THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Доброго времени суток. С вами маг Азал. Близится особый день – праздник зимнего солнцестояния. У древних славян он назывался Коляда или праздник Зимнего Солнцеворота. Этот же праздник с таким же смыслом, но под другими названиями праздновали не только наши предки славяне, но и почти все другие народы.

Чем это может быть полезно нам с вами? В первую очередь тем, что многие ритуалы и обряды древних славян актуальны и сегодня. Их можно провести только раз в году и только в этот день. Что мы получим?

  1. Возможность решения своих проблем
  2. Возможность помянуть своих умерших родственников и попросить их помощи
  3. Возможность избавиться от преследующей весь год череды неудач и перенаправить свою жизнь в более удачное русло

Если для вас это актуально, и вы не желаете упустить такую редкую возможность, то читайте дальше. Вначале я расскажу, как проходил праздник зимнего солнцестояния у древних славян, какие обряды они проводили и с какой целью – краткий экскурс в историю с уклоном в магическую сторону. После этого даю конкретные инструкции для выполнения тех же самых обрядов с учетом нашего времени.

Магический смысл праздника и обрядов на Коляду

В астрономическом отношении это день, когда ось вращения Земли наклоняется максимально в сторону от Солнца. В эти сутки самый короткий световой день и самая длинная ночь в году. Точная дата зимнего солнцестояния кочует из года в год и колеблется в пределах нескольких дней: от 21 декабря до 23 декабря.

Славянский бог Коляда

В магическом отношении этот праздник занимает особое место. Самая длинная ночь в году является и самой темной ночью в году. Ночь, увеличиваясь по времени, набрала свою максимальную силу в этот день. В то время как солнце максимально слабое. Вместе с ночью и силы, что прячутся во тьме, набрали свою максимальную силу. Именно в эту ночь просыпается много особо темных сил: забытые темные боги, демоны и различного рода существа.

У древних славян считалось, что в этот день родился Коляда – сын Даждьбога и одно из его лиц. Поэтому в этот день было принято колядовать. Люди праздновали, в стихотворной форме славили и воспевали Коляду, а также поздравляли друг друга и желали счастья и добра. Также в этот день славяне совершали обряды, чтобы «укрепить солнце»: солнце в этот день было самым слабым за весь год и не могло защитить людей от тех, кто являлся во тьме. Поэтому подавляющее большинство этих обрядов были фактически направлены на собственную защиту.

Защита от сил тьмы

Для того, чтобы защитить себя от сил тьмы в этот день жгли костры. Огонь и тепло отпугивают эти силы. Кроме того, зрение у этих сил неразвито, и поэтому люди старались их обмануть. Складывали бревна в виде огромного круга и так разжигали большой костер, напоминающий по форме солнце. Огонь в таком костре поддерживался намеренно всю ночь или даже в течение 21 дня подрят. В данном костре сжигали травы или составы: полынь, лаванду, винный камень (осадок от изготовления вина при процеживании) и другие. Возле такого костра собирались целыми селениями, колядовали, пили-ели, праздновали от души. После того, как такой костер гас, жители селения забирали угольки от него, складывали в тряпичный мешочек и хранили в своем доме. Это был оберег от темных сил до следующего праздника Солнцеворота.

Делали и другие обережные на дом, людей, хозяйство, скотину, запасы еды. Если злой дух подселится и съест энергетическую часть заготовленной на зиму еды для себя и скота, то физически это проявится так. Зерно, мясо, овощи и соленья покрываются плесенью, «цветут», гниют и становятся негодными для употребления в пищу.

Защита от других сил

Кроме сил тьмы в эту ночь могли являться к людям и другие силы. Власть солнца ослабла, а солнце является одним из стражей порогов. О других стражах порогов и ежегодных обрядах с ними — в статье «Новогодняя магия на привлечение денег и любовь ». Из-за «слабого солнца» в эту ночь открываются дороги для неупокоенных душ.

Поэтому праздник Зимнего Солнцеворота справедливо можно отнести к одному из дней особого поминовения умерших. В первую очередь поминали таких умерших, которые погибли не своевременной смертью в результате несчастного случая или были убиты и после смерти не были достойно похоронены. К примеру, пропал без вести, порвали звери в лесу, упал в обрыв, утонул, сгорел и прочие события. Также поминали тех, кто захоронен по обычаям, но все-таки не нашел упокоения в мире ином. Это неотпетые души или души с какими-то важными для них незаконченными до момента смерти делами, застрявшие «между мирами» ближе к нашему, физическому миру.

Такие души в эту ночь могли приходить домой к родным или искать свой дом, родственников. При этом надо сказать, что далеко не всегда неупокоенная душа приходит с миром. Иногда вся боль ее мученической смерти и отчаяние за несвоевременно отнятую жизнь накладывает неизгладимый отпечаток на ее состояние после смерти. Истерзанные, не знающие покоя, не имеющие пристанища такие души одним своим присутствием приносили беды и несчастья живым. Для того, чтобы смягчить их, умилостивить, помянуть, дать им подкрепиться, обогреться, набраться сил для дальнейшего путешествия по мирам, для них в этот день обязательно делали угощение.

Кроме того, что помянуть и порадовать таких мертвых, предложить им угощения, можно получить в эту ночь весть от них или о них самих, или о каких-то важных для семьи вопросах, а также заручиться их поддержкой и помощью. Славяне помнили о том, что голодные духи отягощают жизнь человека, а также о том, что если ты им помогаешь, то и они тебе помогут.

Умершие, тем более те, кто постоянно находится возле живого, в состоянии влиять на ситуации. Это активно используется магами при работах с мертвыми (смотрите статью «Некромагия или разумное взаимодействие с мертвыми »). Мертвые могут создавать «неслучайные случайности». С одной стороны они могут уберечь от травмы или даже верной гибели – после таких ситуаций обычно говорят «чудом остался в живых», «повезло», «вышел сухим из воды». А с другой стороны они могут навлечь такого рода «случайности», что приводит к критичным или даже трагичным последствиям.

Специально для мертвых славяне делали два важных обряда в этот день. Днем в день Коляды в славянских селениях обычно забивали для праздника какую-то живность (свинья или утки, к примеру). Жизнь животины или птицы и ее кровь приносилась в жертву Коляде. При разделывании тушки также некоторые кусочки ее бросались в огонь с этой же целью. После чего тушка запекалась, и от нее отделяли две части для угощения мертвых. Одну часть относили до захода солнца блуждающим мертвым, а другую часть отделяли для специально накрытого «белого стола» — это тем умершим, которые приходили к родственникам на пир.

Конкретные ритуалы для мертвых в этот праздник и как их сделать самому даю в продолжении этой записи о зимнем солнцестоянии — ссылка будет в конце этой статьи.

Другие магические свойства декабрьского солнцестояния

Смена астрономического цикла, когда после этой ночи земная ось начинает поворачиваться навстречу солнцу, приводит к смене энергетических циклов на земле. Древние славяне говорили о «зарождение нового солнца», вернее нового цикла, в котором сила солнца и его влияния на землю и людей росло. Эта смена циклов давала еще одну возможность проведения особого рода ритуалов в эту ночь – смена жизненных дорог для человека, не довольного своей судьбой.

К примеру, за минувший год у человека была масса проблем, сплошная черная полоса. Он желает остановить эту непрекращающуюся череду проблем и неурядиц в своей жизни и развернуть свой жизненный путь по менее тернистой дороге. Именно в эту ночь один раз в году у него есть такая возможность.

Опять же, конкретную методику с полным описанием, которую сможет осуществить любой из читающих эти строки, в статье «Зимнее солнцестояние: ритуалы, обряды и заговоры на огонь ». На сегодня все. Понравилось, оказалось полезным? Нажмите кнопки соцсетей, поделитесь с друзьями. Подписывайтесь на новости, чтобы не пропустить продолжение этой статьи. Также жду ваших вопросов в комментариях. С уважением маг Азал, автор статей и хозяин сайта «

Самый короткий день и самая длинная ночь в году традиционно приходятся на 21 или 22 декабря. Еще со времен первобытных людей это астрологическое явление имело огромное символическое значение. 2018 год особенный тем, что день зимнего солнцестояния выпадает на субботу, 22 декабря, совпадая с полнолунием. Поэтому активность Солнца в этот день будет минимальна, а вот его энергетика – крайне мощной. Эзотерики предупреждают, что энергия этих суток будет сильно давить на людей.

Предлагаем разобраться, что такое зимнее солнцестояние с астрономической точки зрения, какое историческое и культурное значение этого праздника, а также, что можно и чего не нужно делать в этот день. Кром этого, мы напомним вам главные обряды и ритуалы этого праздника, а также главные приметы, передающиеся из поколения в поколение.

Зимнее солнцестояние как астрономическое явление

Зимнее солнцестояние, в первую очередь, это астрономическое явление, происходящее, когда наклон оси вращения Земли в направлении от Солнца принимает наибольшее значение. Сезонное значение зимнего солнцестояния состоит в том, что от постепенного удлинения ночи и сокращения дня Земля уходит "в обратном направлении". В зависимости от сдвига календаря зимнее солнцестояние происходит 21 или 22 декабря в Северном полушарии и 20 или 21 июня в Южном полушарии.

Историческое и культурное значение зимнего солнцестояния

Историки отмечают важную роль зимнего солнцестояния в жизни первобытной общины, поскольку люди не были уверены в хорошей подготовке к зиме и в возможности ее пережить. В истории период с января по апрель известен как голодные месяцы. Большая часть скота в это время забивалась, поскольку его нечем было кормить в течение зимы. Именно поэтому время зимнего солнцестояния было единственным периодом года, когда больше всего потреблялось свежего мяса. С тех пор зимнему солнцестоянию начали уделять особое внимание. Многие народы на основе зимнего солнцестояния разработали циклические календари. Зимнее и летнее солнцестояние, которое встречали боги, упоминается и в греческой мифологии.

Как праздновали Зимнее солнцестояние в мире

Древние римляне с 17 по 23 декабря почитали бога земледелия - Сатурна. В эти дни люди прекращали все свои дела, а школьников отправляли на каникулы.

Древние германцы считали, что именно в этот день возрождался Король Дуба, который отогревал замерзшую землю и давал жизнь семенам в почве. В знак уважения люди разжигали костры, плели корзины из растений и колосьев пшеницы.

Индийцы называли день зимнего солнцестояния Санкранти. В этот день они зажигали костры, пламя которых напоминало лучи Солнца.

Китайцы также считали, что зимнее солнцестояние дает начало новому циклу, поэтому в этот день они отдыхали, ходили друг к другу в гости, накрывали большие столы и трапезничали.

В Шотландии существовала традиция запускать горящее «колесо», символизирующее солнцеворот. Шотландцы смазывали бочку смолой, поджигали и пускали с горки, что напоминало огненное светило.

Что нельзя делать в день зимнего солнцестояния

Отдельное место в самый короткий день в году посвящено уборке дома. Астрологи советуют не находиться в грязном жилище, иначе неприятности будут преследовать целый год. От старых, поломанных и ненужных вещей самое время избавиться. То же самое касается и отношений с людьми, с которыми общение не в радость.

Что можно делать в день зимнего солнцестояния

Астрологи советуют этот день для принятия важных решений и обещаний или для начала нового дела. Если вы ищите работу – составьте резюме хотите похудеть – подберите меню на неделю, которое будет соответствовать вашим целям. Также существует поверье, согласно которому загаданное в зимнее солнцестояние обязательно исполнится.

Кроме того, в этот день советуют нарядить елку, выбирая игрушки, которые олицетворяют ваши мечты. Не повредит вам и гадание. Особенно эффективны гадания в день зимнего солнцестояния на любовь. Рекомендуется также встретить и поприветствовать солнце.

Обряды и ритуалы в день зимнего солнцестояния

Ритуал на исполнение желания:

Желание загадывают во время рассвета. Необходимо встать лицом к востоку и смотреть в том направлении, где поднимается Солнце. Поблагодарите Солнце за все хорошее в вашей жизни и попросите помощи в будущем году. Загадайте желание, постарайтесь упомянуть как можно больше деталей. Затем представьте, будто бы желание уже исполнилось, после чего настройтесь на позитив. В этот праздник хорошо загадывать желания, которые предполагают обновление жизни, привлечение чего-то нового.

Время зимнего солнцестояния наступает тогда, когда ось, относительно которой вращается наша планета, по направлению от Солнца принимает максимальную отметку. Наибольшее значение угла наклона оси Земли по отношению к Солнцу составляет 23° 26". В зависимости от сдвига календарных дней, период зимнего солнцестояния в Северном полушарии наступает либо 21, либо 22 декабря, а в Южном 20 или 21 июня.

Разные культуры по-разному истолковывали данное событие, однако большинство народов воспринимало зимнее солнцестояние как возрождение, задающее начало нового. В это время устраивали фестивали, праздники, встречи, проводили соответствующие ритуалы, устраивали массовые гуляния с песнями и плясками.

Cолнцестояние было особенным моментом годичного цикла даже в период новокаменного века (неолита). Благодаря астрономическим событиям, с древнейших времен управляющих посевами зерновых культур, заготовкой продовольствия до очередного сбора урожая, периодами спаривания животных, можно проследить, как возникли различные традиции и мифы. Свидетельством этого можно считать планировку древнейших памятников позднего новокаменного и бронзового века. Такие как Стоунхендж (Великобритания) и Ньюгрейндж (Ирландия), основные оси которых были с особой тщательностью выровнены и указывали в Ньюгрейндже восход светила, а закат - в Стоунхендже в день зимнего солнцестояния. Примечательно, что Великий Трилит (конструкция «буквой П» из трёх самых больших камней) в Стоунхендже повернут наружу относительно центра памятника таким образом, что его лицевая плоская часть оказывается обращенной по Солнцу к середине зимы.

Как праздновали день зимнего солнцестояния древние славяне

Одними из наиболее значимых праздников, почитаемых нашими предками, были дни Солнцестояния и Равноденствия. Коловорот, солнцеворот, солнцестояние, равноденствие - олицетворяют четыре ипостаси древнего славянского бога Солнца Даждьбога, подателя света и тепла. Его имя звучит в, дожившей до нашего времени, краткой молитве: «Дай, Боже!». По поверьям, Даждьбог отмыкает лето и замыкает лютую зиму.

Славяне считали этот праздник временем обновления и рождения Солнца, а вместе с ним и всего живого, временем духовного преображения, временем, способствующим, как благим материальным изменениям, так и духовным. Ночь, которая предшествует дню зимнего солнцестояния считают покровительницей всех ночей, ведь именно в эту ночь у Богини рождается молодой солнечный младенец - Даждьбог, символизирующий рождение жизни из смерти, порядка из хаоса.

Во время зимнего солнцестояния славяне отмечали языческий Новый год, который олицетворялся с божеством Колядой. Главным предметом празднества был большой костер, призывающий и изображающий Солнце, которое после одной из самых длительных ночей в году должно было подниматься в небесную высь все выше. Также обязательно пекли ритуальные новогодние пироги округлой формы, напоминающей небесное светило.

Древние славяне считали день солнцестояния началом нового года. Именно в этот день начинался месяц колядень. Считалось, что в определенное время суток рождается новый бог солнца — Коляда. Это божество символизировало собой хорошую погоду и урожай. Именно поэтому празднования в его честь длились примерно 21 день.

На Святки люди одевались в новые, дорогие одежды, накрывали столы и желали друг другу удачи. Славяне верили в то, что новый год человек проведет именно так, как его и встретит. Кроме того, день зимнего солнцестояния считался магическим периодом, когда грань между миром живых и темными силами становилась очень тонкой. Для отпугивания злых духов везде сооружались костры, а люди переодевались в костюмы животных и сверхъестественных существ.

Еще одна интересная традиция — это колядовщики. Молодые девушки и парни собирались в небольшие группы и путешествовали от дома к дому, поздравляя хозяев с наступившим годом и желая удачи и процветания. А в награду юные певцы получали сладости и прочие угощения. Кстати, эта традиция жива и по сегодняшний день.

Праздник зимнего солнцестояния у других народов

В эти дни, в Европе, языческие празднества положат начало 12-ти дневному циклу пышных гуляний, знаменовавших начало обновления природы и начало новой жизни.

В Шотландии существовала традиция запускать горящее колесо, символизирующее солнцеворот. Бочка обильно обмазывалась смолой, поджигалась и пускалась с горки, вращающимися движениями напоминая огненное светило.

В Китае, раньше всех остальных сезонов (а их в китайском календаре 24) было определено зимнее солнцестояние. Китайцы считали, что именно с начала этого периода крепнет мужская сила природы и дает начало новому циклу. День зимнего солнцестояния был достойным празднеством, поскольку считался счастливым, удачным днем. Все, от простолюдина до императора, в этот день отдыхали и веселились, задаривали друг друга подарками, ходили в гости, накрывали большие столы, уставленные различными кушаньями. Немаловажную роль в этот особенный день отводилось жертвоприношениям предкам и богу Неба, проводились соответствующие обряды и ритуалы. дабы оградить себя от болезней и злых духов. День зимнего солнцестояния до сих пор является одним из китайских традиционных праздников.

Индусы называют день зимнего солнцестояния Санкранти. Праздник отмечался и в сикхских, и в индуистских общинах, где ночью, в канун празднества, зажигали костры, пламя которых напоминало лучи Солнца, которые согревают землю после холодной зимы.

День зимнего солнцестояния и германский Йоль

Германские племена также праздновали этот день, считая его переходной точкой между старым и новым годом. Как и у славян, празднества сопровождались кострами. Ключевой момент — это сожжение большого символического бревна, угли которого затем смешивали с зерном. Кроме того, дома, улицы и деревья украшали горящими свечами — так люди просили помощи и защиты у духов своих погибших предков. Кстати, огненные украшения стали прототипом современных гирлянд.

Но и это еще не все. Здесь же зародилась традиция украшать дома ветками вечнозеленых деревьев — елками, омелой, плющом и остролистом. Такие декорации были символом и напоминанием того, что ночь и холод обязательно отступят.

День зимнего солнцестояния —
Самый короткий в году,
Ночь долгая, длинная, тёмная,
Крепко спят звери в лесу.

Когда утром встанет солнце,
Смотри лучше, не зевай,
Если иней на деревьях —
Добрым будет урожай.

Наступающий в Северном полушарии 21 (22) декабря день зимнего солнцестояния знаменуется самой долгой ночью и самым коротким днём в году. С древних времён это событие имело сакральный и мистический смысл в культурах разных народов. С ним связано множество традиций и обрядов, часть которых благополучно сохранилась и в наши дни.

Научное объяснение

Каждый год 21 или 22 декабря день зимнего солнцестояния знаменуется тем, что Солнце поднимается над горизонтом на наименьшую высоту. Считается, что с этого момента наступает астрономическая зима. Ночь в период зимнего солнцеворота становится самой продолжительной, день - самым коротким, а полуденная тень - максимально длинной.

"Солнцестоянием" или "солнцеворотом" это время принято называть потому, что в течение нескольких дней, предшествующих явлению и следующих за ним, солнце каждый полдень практически "замирает" над горизонтом на одной и той же высоте, почти не меняя склонения. Затем светило постепенно, вначале очень медленно, начинает вновь набирать высоту. На данном этапе световой день понемногу начинает прибавляться, вплоть до наступления второго, летнего солнцеворота.

Следует знать, что солнечный год не равен календарному - он длится 365,25 суток. В связи с этим время солнцеворотов всякий раз смещается. За четыре года разница между календарями будет составлять ровно сутки, и для того чтобы компенсировать её, принято добавлять один день, 29 февраля, в каждом четвёртом (високосном) году.

Астрономическая долгота солнца в день зимнего и летнего солнцестояния составляет соответственно 90 и 270 градусов.

Зимний солнцеворот в древнем мире

Зимний солнцеворот занимал особое место в культуре и верованиях уже с периода неолита. Древние люди, обожествлявшие силы природы, считали, что в этот день рождается Солнце и начинается год. Самая долгая ночь полагалась высшей точкой властвования в мире смерти и сил Тьмы. С восходом солнца начинался новый жизненный цикл. Возрождаясь с наступлением дня, светило вновь начинало отвоёвывать свою власть, пробуждая к жизни природу.

Считалось, что в день зимнего солнцестояния стираются преграды между призрачным миром и царством живых, давая возможность людям напрямую общаться с духами и богами.

В Персии в этот день праздновалось рождение Митры - бога Солнца. По традиции, он ежегодно побеждает зиму и освобождает дорогу наступающей весне.

Для языческой Европы зимний солнцеворот знаменовался двенадцатидневным циклом священных празднеств Йоль, символом таинства обновления природы и начала новой жизни. В эти несколько ночей, согласно легендам, все миры пересекаются в едином месте - Мидгарде (на нашей Земле). Боги, эльфы и тролли обретаются среди простых смертных, общаются с ними, а души умерших на время покидают мрачную преисподнюю. Согласно поверьям, колдуны из числа людей также способны в это время оставлять физическую оболочку, обращаясь в оборотней-вервольфов или духов.

Жители древнего Китая связывали день зимнего солнцестояния с возрастанием мужской силы природы. В Индии также отмечается этот праздник - он носит название "Санкранти".

Взгляды майя на зимнее солнцестояние

Крайне интересен факт, что легендарные мегалиты - обсерватории племени майя - были исключительно точно "настроены" своими создателями на зимний солнцеворот. Схожие открытия были сделаны при изучении Стоунхэнджа в Англии, Ньюгрэйнджа в Ирландии, египетских пирамид.

Согласно календарю народов майя, день зимнего солнцестояния в 2012 году имел особую важность. Он должен был завершить текущий цикл существования человеческой цивилизации на земле, насчитывающий пять тысяч двести лет. Многие учёные ошибочно трактовали это событие, как предстоящий конец света. Сейчас преобладает другая гипотеза: астрономы майя сумели рассчитать, что в этот день наше Солнце пересечёт ось центра галактики. С этого времени должен был начаться отсчёт нового галактического года, который продлится 26 тысяч лет по световому календарю - ровно до наступления следующего такого события. При этом майя вовсе не считали, что обозначенные ими явления угрожают человечеству гибелью.

Праздник зимнего солнцеворота в древней Руси

У наших далёких предков-славян этот день издревле почитался праздником. В дохристианской Руси в зимний солнцеворот праздновалось наступление языческого нового года. Его связывали с рождением Даждьбога - сына верховного бога-кузнеца Сварога - дарующего людям тепло и свет.

Люди верили, что Солнце в этот день останавливает грозный бог морозов Карачун, ставший прообразом теперешнего Деда Мороза. Обряды, совершённые в самую длинную ночь, были призваны помочь Солнцу побороть жестокого Карачуна, олицетворяли победу Света над Тьмой. В то же время, боясь прогневить и обидеть сурового бога зимы, люди задабривали его, не забывая преподнести жертвенную пищу.

Рождение бога веселья Коляды также приходилось на день зимнего солнцестояния. Праздник начала первого месяца зимы - Колядня - отмечали до 6 января, традиционно именуя эти дни "колядками".

Обряды и традиции

Празднование зимнего солнцеворота в традициях разных народов имеет много общего. Центральное место всегда отводилось обычаям поминовения, попыткам завоевать расположение сил, посещавших мир самой тёмной ночью.

Многое из ритуалов древности дошло и до сегодняшнего дня. К примеру, новогодняя ёлка стала "наследницей" украшенного древа, символизировавшего жизнь - главного атрибута Йоля. Традиция одаривать подарками, колядки и угощения в святочные дни отражают церемонии жертвоприношения. А новогодние огоньки и свечки теперь олицетворяют костры, которые были призваны одновременно защитить и помочь в общении с духами и таинственными силами.

Русь северная страна и от того календарь у славян был изначально не лунный, а солнечный, и следовательно Праздники были Солнечными, по солнечному календарю! Люди жили в единстве с природой. Смена времен года влияла на весь уклад жизни и была основой ритуалов и праздников.


Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. Зима в воображении наших далеких предков представала как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, настоящая хозяйка, знающая толк в своем деле. И одежда у нее была соответствующей: теплый медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор – кика.
Зима повелевала снегами и сугробами, метелями и вьюгами, ветрами и суровыми морозами, она представлялась как суровая повелительница.
Интересен в представлении русского народа и образ мороза. В народном фольклоре упоминается Морозко, Мороз-Трескун и Студеней, обладающий таинственной могущественной силой. Говорили даже: «Мороз и железо рвет, и птицу на лету бьет». Зато любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет на веселую прогулку!
Помимо всего прочего, зима на Руси была излюбленной порой свадеб. «От Крещения до Масленицы – время свадеб», – сказано в поговорке.
Наполнены народной мудростью старые названия зимних месяцев: декабрь – «стужайло», «снежень», «хмурень», «ветрозвон», «лютовей», «ворота зимы», январь – «просинец», «студенец», «перезимье», «перелом зимы», февраль – «сечень», «снежень», «бокогрей», «лютень». По этим старинным названиям видно, насколько внимательно народ следил за малейшими изменениями природы и погоды. Чуть ли не каждый день в народном календаре что-то означал. По снегу, льду, ветру, инею, солнцу, звездам, поведению животных наши предки предсказывали, каким будет урожай, скоро ли придет весна, жаркое ли грядет лето.
Многие люди стараются поддерживать истоки культуры, сохранить традиции – создают славянские общины, популяризируют славянскую культуру в книгах и на сайтах в интернете, стараются возродить древние славянские праздники, понять их смысл Современный календарь давно отошел от дат солнцестояния и равноденствия. Именно поэтому так много путаницы в датах языческих и христианских праздников. Необходимо все привести в соответствие. Иначе никакого смысла в праздниках нет.
Карачун (Корочун) – День зимнего солнцестояния
День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога), отмечаемого 21 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.
В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». Скорячило — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, уступая ночи.
Коляда 25 декабря
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи». А. Стрижев «Народный календарь»
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5—6 января. Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце.
Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Щедрец 31 декабря
Последний день уходящего года носит название «Щедрец». С давних времен в этот день устраивается большой праздничный пир, и повсюду слышатся щедровки (щедровальные песни).
Среди обильного праздничного угощения непременно находится место блюдам из свинины. Считалось, что это символизирует богатый урожай и плодородие.
Перед пиром, как заведено, нужно повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде.
Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!»
Затем колядовщики начинают «коляду томить», то есть выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят»…
Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые из которых содержат шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»:
«Уж дай им, Свароже, по спине и по роже. Разрази их, Перун-батюшка! Пустой им мешок, дырявый горшок!»
Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу.
Наступает последняя и самая волшебная 12-я Ночь великого Йоля (наша Новогодняя ночь).
Турицы 6 января
Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.
Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, плясам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым.
В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины,когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.
Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не знали страха и не щадили себя, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.
Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки.
Турицы еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община — кушанья, и праздником отмечают свой сговор.
С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей и болезней.
Бабьи каши 8 января
В день Бабьих каш принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.
Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.
Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.
Еще не в столь далекие времена матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь».
И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!»
И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.
День похищений 12 января
В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило.
Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Дажьбога (Бога лета и счастья) его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы.
Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг.
В этот день кресеня почитали священный камень Алатырь (либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни — Бури Яги).
Интра 18 января
Интра (Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) — сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник, покровитель змей. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).
В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые Навь проникал в дома. Интра — обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: «Как Солнце на небе, так и Индра — в Нави»
В индийских ведах Интра — это демон, и царь-змей. На последнее указывает то, что Индерию населяют змеи, а сам Индра — муж Змеи Параскевы. По нашим ведам, Змиулан — победитель козла-Пана (сына Вия), по сути — своего двоюродного брата (так как Дый и Вий — братья).
В деяниях Интры есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то, что он муж демона-змеи, он сражается на одной стороне с Перуном. Больше всех он близок людям из «Воинского Триглава» (Перун-Интра-Волх). Если Перун — это чистая «воинская правда», Волх — чародейство, жестокость и темный гнев, то Интра — это Свет и Тьма, борьба противоположенностей.
Интра, скачущий верхом на единороге, — покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу.
Просинец 21 января
Просинец — название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу — Сонм всех Богов. «Просиять» — означает возрождение Солнца.
Просинец приходится на середину Зимы — считается, что Холод начинает спадать, и в земли славян по велению богов возвращается солнечное тепло.
В этот день в ведических храмах вспоминают, как в древности Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения. Потом он пролил из небесной Сварги на Землю волшебную Сурью.
Излитая на землю Сурья, в этот день делает все воды целебными, поэтому верующие купаются в освященных водах.
В годовом круге Перуновых празднеств этот день соответствует также победе Перуна над Скипером-зверем и купанию его сестер Живы, Марены и Лели в молочной реке.
В этот день славяне купались в холодной речной воде и давали грандиозные пиры, в которых непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.
День деда Мороза и Снегурки 30 января
В эти дни обычно рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека и потому с приходом Весны не стала улетать на Север. Но как только «яркий луч солнца прорезает утренний туман и падает на Снегурочку», она тает.
В этот день славяне почитали противника Перуна — Мороза — ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.
Мороз был женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы была красавица-дочь — Снегурочка.
День Деда Мороза и Снегурки был символическим окончанием периода сильных зимних холодов.
Громница 2 февраля
Громница — по верованиям древних славян, единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы зовут этот праздник «Свjетло».
День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) — богине молнии и кормления детей.
Громница в разгар зимы напоминает нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света — как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она дает им надежду на скорейшую весну.
«Ой Додола-Додолюшка, Перуница светлая! Муж твой в походе, Правь воеводит;
Дива в лесах, Крышень — в небесах. Сойди к славянам Молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба — Сойди к нам с неба! У нас вдоволь соли — Не лиши нас доли!
Сойди громливо, Сойди счастливо, Сойди красиво — Честным людям на диво!
Додола славна, На надежду дана!»
По погоде на Громниу предсказывали погоду. Какова погода в этот день — таков и весь февраль. Ясный, солнечный день приводил раннюю весну.
На Громницу капель — в весну раннюю верь, если метель разгуляется — долго будет погода метельная, до конца месяца.
Велесичи (Кудесы) — День домового 10 февраля
Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:
Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!
Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.
В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств.
Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми.
Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:
Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!
Велесов день 11 февраля
Велес (Волос) — покровитель домашнего скота (“скотий Бог”) и пастухов, почитался славянами как любимый Бог, от которого зависит благополучие каждой семьи и всего рода Славянского.
Велесов день — середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть.
Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая:
«Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек На толстых бычков
Чтоб со двора шли — играли А с поля шли — скакали»
Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло.
После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!» Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия».
Повещалка с воплем — «Ай! Ай!» — бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды, опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами.
По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир, на котором запрещалось вкушать говядину, сопровождающийся игрищами.
Сретение 15 февраля
На Сретение зима с весною встретилась. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае.
О весне судили так:
Какова погода на Сретение, такова будет и весна.
Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали: b>Cолнце на лето — зима на мороз. А еще: будет снежок — весной дрожжок.
От имени праздника Сретения в нашем простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.
На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.
Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.
В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями — цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
На Сретенье пекли блины, круглые, золотистые — они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. Крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками.
Скучать в Сретение нельзя — бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.
Починки 16 февраля
Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками».
Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство — тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало. Открывая сарайки, прикидывали крестьяне: за какую работу надо вперед взяться?
Работали дружно, всей семьей, находя посильное дело и малым и старым: «В Починки Дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю». Отремонтированную упряжь не без гордости вывешивали на видном месте — мы, мол, к пахоте и севу готовы. Да и хозяйки в это время без дела не сидели: готовили, стирали, перебирали вещи в сундуках.
Существует ошибочное мнение, причем упоминаемое именно в Починки, что Домовой в ночь тревожит лошадей и может загнать их насмерть. Домовой хорошему хозяину помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из старого переносили в совочке с углем от старой печи. Домовой — оберег для дома и никак не нечистая сила!
Троян Зимний 18 февраля
Троян зимний — важная дата для древних славян. В тот день непобедимые римские воины были повержены и изгнаны из славянских земель. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много славянских воинов пало от Римских воинов в придунайской области, у Троянова Вала (этимология названия не выяснена до сих пор). Скорее всего, Троян Вал был оборонительной насыпью, но, возможно, на этом месте был воздвигнут небольшой форпост.
Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями «Стрибожьи внуки», «поминовение павших у Троянова Вала».
К сожалению, на сегодня много не выяснено из истории героического подвига у Троянова Вала, в том числе — точной даты (около 101 года нашей эры) и других подробностей. Этот эпизод в истории Древней Руси восхваляется в «Слове о полку Игореве».
Древние воины-славяне думали о потомках и о Величии Земель русских — не испугались они смерти, а вступили в бой, даже не допуская мыслей о предательстве, отступлении или сдаче врагам.
Так будем же и мы достойными жизней наших предков — издревле у славян было принято в этот день совершить что-то героическое, опасное, полезное для Родины или семьи и помянуть за столом отважных воинов.
День Марены 1 марта
Последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны.
День Мары Марены — Великой Богини Зимы, Ночи и Смерти. Мара-Марена — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы и Леля.
В народе она была названа Кикиморой одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму (Марену!) на вилы».
Вспоминают и чтят в этот день богиню, что проведет народ к Калинову мосту. Владения Марены, согласно древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама