THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Агрессия – самый доступный способ выразить свои эмоции. И в жизни человека она играет как отрицательную, так и положительную роль. К числу положительных моментов относятся разрядка эмоций, устранение препятствий на пути к цели, отстаивание автономии, повышение самооценки при помощи агрессивности. Однако если человек не научится контролировать агрессивные проявления, это чревато большими жизненными проблемами. Поэтому давайте разберемся, в чем же причины агрессии у подростков – ведь это одна из самых наболевших проблем этого периода взросления ребенка.

Что же такое агрессия?

С помощью агрессии человек стремится подчинять и властвовать. Эта тенденция может проявиться как в фантазировании, так и в реальном поведении. Агрессивный человек склонен к насилию, разрушению, причинению вреда. Агрессия может быть направлена на себя (аутоагрессия) или на внешние объекты (люди, предметы). Различают так же явную и скрытую агрессию. Явная агрессия проявляется в повышенной конфликтности, злословии, давлении на человека, рукоприкладстве, скрытая – в уходе от контактов, самоубийстве, бездействии с целью причинения вреда. Агрессивным может быть человек любого пола и возраста. Особо ярко агрессия проявляется в . Каковы причины агрессии у подростков? Этим вопросом задаётся, пожалуй, каждый родитель, заметивший, что его ребёнок стал неуправляемым и злым.

Подростковый возраст и агрессия

В подростковый период ребенок становится более агрессивным. Причины агрессии у подростков кроются в специфике подросткового возраста – очень сложного периода в жизни любого человека. Подросток обычно ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим людям, причём агрессия может проявляться как в физической, так и в вербальной форме. Подростки не учитывают мнение взрослых, воспринимают своих родителей как врагов, могут сознательно причинять боль другому человеку. В этом возрасте для ребёнка велика роль группы сверстников, в которой он находится, ему важно заслужить их уважение. Поэтому насилие, агрессия по отношению к аутсайдерам, к людям из другой – способ самоутвердиться, показать личный героизм и преданность группе.

Почему подростки становятся агрессивными?

1. Одной из важных причин агрессии у подростков является конституциональная предрасположенность. Основные черты характера подростков, имеющих тенденцию к агрессивному поведению,– раздражительность, подозрительность, замкнутость, тревожность, боязнь общественного мнения, склонность испытывать стыд, а не чувство вины.

2. В формировании агрессивного поведения ведущую роль играет негативное влияние журналов, газет, Интернета, компьютерных игр, телевизора. Слишком много фильмов, мультиков, статей, сайтов, компьютерных игр, основным содержанием которых являются жестокость, насилие, криминал.

3. Семья, в которой живёт и воспитывается подросток, также может стать причиной агрессии подростка. Непонимание в семье, оскорбления, эмоциональное непринятие ребёнка, гиперопека, излишняя избалованность ребёнка, отсутствие эмоциональности в детско-родительских отношениях создают почву для агрессивного поведения. Наблюдая за агрессией,ребёнок невольно начинает подражать образцам такого поведения, а в будущем начнёт их воспроизводить.

4. Употребление алкоголя и наркотиков также могут привести к агрессивному поведению. В алкогольном и наркотическом опьянении подросток раскрепощён и не до конца понимает, что делает.

5. На появление агрессии влияет специфичность окружающей обстановки и состояние самого общества. Так, повышенный уровень шумов и радиации, неблагоприятная экология, переизбыток информации создают предпосылки к агрессивному поведению. А экономические кризисы, не урегулированные законы вместе с ощущением раздражения и безнадёжности способны вызвать у подростка чувство протеста и желание выразить этот протест в виде агрессии.

Остается только надеяться, что родители сумеют найти подход к своему ребенку, который пытается доказать всем, что он уже вырос. Только любовью, пониманием и уважением можно нейтрализовать излишнюю тревожность и агрессивность у подростка и помочь ему преодолеть этот сложнейший период в жизни.

Что делать, если ваш ребенок стал грубым и неуправляемым

Еще вчера такие милые и ласковые, сегодня ваши дочь или сын превратились в грубых нервных монстров, которые раздражаются при первом же вашем слове, хлопают дверью своей комнаты перед вашим лицом, грубо отвечают на простое замечание по поводу внешнего вида или тройки по литературе. «Переходный возраст», — пытаетесь успокоить вы самих себя. А потом срываетесь и тоже орете в ответ. Пропасть между вами и ребенком растет. Как ее избежать или преодолеть?

Внешние проявления подростковой агрессии — предмет особого беспокойства взрослых. Но, как ни удивительно, такая агрессия имеет и положительную сторону. Это открытое поведение, а значит, у родителей больше возможностей помочь своему ребенку.

В Москве с ее ускоренным жизненным ритмом и слишком интенсивным потоком информации люди постоянно сталкиваются со множеством агрессивных воздействий. Городская суета и скученность провоцируют нарушение личного пространства, добавляя раздражения. Подростки же из-за возрастных особенностей все воспринимают гораздо острее.

Поменьше страхов

По мнению психологов, уровень агрессии, подстегиваемый безумным темпом большого города, можно снизить, распределяя свои силы. В то же время многие родители даже не предполагают компромиссов и, наоборот, усугубляют ситуацию бесконечными «это надо» и «это надо». «Подросткам полезно составить свое „жизненное расписание“, чтобы необходимые дела перемежались с желаемыми», — советует Ирина Галахина, семейный психолог центра «Здоровье человека».

Агрессия как форма защиты возникает не только из-за реальной обиды, но и при повышенной тревожности. Еще сложнее, когда раздражение копится внутри. Оно может выплеснуться в любой момент, и неизвестно, в какой передряге тогда окажется подросток.

В то же время в мегаполисе родители часто подстегивают тревожность своих детей — «туда не ходи, с этим не говори». Но ведь некоторые предостережения действительно необходимы! Людмила Аншакова, психолог МА «Здоровое поколение»: «Разумнее повышать позитивную самооценку — «я не позволяю по отношению к себе оскорблений и нападок, поэтому и не стану их провоцировать». Не давайте тревожный посыл. Вместо «будь осторожен» лучше «позвони, когда будет возможность».

С агрессией порой нелегко справляться самостоятельно. Тогда необходима консультация специалистов. В столице большой выбор медицинских учреждений, центров, кабинетов, где можно получить квалифицированную психологическую поддержку. При этом совсем не обязательно выкладывать большие деньги, как думают многие родители. Существуют центры, предоставляющие бесплатные услуги, среди них ГУ «Московская служба психологической помощи населению», имеющая отделения в каждом округе столицы. Здесь же занимаются и обучением всех желающих — устраивают тематические семинары.

Иной раз родители с предубеждением относятся к психологу в медицинском учреждении, путают его с психиатром. Тогда им проще обратиться в психолого-педагогические и медико-социальные центры при департаменте образования города Москвы, которые также работают в каждом округе.

Но прежде всего взрослому важно подумать, что он делает не так. Раздражение подростка порой превращает ситуацию в замкнутый круг. Он грубит, огрызается. Родители в ответ сердятся, срываются или отдаляются. В то же время любая агрессия, на себя ли она направлена или вовне, — это своеобразная просьба о помощи, которую подросток в силу возрастных особенностей или сложившейся ситуации не умеет выразить иначе.

Дети всегда копируют поведение родителей. Агрессия может быть и неявной, но агрессивное поведение подростка показывает, что в семье не считаются ни с мнением, ни с чувствами, ни с желаниями другого.

Причины могут крыться и в излишней родительской опеке или, наоборот, в неприятии ребенка. А возможно, он не справляется со школьной нагрузкой.

Когда у подростка сложная ситуация, ссора с подругой или другом, он может «нападать» на близких или сверстников.

А тот, кто попал в среду, где агрессия — это норма, и сам пытается не стать белой вороной.

Елена Сергиенко, завлабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор: «Внешне подростки могут одинаково сильно реагировать и на пустяки, и на серьезные ситуации. Не оценивайте причины. Не говорите „какая ерунда“, если дело в рваной сумке. Вместе ищите выход: „давай поставим стильные заплаты или купим новую“. Реагируйте серьезно на все, тогда у подростка сформируется уверенность, что родителям можно рассказать и о более сложной ситуации».

Ирина Галахина: «Важно, чтобы у подростка была возможность хотя бы обозначить проблему, чувствуя, что с ним обойдутся деликатно, а не возмутятся: «этого и следовало ожидать!» или «о чем ты думал раньше?»

2. Как справиться с родительским раздражением

Иногда решительного заявления «я очень сердит на тебя!» бывает достаточно, чтобы снять напряжение.

А порой пригодится совет мудрых бабушек: «главное — сразу не орать». И действительно, если сразу сдержаться (как угодно: сжимать и разжимать пальцы, считать до десяти), проще не ответить агрессией на агрессию подростка. Но и хамство пропускать не стоит: «мне обидно, когда на меня кричат». Откажитесь продолжать разговор в таком тоне.

3. При чужом влиянии

В 13-15 лет очень важно признание группы сверстников. И какие-то поступки совершаются ради признания или при подражании кумиру. Компании же бывают разные. «Если подросток попал под чье-то влияние, он будет транслировать идеи, которые раньше ему не были свойственны, — рассказывает Елена Сергиенко. — Помимо необычных разговоров можно заметить подавленность, тревогу, изменение аппетита. Не паникуйте и не осуждайте, чтобы не оттолкнуть от себя ребенка. Старайтесь противопоставить собственные ценности».

Ирина Галахина: «Не надо сразу низвергать кумира. Разумнее усиливать собственное «я» вашего ребенка. Чаще интересуйтесь его мнением: «А тебе что нравится? А ты как думаешь?»

4. Как общаться с подростком

Не унижайте подростка — физически или словами.

Ничего, кроме защитной (часто агрессивной) реакции, вы не добьетесь. Более того, он сосредоточится на мысли «как со мной несправедливо обошлись» и о поведении своем думать уже не будет. Негативная оценка должна касаться только проступка (не «ты плохой», а «твой поступок плох»).

Делайте акцент на чувствах. Разделите его чувства: «я знаю, каково это», «конечно, ты разозлился».

Нельзя говорить: «что ты за человек!» Лучше так: «Тебе хочется все разнести вдребезги? Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

Блокируйте агрессию. Можно удивить, рассмешить или обрадовать (хоть шоколадку подарить).

Давайте ребенку разряжаться физически. Приобретите дартс или боксерскую грушу. Груша не только помогает снять напряжение, но и наглядно демонстрирует ответный удар на агрессивный выпад.

5. Как предлагать помощь

Ирина Галахина: «Если подросток постоянно агрессивен, не обвиняйте его. Говорите от себя: „я не понимаю, что с тобой, я в растерянности“. „Я замечаю, ты злишься часто. Тебя что-то беспокоит? Что ты хочешь изменить?“ Если с ребенком что-то произошло, родителю очень важно не паниковать самому. Не оценивайте ситуацию, не ругайте, не отвергайте и не кричите. Иначе ребенок закроется. Предложите помощь. Если подросток отказывается, спокойно скажите: „Хорошо, ты не хочешь говорить со мной, но если что, я рядом. А кто бы смог тебе помочь?“ Главное — создать ощущение тыла и того, что помощь возможна».

Чтобы снять эмоциональное напряжение, предложите подростку написать все слова, которые ему хочется выкрикнуть, или описать ситуацию, а потом смять и порвать лист.

6. Если подросток в состоянии аффекта

Если подросток сильно возбужден, раздражен, не контролирует свои поступки, практически не реагирует на окружающих, всеми силами удерживайте его дома. Елена Сергиенко: «Сбейте первый накал страстей любым путем — в зависимости от особенностей подростка. На кого-то необходимо наорать, с кем-то применить хитрость. Только не раздражайте его еще больше. Попробуйте агрессию перенаправить — начните колотить подушки или рвать газеты».

подросток , ребенок ,

Подросток стремится быстрее повзрослеть, но эмоционально остается ребенком. Поэтому родителям в этот период особенно важно соблюдать тонкую грань: относиться к нему, как к взрослому, но и не забывать проявлять чувства и заботу.

Агрессия в подростковом возрасте, скорее, не нападение, а защитная реакция на действия, направленные против него. Часто все эти ощущения утрированы, ввиду чрезмерной эмоциональности и ранимости.

Стоит признать, что родителям довольно сложно научиться правильно реагировать на поведение ребенка. Они не просто оказываются психологически неподготовленными, а и вовсе не могут справиться с массой бытовых проблем. Но, как говорится: «предупрежден, а значит, вооружен», поэтому мы обозначили самые частые причины возникновения подростковой агрессии и дадим несколько советов, как с ней бороться.

Причины подростковой агрессии

Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные.

Семейные причины агрессии

Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя. В любом случае надо знать, какое поведение родителей может привести к возникновению агрессии у детей в подростковом возрасте:

  • Безразличие и враждебное отношение к ребенку
  • Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений
  • Чрезмерный контроль и опека
  • Безучастность к жизни подростка
  • Отсутствие эмоциональной связи
  • Унижение и оскорбление, особенно публичные
  • Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности

Личностные причины

Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:

  • Страх, ожидание наихудшего
  • Неуверенность в безопасности
  • Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания
  • Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе
  • Ощущение своей вины в чем либо
  • Чувство одиночества

Ситуативные причины

Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:

  • Переутомление, как результат физической и умственной нагрузки
  • Болезнь
  • Неправильный рацион питания
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми
  • Локальные неприятные ситуации в семье

Способы борьбы с подростковой агрессией?

Стоит признать, что единого решения этой проблемы не существует. Прежде всего надо определить, что могло стать причиной возникновения агрессивного поведения у подростка. Основываясь на этом, вы сможете определить, что необходимо изменить в своем поведении, окружении ребенка.

Запомните, главная ваша задача, как родителей – свести к минимуму проявления агрессии, а значит, обеспечить максимально комфортные условия для него или сменить свой стиль воспитания.

Чаще всего родители становятся причиной возникновения агрессии у ребенка, поэтому стоит начать с воспитания самого себя:

  1. Давайте возможность подростку решать, проявлять инициативу или же во всем учитывайте его интересы.
  2. Исключите агрессию в семье. Проанализируйте отношения со своей второй половиной на наличие агрессивных выпадов.
  3. Перенаправьте подростковую агрессию в полезное русло, например, в спорт.
  4. Чаще разговаривайте с ребенком в качестве друга. Не указывайте что делать, возьмите на себя роль мудрого наставника, который советует, но не осуждает.
  5. Чаще хвалите ребенка, это вселит в него уверенность.
  6. Уважайте его выбор, даже если он кажется вам неправильным.

Агрессивным подросток не становится просто так и по собственной воле. Помните, что вы пример для подражания своего ребенка. Не зря ведь говорят: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Если же вы упустили момент и допускаете, что не в силах справиться самостоятельно, проконсультируйтесь с психологом.

Подростковая агрессия — это защитная реакция на происходящее вокруг . Все чаще мы сталкиваемся с ней в современном мире. Агрессия подростков как социальная проблема — одно из важных ее проявлений. Чаще она дает о себе знать в ответ на негатив, окружающий подростка. Ведь такое поведение не появляется с рождения. Люди, рождаясь, не могут быть трусливыми или эгоистами, они такими становятся в зависимости от среды, в которой живут и развиваются.

В основном причиной являются отношения в семье и в близком окружении. Такие факторы, как попытки постоянного контроля подростка и оказание на него давления, необоснованная критика, отсутствие внимания и любви, способствуют проявлению озлобленности к окружающему миру. Агрессия проявляется в возрасте 10-16 лет, в период переходного возраста. Это тяжелый для ребенка период, когда у него происходит половое созревание, он меняется как личность с психологической стороны. Под давлением изменений, происходящих в нем, подросток уверен в том, что сможет справиться со всеми взрослыми вопросами самостоятельно. Чувствует себя наравне со старшими людьми из его окружения и желает, чтоб отношение с их стороны было такое же. В этот период возникает желание изменить и покорить весь мир, но реализовать это все в жизнь дети просто не могут.

Агрессивность в подростковом возрасте — это, скорее, защитная реакция на то, что его окружает, чем нападение. В такой период родителям очень важно соблюсти эту грань: дать ему почувствовать себя взрослым, не забывая при этом, что он все еще ребенок. Уделять ему внимание и заботу. Чаще всего взрослые просто не готовы психологически к такому проявлению поведения своего чада и не знают, как ему помочь, как его лечить. Во время такого поведения мы просто не знаем, как себя вести в этой ситуации и что делать, как помочь.

Проявление агрессии у подростков

Психологи выделяют 2 вида агрессии: скрытая и открытая.

Открытая агрессивность проявляется в виде нанесения вреда окружающим его людям, предметам. Подросток так хочет проявить свой авторитет среди друзей, таким образом, самореализоваться. В случае неудачи они начинают красть, пить, курить, употреблять наркотические вещества, заниматься мелким грабежом или кончают жизнь самоубийством.

При скрытой агрессии дети все держат в себе, ни с кем не делятся своими переживаниями и проблемами. Они тихие и покорные, не проявляющие свое недовольство. Но, так как негативная энергия долгое время не находила выхода наружу, позже случаются нервные срывы, длительные депрессии, невроз.

Так, приступы агрессии проявляются в виде оскорблений родных, возникают конфликты с родителями. Подростки унижают всех, кто кажется им слабее. Бьют животных, занимаются вандализмом. При непонимании со стороны родителей могут уйти из дома. Они создают свои компании, в которых часто приветствуются алкоголь и наркотики. В таких компаниях свои правила, собственный жаргон, шутки, понятные только в этой среде. Трудным подросткам, не находящим понимания дома, там становится комфортно, и они все больше времени проводят с новыми друзьями, считая, что теперь это их семья.

Вернуться к оглавлению

Формы проявления подростковой агрессии

У каждого подростка агрессия выражается по-разному (в зависимости от характера ребенка и его отношений с внешней средой). Основные особенности проявления:

  • обида (часто обижается без особого повода на весь мир и на конкретного человека);
  • подозрительность (ребенок не доверяет никому, настроен отрицательно ко всем);
  • косвенная агрессия (распускает сплетни про кого-то, злобно шутит);
  • физическая агрессия (постоянно является участником драк);
  • раздражительность (очень вспыльчив и грубит без веской на то причины);
  • вербальная агрессия (проявляет свое отношение с помощью угроз и криков);
  • скрытая агрессия (не делает то, о чем его просят, говоря что забыл; старается подольше не выполнять просьбу, а то и забывает о ней).

Каковы причины агрессии у подростков?

Рассматривают 3 основные причины того, почему же возникает агрессия в подростковом возрасте: это ситуативные, семейные и личностные.

Личностные причины проявляются так:

  • ребенок чувствует себя одиноко;
  • неуверенный в себе;
  • раздражается без особой причины и обижается;
  • чувствует себя во всем виноватым;
  • активизируются гормоны вследствие полового созревания;
  • постоянно думает о худшем.

Ситуативные причины проявляются в определенных ситуациях в жизни ребенка:

  • заболевание;
  • просмотр жестоких фильмов;
  • долгое сидение за компьютером, компьютерными играми;
  • неправильное питание.

При умственных и физических нагрузках возникает переутомление организма.

Не всегда родители могут сдерживаться, это их не оправдывает, но и они зависят от многих окружающих факторов. Семейные причины агрессии подростков возникают из-за поведения самих же родителей при детях:

  • часто родители прилюдно унижают и оскорбляют ребенка;
  • не участвуют в его жизни, пуская все на самотек;
  • проявляют безразличие и враждебность к своему ребенку;
  • не дают ему проявить себя, подавляют его желания и эмоции;
  • контролируют каждый шаг подростка;
  • мало говорят о своей любви.

Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать найти причины данного явления.

Поиски причин подростковой агрессивности и будет посвящена данная глава нашего исследования.

Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными.

В каждом возрастном этапе развития человек занимает определённое положение в системе общественных отношений. Каждый возрастной этап характеризуется своими требованиями к человеку, определяет круг его прав и обязанностей. Для каждого возраста характерна своя "социальная ситуация развития", т.е. определённое соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

В подростковом возрасте в период с 11-ти до 15-ти лет человек переживает ряд изменений биологических - половое созревание и психологических - появление большого количества новообразований касающихся самосознания и эмоциональной сферы.

Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себя взрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У него возникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится к реализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта порой сталкивается с суровой правдой жизни. На пути к достижению своих целей, поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения, но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствия преодоление, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себя ответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития.

В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.

Подростка характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослых и несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё это вызывает беспокойство родителей и педагогов.

Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе с тем отождествление себя с взрослыми важная психологическая особенность молодых людей в данный период жизни.

Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своей будущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь во многом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностно защищает их. Родители, учителя или просто знакомые для подростка взрослые. И даже более "продвинутые" сверстники с высоты своего жизненного опыта пытаются наставить подростка "на путь истинный" и навязать собственное, по их мнению, правильное мнение. Но при этом они часто забывают, что сами были такими, не учитывают возрастные способности подростка и его личное мнение. Этим они не только не решают проблему, но ещё более усугубляют положение. "Поучения" взрослых вызывают реакцию протеста со стороны подростка. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Между взрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезает взаимопонимание.

Подросток переживает кризис заключающийся в преодолении пути вхождения ребёнка в взрослое общество. От того насколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, насколько его личные моральные ценности близки к общественным зависит сложность преодоления им этого пути. К стати сказать, данный кризис может быть усугублён ещё тем, что ребёнок воспитываясь в одной социальной среде во время подросткового возраста попадает в иную социальную среду с другими моральными ценностями. В этом случае внутренний конфликт личности может ещё больше углубиться и привести к неадекватным последствиям. В связи с этим хотелось бы сказать, немного забегая вперёд, что наша современная система воспитания, как пережиток тоталитарного общества, всё ещё основана на насилии, страхе и подавлении личности. Хотя и наблюдаются некоторые положительные изменения. Мы не говорим о детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, где в последнее время наблюдается наоборот излишний либерализм. Мы хотим коснуться так называемых исправительно-трудовых учреждений, которые даже с натяжкой таковыми назвать сложно. Ответьте, кто, из подростков попав в детскую воспитательную колонию, вышел от туда с не искалеченной душой в той или иной мере? Раз, попав в "лапы" уголовно исполнительной системы подросток вряд ли уже когда-либо станет нормальной гармоничной личностью, разве только внешне он будет соблюдать общественные нормы. Но внутренний протест будет сохраняться всю жизнь. И только от особенностей характера личности зависит, вырвется ли этот протест наружу.

Многое в становлении личности подростка зависит от обстановки в семье - той социальной сферы в которой он живёт и воспитывается.

Так называемая "неблагополучная" семья, ведущая асоциальный образ жизни воспитывает соответственным образом новую личность - своего ребёнка. Не видя родительской ласки, находясь в вечном полуголодном состоянии в окружении похмельных взрослых и при этом, испытывая предвзятое отношение со стороны более "благополучных" сверстников и даже некоторых морально и интеллектуально ограниченных взрослых, такой ребёнок неизбежно придёт к пониманию того, что он окружён врагами. Как следствие, достигнув подросткового возраста, почувствовав силу, он направит свою агрессию на "чистеньких и беленьких" сверстников из благополучных семей, видя во всех без исключения своих былых обидчиков. И, по сути, этот подросток не виноват, а виновата социальная среда, в которой он рос. Голодным, засыпая на грязной постели под аккомпонимент пьяных воплей родителей, испытывая на себе насмешливые взгляды одноклассников из-за того, что его одежда не из модного магазина, к тому же часто не первой свежести. Такой ребёнок вначале переживает чувство горькой обиды и зависти к своим более успешным сверстникам, а затем это чувство с большей долей вероятности переродится в чувство ненависти.

Агрессия, как защитное средство, вот объяснение того, что группа подростков - оборванцев избивает прилично одетого молодого человека, покупающего в ларьке дорогие сигареты. Они не могут позволить себе этой роскоши и компенсируют унижением того, кто имеет такую возможность.

Но выше изложенное не значит, что агрессивное поведение порождение социальных низов. Подростки из вполне благополучных и даже зажиточных семей в последнее время всё более и более бывают замечены в актах агрессии. При этом они в отличии от подростков из низов общества делают это не из чувства обиды или голода, а ради развлечения, что ещё более усугубляет проблему. Например, среди "золотой молодёжи" стало модно устраивать охоту на бомжей, которая нередко заканчивается реальным убийством. Это явление также имеет свои психологические корни. В народе про таких молодчиков говорят: "С жиру бесятся". Но в реальности корни лежат глубже, как правило, в состоятельных семьях, принадлежащих элите общества родители пытаются держать своих чад в жестоких рамках, строго регламентируют их жизнь: устраивают в престижные учебные заведения, указывают каким спортом заниматься или с кем дружить. При этом мнение ребёнка не учитывается - он должен соответствовать своему общественному положению, социальному статусу. Под воздействием этих ограничений у ребёнка зарождается протест против тех условий, в которых он живёт. Он стремится к свободе. В результате в подростковом возрасте этот протест вырывается наружу, и подростки выходят из-под влияния родителей объединяются в неформальные группировки, где находят для себя психологически комфортную обстановку. Хорошо если эти объединения носят позитивный характер и приносят реальную пользу если не обществу, то хотя бы самим членам объединения, например, волонтёрские отряды по сбору средств голодающим Африки, спортивные команды, музыкальные группы и т.п. Но бывают деструктивные объединения от вполне безобидных, пришедших на смену панкам и хиппи конца прошлого столетия, Эму и Готов наших дней, до крайне агрессивного настроенных борцов за чистоту расы скинхэдов и охотников на бомжей.

Подросток в силу своих возрастных качеств стремится почти всегда к совершению подвига. Поэтому то насколько агрессивно будут вести себя члены молодёжных объединений, во многом зависит от позиции лидера данной группы. Как правило, лидер объединения бывает чуть старше основного контингента и обладает определённым жизненным опытом и убеждениями. Имеет авторитет среди остальных, он может вдохновить своих последователей, как к озеленению улиц, так и к истреблению алкашей, бомжей, азиатов. И в том и в другом он может внушить своим последователям, что от их работы воздух в городе станет чище. И в том и другом случае они с воодушевлением примутся за дело. Только вот разница в том, что в первом случае души подростков станут чище и сами они добрее и принесут пользу не только себе, но и другим людям, а во втором один злодей под благовидным предлогом породит ещё десяток другой себе подобных.

Кроме приведённых выше примеров влияния на личность ребёнка оказывают и средства массовой информации, видеофильмы и компьютерные игры. Влияние последних остро ощущается последнее время. Подросток, садясь за компьютер и запуская очередную "стрелялку" погружается в виртуальную реальность, насквозь пропитанную агрессией. Его неокрепшая психика подвергается колоссальной атаке, меняется мировосприятие. Доходит до того, что у человека "съезжает крыша" и он перестаёт различать настоящую и виртуальную реальность. Думая, что у него, как у компьютерного героя несколько жизней, а окружающие его люди монстры из виртуального мира, он совершает такие поступки, что, придя в себя ужасается тому, что сотворил, не веря в реальность происходящего. Те же последствия могут произойти и под влиянием боевиков, фильмов-ужастиков и постоянных сливов в массовое сознание информации о терактах и прочих актах насилия посредством теленовостей.

Говоря о подростковой агрессии, следует сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста отличается по некоторым корневым основам. Как правило, эти основы такие же, как и у взрослых представителей определённого пола.

Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях как учёба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения.

Девочки-подростки более бурно реагируют на не дооценивание их внешних и духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление

Физическое само восприятие мальчиков-подростков обострённее, им труднее скрыть видимые физические недостатки, которые и могут стать причиной агрессии.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный фактор служащий одной из причин воспитания агрессии в подростках. Это домашнее насилие. Данный вид насилия стал привлекать к себе внимание общества лишь последние 30-35 лет. Не смотря на то, что данное явление является с давних лет скрытой эпидемией. Данные статистики говорят о том, что треть всех совершённых убийств совершаются родственниками потерпевших.

Домашнее насилие, как средство контроля одного члена семьи над остальными - болезнь семей с самым разным социальным статусом и материальным положением.

Существует несколько видов домашнего насилия.

Физическое - использование силы для нанесения телесных повреждений различной тяжести вплоть до убийства. Сюда относится и пресловутое повсеместно распространённое наказание ребёнка ремнём. Даже существует распространённое убеждение, что если человек не воспитанный то его мало "пороли" в детстве.

Вербальное - ссора, ругань, проклятия, оскорбления и угрозы.

Психическое - использование чувств (безразличие), унижение, оскорбление унижений, имеющих для жертвы ценность, срыв злобы на более слабых членах семьи (чаще всего детях) причиной которой является проблемы на работе, в коллективе, ссора с другим членом семьи.

Сексуальное - принуждение человека к самым разным сексуальным отношениям помимо его воли.

Экономическое - лишение экономической независимости.

Каждый вид насилия способен одинаково причинять боль жертве, поэтому невозможно их разделить по силе воздействия.

Традиционно считается, что больше всего от домашнего насилия страдают женщины. Существует ряд программ, как у нас в стране, так и за рубежом направленных на помощь женщинам. Однако исследования, проведённые специалистами, показали, что главные жертвы насилия - дети. Агрессивные отношения между супругами неизбежно скажутся на их детях.

Ребёнок видевший, как отец избивает мать (или ещё хуже наоборот) неизбежно получает психологическую травму. В последствии он легко сможет воспроизвести подобные действия в своей семье, не испытывая при этом ни каких угрызений совести. То же самое, если при воспитании ребёнка применялись насильственные методы по поводу и без повода. Это отразится на его будущих детях.

В связи с этим необходимо помнить, что попытки устранить нежелательное поведение ребёнка с помощью физического наказания могут дать противоположный результат:

Во-первых, наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения.

Во-вторых, дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать сопротивление.

В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает, дети могут вытеснить из памяти причину наказания и бессознательно сопротивляться усвоению правил приемлемого в обществе поведения. (Хотя, существует мнение, что применение розг ещё в начале XX века давало положительный воспитательный эффект).

Страх наказания может привести детей к мысли, что агрессивное поведение можно проявлять в недоступных для взрослых местах, так чтобы об этом не стало известно. Это внешнее скрытие отрицательного поведения на деле лишь усугубляет проблему.

С другой стороны во время процесса воспитания не возможно полностью отказаться от применения наказания. Но оно должно быть умеренным и адекватным совершённому проступку.

Ребёнок, которому уделяется слишком мало внимания, родительской любви и материнской ласки. Которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено мало ограничений на проявление негативного, агрессивного поведения, скорее всего, вырастет агрессивным.

Подводя итоги сказанному, отметим, что основные черты личности подростка:

Эмоциональная неустойчивость;

Застенчивость;

Юношеский максимализм;

Отсутствие чувства объективной реальности;

Повышенная тревожность;

Стремление к самостоятельности не подкреплённое физическими и психическими способностями;

Повышенная чувствительность;

Плаксивость (в основном у девочек);

Противоречивость в мыслях и поступках;

Бунтарский дух поведения

кроме того, могут, в той или иной мере, породить ещё одну черту - подростковую агрессивность.

Агрессивность как личная особенность связана с комплексом психологических качеств и свойств подростков:

1. В это время у подростка происходит становление самооценки. Но часто происходит расхождение между стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка, школьника, зависимого то воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от их правоты.

2. Неудовлетворенность потребностями находит отражение в частности в тяге подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость и прочее (отношения в случайной группе не так важны и агрессивность в группе это способ удовлетворения во взрослости).

3. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Одно из важнейших проявлений коммуникативного поведения подростков это желание выделиться, отличиться любой ценой, выражающееся часто в агрессии.

4. Половое созревание - гормональный взрыв (не синхронное развитие организма), влияет на психику (становится неустойчивой) и самосознание.

Итак, рассмотрев некоторые особенности подросткового возраста, резюмируем, что недостаточное умение приспосабливаться к внешним условиям, различным конфликтам и экстремальным ситуациям, доверчивость и повышенная внушаемость, а также уязвимость, недостаточная избираемость поведения могут приводить к становлению насильственного поведения (агрессивности и т.д.).

Кроме того, на формирование личности детей и подростков влияет ряд внешних факторов: семья, телевидение, сверстники и др. И если это влияние негативно, то агрессия обостряется.

Если в семье принято агрессивное поведение, то это, как правило, подкрепляет агрессивное поведение ребенка в отношениях со сверстниками. Дети и подростки могут научиться агрессивному поведению и у сверстников. Есть точка зрения, что телевидение одна из очень серьезных причин влияющих на агрессивное поведение: наблюдение насилия провоцирует общее возбуждение и заряжает отрицательной энергией поведение человека, снимает запреты на агрессивное поведение и др.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Один из выходов агрессии подростков это преступления. Поэтому профилактика агрессивного поведения у подростков актуальна и определяется личными особенностями этого возраста. В связи с чем в последнее время стали появляться работы психологов о работе со школьниками с девиантным поведением и детьми группы риска.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама