так и Северную).

Древние источники

Древнегреческие мифы о существовании амазонок можно отнести к наиболее ранним сведениям о матриархальных обществах. В течение длительного периода считалось, что эти сказания - выдумка античных авторов. Но недавно факт существования обществ воинственных женщин, проживавших без мужей и воспитывавших своих дочерей в воинском духе, был все-таки доказан.

Археологами были обнаружены курганные захоронения. В могилы знатных женщин были уложены мечи, стрелы, луки, драгоценное оружие. Это прямо указывало на то, что занимались они военным ремеслом. В Воронежской области в 1998-м году было найдено шесть таких могил. В них были погребены женщины в возрасте от 20 до 25 лет (следует сказать, что в среднем продолжительность жизни в то время была не более сорока лет). Все найденные амазонки имели средний рост и современное телосложение. В могилах, кроме оружия, были обнаружены детали веретена, драгоценные серьги, гребень из кости с изображением гепарда. Почти в каждой могиле было серебряное либо бронзовое зеркало. Судя по тому, как были деформированы их бедренные кости, можно сделать вывод о том, что женщины много ездили на лошадях.

Во многих могилах обнаружены и мужские останки. Проведенный анализ имевшегося генетического материала позволил установить пол кочевников, которые были обнаружены в приволжских курганах. Во время одних раскопок было обнаружено более ста наконечников от стрел именно в женском захоронении. По многим признакам исследователи сделали вывод о том, что здесь была похоронена очень знатная женщина. Все это говорит о том, что девушки-воины шли рядом с мужчинами в бой, а в некоторых случаях, может, и сами были полководцами или царицами, исполняя роль главнокомандующих.

Сильные матриархальные обычаи присутствовали в структуре управления массагетских народностей. Достаточно убедительным доказательством значительности роли женщины в жизни племен считается эпическая каракалпакская поэма "Сорок девушек" ("Кырк кыз"). В ней рассказывается о многочисленных подвигах девушек-воительниц. Следует сказать, что мотив женщины-богатыря прослеживается в эпосе многих народностей. Однако сюжет о дружине воительниц присутствует в Средней Азии исключительно у каракалпаков. Необходимо обратить внимание на то, что черты женщины-воина прослеживаются не только в поэмах и сказаниях, но и в обрядовых костюмах невесты. Каракалпаки до самого начала 20-го столетия сохраняли обряды и традиции, восходившие к древнему пласту их развития, который многие исследователи как раз связывают с матриархатом.

Исследования

Гита Готнер-Абендорт в своих трудах определяет понятие матриархата достаточно широко. Одну из своих книг автор представила как "исследование социумов, сформированных за пределами принципов патриархата". Другими словами, Готнер-Абендорт определяет матриархальную систему как общество, в котором доминирование мужчины по половому признаку сведено к минимуму либо вовсе отсутствует. Данные выводы подтверждают раскопки археологов на и результаты исследований жизни племени минангкабау, которое сохранило традиции и культ материнского родового строя. Следует сказать, что в данном случае внутри системы управления племени доминирующая роль принадлежала исключительно женщине. Мужчины же фактически не имели прав и считались "пришлыми". Несколько иная ситуация складывалась в племени мосо, проживающем на территории провинции Сычуань. В племени сохранилась традиционная матриархальная система. Несмотря на главенствующую роль женщины, мужчины выполняют не менее важные задачи: они молятся о благополучии, отвечают за ритуалы. А их голос при принятии важных решений и обсуждении племенных вопросов далеко не последний.

Власть женщин сегодня

Матриархат в современном мире сохранился только в некоторых областях Юго-Восточной и Южной Азии, Тибета, Африки. При этом надо сказать, что даже в этих структурах доминирование женщин считается сегодня относительным. По такой системе, например, проживает народ ранатхари, населяющий Непал и Индию, гаро, кхаси, минангкбау и прочие. В этих племенах вместе с высоким статусом женщины имеет место и полиандрия (многомужество). Определенные черты истинного матриархата сохранились и у туарегов. Здесь наблюдается матрилокальность и матрилинейность. Кроме того, женщины наделены высоким правом принимать участие в решении социальных племенных вопросов. У туарегов по сегодняшний день имеет место и явное различие мужского и женского письма.

Заключение

Считается, что матриархат представляет собой отражение достаточно низкого уровня развития общества. В противовес представляется социум, где доминирующая роль принадлежит мужчине. Существует мнение, что патриархат - более прогрессивный тип развития социальной структуры. Однако при этом многие современные системы, где доминируют мужчины, продолжают пребывать в состоянии дикости и неинформированности. Они бесконечно отдалены от достижений современного мира, цивилизации. Эти народности до сих пор проживают в шалашах и пещерах. Поэтому говорить о том, что социум перешел от матриархата к человечности, не совсем верно и корректно. Главенство мужчины в социальной структуре совершенно не говорит о том, что система обладает способностями развиваться в культурном, техническом или научном плане. Вместе с этим, нельзя не сказать и о роли женщины в сфере государственного управления. Например, показательным можно считать монархию в России. Как известно, власть передавалась по наследству, и достаточно часто царствование переходило к женщинам. В эти периоды, по мнению многих исследователей, явно проявлялся матриархат в России. Хотя, несомненно, многие мужчины-правители заслуживают глубокого уважения.

В школе или, по крайней мере, в университете нам рассказывают, что в первобытных обществах власть принадлежала женщинам. Это утверждение звучит любопытно и вызывающе, ведь мы привыкли жить в социуме, где властные позиции в основном занимают мужчины. Несмотря на социальные тренды, в том числе и феминистское движение, российское общество все еще руководствуется представлениями об определенных женских и мужских ролях и поддерживает гендерное разделение труда. Но было ли когда-нибудь в истории человечества время без патриархата?

Развитие теории матриархата

Гипотеза об эпохе матриархата на ранних этапах развития человечества появилась в XVIII веке. Советская наука долго сопротивлялась принятию этой идеи, но в конце концов появились исследователи, отстоявшие ее. Как бы то ни было, на сегодняшний день все больше специалистов: историков, антропологов и социологов - говорят о том, что достоверных доказательств эпохи власти женщин никогда не было.

Доктор исторических наук Марина Бутовская в своей книге «Антропология пола» пишет, что наука не располагает данными ни об одном обществе, в котором политической властью систематически обладали бы женщины. Все традиционные аргументы в пользу матриархата сейчас подвергаются сомнению. Например, этнограф кандидат исторических наук Андрей Туторский заявляет, что даже матриархальные мифы, распространенные, в частности, у народов Меланезии, скорее, являются объяснением высокого положения мужчин в обществе, а не свидетельством гинекократии .

Какие все-таки есть аргументы «за»

С другой стороны, все еще есть древние литературные источники, те же древнегреческие мифы об амазонках, которые можно интерпретировать как доказательство матриархального уклада некоторых обществ. К тому же, в 1998 году в Острогожском районе Воронежской области были найдены могилы предполагаемых амазонок с деформациями бедренных костей, свидетельствующими о том, что они много скакали верхом. В курганах у женщин нашли ценное оружие, золото, погребальные дары. Это может говорить о высоком статусе погребенных.

С точки зрения социологии главный аргумент за эпоху матриархата опирается на цикличность социальной эволюции и спиралевидность общественного развития.

доктор социологических наук, профессор Международного юридического института

Согласно законам общественного развития, которое происходит по принципу от простого к более сложному, каждая новая стадия содержит в себе элементы прошедших этапов. А если говорить о спиралевидной модели развития социума, то получается, что мы находимся на «витке» над античностью. Следовательно, в современной культуре есть следы античной, ее пережитки. У нас, например, все еще в нелегальных формах существует рабство, хотя оно и запрещено на законодательном уровне. Поскольку сейчас мы наблюдаем некоторые элементы матриархата в общественном устройстве, логично предположить, что это является признаком совпадения «витков» истории. Матриархальные элементы в последнее время становятся все более явными. Все больше женщин занимаются традиционно «мужской» деятельностью - находятся на руководящих должностях. Мужчины же наоборот вовлечены в профессии, ранее для них не характерные.

Правильный вывод представляется таким: однозначного подтверждения тому, что матриархальный уклад был у всех первобытных обществ на заре человечества, нет. Однако есть доказательства, что в некоторых обществах такая форма имела место. Более того, отдельные элементы матриархата можно обнаружить во многих культурах. Современная европейская цивилизация же, скорее, соответствует эгалитарной форме общества, то есть такой, где власть не принадлежит никакому конкретному полу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама