THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Набор веса уже не такой быстрый, как в предыдущие месяцы. Младенец начинает больше двигаться, следовательно, расходует больше энергии. Многим детям на этом этапе из-за возросших потребностей в энергии уже требуется .

Растет малыш приблизительно с той же скоростью – 2 — 3 сантиметра в месяц.

Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.

Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.

Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.

Навыки ребёнка в 5 месяцев

То, что умеет ребёнок в 5 месяцев, немногим отличается от умений месяц назад. Отличие навыков в том, что делает ребёнок всё более уверенно и совершенно:

  • малыш уверенно переворачивается со спины на бочок, живот и обратно. Причем некоторые дети достигают таких успехов, что мгновенно могут скатиться с дивана или кровати на пол. Поэтому оставлять их наедине с самими собой не стоит;
  • захватывает погремушку. Может переложить ее из одной руки в другую;
  • при потягивании за ручки поднимается и присаживается.

Нельзя насильно садить ребёнка. Если не хочет – не надо.

5-месячный мальчик уже вполне может и сесть самостоятельно. В случае с девочкой – раньше шести месяцев садить не рекомендуется.

Если малыш уже сидит сам, не забывайте класть позади него подушку. Мышцы спины ещё не привыкли к такой нагрузке и быстро устают. Ребёнок в любой момент может откинуться назад.

  • при кормлении удерживает бутылочку со смесью. Если кормится грудью, поддерживает её, регулирует положение для своего удобства;
  • улучшается координация мышц тела. Малыш учится раскачиваться, может подтянуть ноги к голове, засунуть в рот пальчики;
  • большинство транзиторных рефлексов новорождённого к этому возрасту угасают;
  • при поддержке под мышки ребёнок становится на твёрдую опору, почти полностью выпрямив ноги.

Полезная и всегда актуальная информация в статье детского доктора, описывающей, и как обеспечить полноценное развитие малыша.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц ().

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.

Малышу 5 месяцев! И это прекрасно. Замечательное время, чудесное и незабываемое. Сейчас вы получаете такой огромный отклик на вашу заботу, и это непередаваемо. Ваш ребенок ваше счастье и отражение вашей любви ко всему миру. Он так радуется вашему появлению, он улыбается вам так, как никто и никогда вам не улыбался, вы для него вселенная. И ради этого стоит быть родителями!

Что новенького

К 5 месяцам малыш обычно удваивает свой вес в роддоме и вырастает в среднем на 14 см. Однако если этого не случилось, то есть вес чуть больше или чуть меньше усредненных значений, то не надо впадать в панику. Дело в том что все дети разные. Детским специалистам хорошо известно, что рост детей происходит скачкообразно, и это вполне нормально. Если же ваша душа неспокойна, посоветуйтесь с педиатром, который с помощью специальных подробных таблиц сверит «правильность» роста и веса вашего крохи. И не забывайте, что все эти средние показатели весьма условны, а ваш малыш имеет полное право на свой индивидуальный график роста.

У некоторых детей начинают резаться зубки. Их появление можно предугадать по белым бугоркам внутри десен, которые постепенно растут и причиняют малышу сильный зуд. Вот почему он тянет все в рот и чешет десны.

Для того, чтобы прорезывание прошло легче, купите малышу грызунок, или прорезыватель. Грызунки могут быть резиновые, пластмассовые и деревянные. Купите сразу несколько, чтобы малыш мог их попробовать и выбрать тот, который ему подойдет больше.

Полезно знать

Время от пяти до шести месяцев - переходный этап в развитии ребенка. В этом возрасте большинство малышей преодолевают пассивное положение лежа на спине и начинают вовсю переворачиваться, кувыркаться, пытаются ползать и сидеть, хотя и с поддержкой.

К пяти месяцам жизни почти все малыши уже умеют переворачиваться на животик. А вот обратный поворот - с животика на спинку - кроха освоит немного позже, скорее всего, месяцам к шести. Что интересно: вначале карапуз переворачивается быстрым и резким движениям, а уже вскорости учится делать это движение свободно, чтобы проследить глазами за мамой, достать интересующий его предмет. Такие навыки чрезвычайно важны как для физического, так и для психического развития ребенка. Кроме того, они поддерживают радостное настроение крохи, готовят его к ползанию.

Полезно знать

Очень важно помнить, что кроха на пятом месяце жизни не должен никогда оставаться на высоте в пространстве, не ограниченном бортиками (на столе, диване) без подстраховки мамы или папы. Даже если вы уверены, что ваш малыш еще не умеет переворачиваться. Вполне может быть, что он может неожиданно для вас повернуться, когда вы на секунду отлучитесь. Поэтому на пятом месяце жизни крохи родители должны быть очень собранными и осознавать свои действия. Если вам надо оставить карапуза на несколько минут, лучше посадите его в манеж - во-первых, пространство огорожено со всех сторон, во-вторых, достаточно места для таких необходимых для малыша движений.

В эмоциональном плане возрасте 5 месяцев ребенок хорошо узнает близких ему людей, по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему. Малыш узнает их с расстояния 2–3 метров, находясь на руках другого взрослого. Он не просто выделяет близких людей, но и отмечает такие мелочи, как цвет и фасон одежды, прическу. Поэтому сейчас не нужны резкие эксперименты с внешностью - малышу придется заново с вами знакомиться.

Кроме того, кроха способен узнать близкого, даже не видя его, а только по голосу. Незнакомые же люди вызывают у малютки в первую очередь недоверие, и к ним он не так сразу пойдет на руки. Когда рядом мама, малыш ничего не боится. Но если же мамы рядом нет, новый человек в поле зрения крохи может вызвать у него истерику. Поэтому необходимо сначала познакомить малыша с гостем, дать ему возможность привыкнуть, осмотреть и изучить его, и только после этого можно попробовать личный телесный контакт - прикоснуться или взять на руки.

Чувствительная и нежная кожа крохи становится все более окрепшей. Но она все еще склонна к аллергическим реакциям. Чтобы избежать раздражения кожи малыша, важно постоянно следить за его гигиеной, каждый день его купать, своевременно менять подгузники, обрабатывать раздраженные места детской присыпкой.

К пятому месяцу жизни обычно пропадает физиологическое косоглазие новорожденных. Карапуз может фиксировать взгляд на интересных предметах, следить глазами за движением предметов.

Совершенствуется слух крохи. Малыш реагирует на звуки, узнает их, любит слушать человеческую речь. Поэтому очень полезно для дальнейшего развития слуха разговаривать с ребенком, показывать и называть предметы, хлопать в ладошки, греметь погремушками, рассказывать потешки и стишки, петь.

Гулением кроха старается привлечь к себе внимание. Он пытается имитировать звуки, менять мимику лица. Малыш узнает себя в зеркале, отличает свое отображение от других. Очутившись в новом для него помещении, кроха осматривается.

Как выглядит ребенок в 5 месяцев








Физическое развитие ребенка в 5 месяцев

В положении на животе малыш может опираться не только на предплечья, но и на ладони выпрямленных рук, поднимая при этом корпус. Некоторые дети начинают использовать свободную руку при опоре на локоть другой руки, чтобы подтянуться, схватить увиденный предмет и направить его в рот. Для этого вокруг ребенка должно быть достаточно игрушек. В положении на животе внимательно разглядывает окружающий мир и издает звуки. В положении на спине поднимает одну ногу в вертикальную позицию и захватывает ее рукой. Начинает сам поднимать вперед не только голову, но и плечи (немного). За счет такого достаточно выраженного приподнимания может посмотреть на свои ноги.

Перекатывается (переворачивается) со спины на живот уже не всем туловищем сразу, а с наличием ротации (скручивания) в позвоночнике. Может переворачиваться и с живота на спину.

Тест

При подтягивании за руки из положения лежа на спине стремится сесть: сгибает свои руки, активно приподнимает голову вперед так, что подбородок достает до грудины. Посаженный вами ребенок начинает сидеть самостоятельно с опорой на ладони рук.

Если в 5 месяцев вы начнете высаживать ребенка для того, чтобы он сидел сам или с помощью каких-либо приспособлений, то у него может развиться искривление позвоночника. Ни в коем случае не держите ребенка долго в сидячем положении, пока он не начнет садиться самостоятельно.

Тест-игра
Если поставить ребенка вертикально с опорой на стопы, он хорошо на них опирается, стоит прямо, переступает ногами, начинает подпрыгивать или пританцовывать. Ребенок сам держит свой вес. Ваши руки нужны только для того, чтобы поддерживать его равновесие, чтобы он не упал в сторону. Сразу после проверки верните ребенка в положение лежа. Долго держать его в положении стоя нежелательно. Эту игру нельзя использовать как упражнение.

Мелкая моторика

Ребенок достаточно хорошо способен управлять движениями рук. Может направить обе руки так, чтобы взять игрушку, разумеется, если она удобна для захвата пальцами. Целесообразно использовать погремушку с ручкой длиной 10–15 см. Лучше всего держать ее над грудью ребенка по средней линии его тела. По цвету предпочтительны погремушки и игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Кроме этого, ребенок может перекладывать взятую игрушку из одной руки в другую. Если хочет взять вторую игрушку, то первую выпускает из рук, так как держать два предмета ему пока очень сложно.

С 5 месяцев, если ребенок научился длительно лежать на животе, что ему в этом возрасте положено, подвешивать игрушки над кроватью ребенка уже не требуется. Их надо класть на расстоянии вытянутых рук перед лежащим на животе ребенком. К 5 месяцам там, где бодрствует малыш, должно быть достаточно много места для движения. Располагать игрушки следует в разных местах кроватки или манежа, чтобы побудить малыша к активности и передвижению - к переворачиванию, ползанию. В течение одного периода бодрствования игрушек не должно быть много: обилие впечатлений ведет к переутомлению, излишнему возбуждению ребенка. Периодически игрушки надо менять, что также поддерживает активность, и предупреждает возникновение утомления.

Покупка игрушек ребенку в 5 месяцев

В 4 месяца ребенок ударял по висящему предмету в поисках новых ощущений, затем хватал его, чтобы сразу засунуть в рот. В 5 месяцев он внимательно знакомится с предметом. Прежде чем сунуть погремушку в рот, ребенок в течение 1–2 минут трясет ее, вертит, подносит к лицу, подробно изучает и лишь затем тянет в рот.

Главная цель действия ребенка с игрушками, начиная с этого возраста, это исследование ее разнообразных особенностей: формы, цвета, звука и т. п. Поэтому игрушки должны различаться по форме, по смысловым образам (бабочки, рыбки), по цвету и материалу (пластик, дерево, ткань).

Игрушки также должны звучать, даже мигать различным цветом. Хороши резиновые и мягкие пластиковые игрушки: жирафы, рыбки, слоны и прочие звери, которых можно мять в свое удовольствие, причем лучше покупать такие, которые пищат при нажатии. Родителям рекомендуется начинать пытаться обращать внимание малыша на эти особенности игрушек, называя не только сами игрушки, но их свойства.

Для развития мелкой моторики необходимо купить ребенку кубики, удобные для его ладони. Однако не следует забывать и о безопасности - кубик должен быть достаточно большим, чтобы ребенок не мог полностью засунуть его в рот и попытаться проглотить. Игра в кубики приучает ребенка к точным движениям, развивает умение не только брать, но и выпускать игрушку из рук, перекладывать ее из одной руки в другую и т. д. Уже в 5 месяцев ребенку необходимо купить достаточно крупный мяч. С этого возраста ему может понравиться обхватывать мяч руками. На протяжении последующих лет жизни мяч понадобится для других целей. Следует помнить, что основными игрушками для этого возраста остаются те, которые имеют удобную ручку для захвата, в основном это погремушки. Погремушка с ручкой - отличное средство для развития координации и хватательных движений малыша. Выбирайте такие погремушки, которые ваш ребенок мог бы сосать, бросать и бить без всякого для себя риска. Не покупайте погремушки с маленькими шариками внутри: малыш может разбить их и случайно проглотить эти шарики.

Правильные игрушки для малыша в 5 месяцев


  • Браслеты на ножки, носочки с колокольчиками или погремушками.

  • Мяч с колокольчиком.

  • Неваляшка.

  • Заводная музыкальная игрушка (музыкальная шкатулка).

  • Кукла би-ба-бо.

  • Пальчиковые краски.

На пятом месяце жизни малыш вступает в новую эру своего развития под названием «ознакомительная игра» - он учится манипулировать предметами.

Играя с пятимесячным ребенком, нужно понимать, что:


  • Пятимесячный ребенок больше интересуется игрушками, чем людьми.

  • Он может играть, сосредоточившись на определенном объекте и маме нужно не мешать его действиям. Можно находиться поблизости и наблюдать за ним, не вмешиваясь в процесс игры и быть готовой предложить другую игру, когда малыш насытится игрушкой.

  • Все игры хорошо проводить на полу, предварительно постеленном толстым одеялом или матрасом для обеспечения наилучшего простора в движениях и кругозора.

  • Ребенок учится на своем пути отодвигать препятствия.

  • Стараемся давать игрушки, трудные для захвата (крупные, с неудобными для пальцев краями), чтобы малыш мог приспособиться к ним, развить моторику и координацию движений.

  • Если пятимесячный ребенок теряет с поля зрения игрушку, он не предпринимает ничего, чтобы поискать и найти ее: просто забывает и переключается на другой объект. Это нормально (до 7 месяцев).

Психическое развитие ребенка в 5 месяцев

Малыш с интересом следит взглядом за тем, что происходит вокруг него, рассматривает предметы и людей, в том числе при нахождении на улице. На новом месте осматривается, может появляться реакция испуга. С 4–5 месяцев косоглазия уже не должно быть, даже периодического.

Слух

Поворачивается, услышав интересующий его звук или голос. Реагирует на звук шагов, и, когда кто-нибудь входит в комнату, он настораживается и может искать взглядом вошедшего.

Ребенок четко отличает ухаживающего за ним человека, мать - от других знакомых взрослых не только по внешнему виду, но и по голосу. Активно реагирует на голос матери, когда она находится вне поля его зрения. Услышав ее голос, улыбается, ищет взглядом мать. Беспокоится, если не может быстро ее найти взглядом или если ее голос исчезает. Когда мать выходит из комнаты, ребенок продолжает пристально смотреть на то место, где она только что находилась. Если мать входит обратно, он следит за ее движениями, может прореагировать комплексом оживления (радостными звуками и движениями). В меньшей степени реагирует на других близких. На голос малознакомого человека может не обращать внимания или не так активно ищет этого взрослого своим взглядом.

Кроме матери малыш начинает различать знакомых и людей как по внешнему виду, так и по голосу. При попытке врача или «чужого» играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Ребенок сначала присматривается к неизвестному ему взрослому, при этом оживление ребенка может пропасть, а движения замедлятся. Затем ребенок может нахмуриться и заплакать. Если же ребенок в хорошем настроении и не устал, то чаще всего он, наоборот, реагирует положительно. В этом случае после настораживания малыш опять оживляется и реагирует на «чужого» как на своего. По характеру реакции ребенка на взрослого можно делать первые выводы о формирующемся характере - общительный или замкнутый.

Развиваются эмоции

В более раннем возрасте у ребенка чувства удовлетворения или недовольства были связаны в основном с физическим комфортом или неприятными ощущениями. Постепенно эмоции становятся социальными, то есть связанными с общением. Ребенок раздражается, когда не может получить того, чего хочет. Например, вы кладете его в кроватку, а малыш хочет бодрствовать и играть.

Будьте готовы к тому, что ребенок начнет общаться с вами с помощью жестов. Некоторые дети в этом возрасте тянут к вам свои руки, когда видят, что вы собираетесь взять его на руки. Если этого еще не происходит, то можно тренировать развитие общения с помощью жестов.

Тест-упражнение
Когда вы подойдете к кроватке ребенка после сна, то вместо того, чтобы, как обычно, взять его на руки, протяните к нему свои руки. Ждите, что будет делать малыш. Если он уже достаточно подрос и в хорошем настроении, то сообразит и протянет вам в ответ свои ручки. Возьмите сразу же ребенка на руки, обнимите, похвалите. Если не получится, то в дальнейшем, независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, ласково разговаривая с ним. Через некоторое время он обязательно начнет тянуться вам навстречу.

С 5–6 месяцев ребенок может дергать мать или другого взрослого за рукав для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Понимание речи

В процессе ухода за малышом не забывайте разговаривать с ним: комментируйте свои действия, называйте вещи. Пробуйте описывать эмоциональное состояние ребенка: «Ты плачешь. Наверно, ты хочешь пить? Давай поищем, где твоя бутылочка». Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь. Обсуждайте с ребенком его же действия и намерения: «Я вижу, ты хочешь, чтобы я взяла тебя на руки». Разговор с ребенком необходим для его полноценного развития. Даже если он еще не понимает значения слов, ваша речь развивает его слух, способствует эмоциональному контакту.

Ребенок в этом возрасте должен четко различать ласковую и недовольную интонацию вашего голоса. Кроме того, он постепенно начинает различать и другие более тонкие эмоциональные оттенки вашего голоса и интонации.

Предречевое развитие ребенка в 5 месяцев

Ребенок начинает «петь» - длительно тянет гласные звуки («ауа», «уау», «ау», «иоа» и др.), причем их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Некоторые ученые сравнивают такое певучее гуление ребенка с игрой на свирели. Если общаться с малышом правильно, то есть играть в звуки, как это описано ранее, то своей «свирелью» ребенок может подражать интонациям и ритмичности звуков взрослого.

Продолжает агукать.

Произносит согласные звуки «п», «б», «м», «т», «д», «л», связывая эти согласные с гласными «ба, га, да, ма, ам, та». Таким образом, появляются элементы лепета. Лепет - это сочетание согласных и гласных в виде слогов. Случайно произносит два слога подряд, но с одним согласным «а-ма» или «а-ба», «а-на», «а-да» и др. Может произнести «ма-ма», «папа», «на-на». В этом возрасте еще почти никогда не произносит слоги по одному, например «ма», а только «ма-ма» или «ма-ма-ма-ма».

Какой режим у ребенка в 5 месяцев

Малыш на пятом месяце жизни готов к новому режиму дня. В частности, вместо шестиразового питания он уже может есть пять раз в день, спать 14–15 часов в сутки - 10–11 часов ночью и два-три раза днем по 2 часа. Некоторые детки спят, не просыпаясь, всю ночь, другие просыпаются на кормление. Поэтому родители должны прислушиваться к желаниям крохи и строить свой режим в соответствии с ними. Другими становятся прогулки с малюткой - теперь он не просто спит на свежем воздухе, как прежде, а наблюдает за всем происходящим вокруг.

Установите четкий режим ночного и дневного сна и придерживайтесь его
Пока ваш ребенок был новорожденным, вы могли решить, когда укладывать его в течение ночи, наблюдая за признаками сонливости (трет глаза, теребит ухо и так далее). Теперь, когда он стал немного старше, вы должны установить для него определенное время для ночного и дневного сна.

Вечером хорошее время для ребенка - между 19.00 и 20.30. Позже он, скорее всего, будет слишком утомлен и ему будет тяжело заснуть. Ваш ребенок может не выглядеть уставшим поздно вечером - напротив, он может казаться очень энергичным. Но поверьте, это - верный признак, что ребенку пора спать.

Точно также вы можете устанавливать время дневного сна - планировать его на одно и то же время каждый день, или идти на ощупь, укладывая ребенка спать, когда вы видите, что он утомлен и должен отдохнуть. Любой подход приемлем, если ребенок спит достаточно.

Начинайте устанавливать ритуал отхождения ко сну
Если вы еще этого не делали, то в возрасте 3–6 месяцев уже пора. Ритуал отхождения ребенка ко сну может включать следующие действия: сделайте ему ванну, поиграйте с ним в тихие игры, почитайте одну-две сказки на ночь, спойте колыбельную. Поцелуйте его и пожелайте «Спокойной ночи».

Независимо от того, что именно включает ритуал вашей семьи, вы должны выполнять его в одном и том же порядке, в одно и то же время каждый вечер. Детям необходима последовательность, и сон не является исключением.

Будите вашего ребенка утром
Если ваш ребенок часто спит больше 10–11 часов ночью, желательно разбудить его утром. Тем самым вы поможете ему восстановить режим. Соблюдение расписания ночного сна может показаться вам не сложным, но помните, что ваш ребенок должен спать по режиму и в течение дня. Этому поможет пробуждение в одно и то же время каждое утро.

Как кормить ребенка в 5 месяцев

Вскармливание исключительно грудное. Кормления организуются вокруг снов: малыш сосет, укладываясь спать, и во время пробуждения.

Кормления становятся прерывистыми - малыш очень часто отвлекается от груди, буквально на каждый шум или шорох, и поиск более тихого места для кормления не помогает. Это особенность возраста, которую надо принять. При грудном вскармливании не рекомендуется давать прикорм до шести месяцев жизни. До того как появится возможность жевать прикорм, то есть до появления первых зубов, следует кормить только грудью.

При искусственном вскармливании малыш начинает есть с ложки не только полугустую, но и густую пищу. Открывает рот, когда ложка касается его губ, а иногда уже при виде ложки с пищей. Вообще, благодаря сосательному рефлексу напоить ребенка с ложечки можно уже на первых месяцах жизни. Но эффективно кормить с ложечки возможно только с 4–5 месяцев.

Питание 5 месячного ребенка на искусственном вскармливании
Существует несколько мнений, когда именно нужно начинать вводить прикорм у детей на ИВ. Иногда бывает необходимость делать это уже в 4 мес, а иногда при искусственном вскармливании начинают давать прикорм всего на 2 недели раньше, чем малышу, который кушает мамину грудь, т.е. начиная в 5 с половиной месяцев.

Если вы прикармливаете ребенка с 5 месяцев, то примерно он должен получать один полноценный прикорм, которым чаще всего бывает каша. Для прикорма готовят безмолочные каши, не содержащие глютена: гречневую, кукурузную или рисовую (при отсутствии запоров), они хорошо усваиваются. В кашу нельзя добавлять сахар или соль. Безмолочные каши готовят на воде, а обычные размалывают в порошок и варят на молоке. При этом кладут 5 г. крупы на 100 мл молока, а когда ребенок полностью усвоил этот прикорм, ее кладут уже 10 г.

Полезно знать

Домашние каши часто не имеют широкого ассортимента и витаминов. Заменить их можно промышленными инстантными кашами с натуральными добавками, солями железа и кальция. Именно эти каши предотвращают развитие анемии, рахита, гиповитаминоза.

Малышу искуственнику в 5 месяцев можно дать попробовать фруктовое пюре-яблоко или грушу. В течение 2 недель заменяют одно кормление смесью, но каши дают немного меньше по объему - на количество, равное объему фруктового пюре, которое часто дают после каши (но не перед ней, так как после фруктов ребенок может отказаться от несладкого прикорма).

При введении вместо каши прикорма из овощного пюре, овощи для него варят в воде без соли, а потом растирают до консистенции густой кашки в однородную смесь. Первым овощем чаще всего становится брокколи, но можно начинать и с других овощей (цветной капусты, кабачка, картофеля, моркови), но пока вводить только один. Новые овощи вводят, когда ребенок хорошо усваивает предыдущие.

В пюре уже можно добавить четверть желтка при хорошей переносимости. Если ребенку не нравится вкус пюре, его разводят привычной для него молочной смесью. Полностью одно кормление заменяют овощами за 2 недели, а недостающий объем пищи дополняют до нужного смесью.

Какой стул у ребенка в 5 месяцев? И сколько он писает?

Детки на пятом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2–3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Дети от трех месяцев до одного года мочатся 12–16 раз

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи.
Тряпичный: с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком - развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался.
Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем.
Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки.
Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Выполняя свои повседневные дела, можно занять и развлечь малыша.


  • Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.

  • Дайте ребенку чашку Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2–3 капли и дайте подержать ее своему малышу. Называйте части тела ребенка Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.

  • Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.

  • Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.

Играя не забывайте о стишках и потешках:

Шалите с малюткой, гримасничайте, корчите рожицы, показывайте язык, и смотрите, как он вас копирует! Можно использовать для игры стишок:

«Мы - веселые мартышки!
Мы играем громко слишком!
Мы в ладоши хлопаем!
Мы ногами топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!
И друг другу даже язычки покажем!
Дружно прыгнем к потолку!
Пальчик поднесем к виску!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!
Шире рот откроем!
Гримасы все состроим!»

«Ладушки»
Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

«Каравай»
«Мешу-мешу тесто» - разминаем ножки и ручки, поднимаем и опускаем их, поглаживаем головку ребенка;
«Есть в печи место. Пеку-пеку я каравай» - легонько хлопаем по телу крохи;
«Головушку валяй-валяй!» - аккуратно покачать головкой малыша из стороны в сторону.

На что обратить внимание в развитии ребенка в 5 месяцев

В этом возрасте могут выявиться не замеченные ранее неврологические отклонения - ребенок отстает в развитии движений, мало или совсем не улыбается, не реагирует на ласковую речь, резко запрокидывает голову, при испуге закатывает глаза так, что почти не видно зрачка. В этих случаях необходима консультация невропатолога.

Нужно ли идти в поликлинику в 5 месяцев? Прививки в 5 месяцев

Вам предстоит плановый прием педиатра. Диспансеризация в этом месяце не проводится, следующая -

Ребенок уже заметно подрос – ему исполнилось 5 месяцев! Активный и самостоятельный малыш очень изменился – кажется, еще вчера он лежал в коляске и практически все время спал, теперь он постоянно занят важными делами: рассматривает, куда-то тянется, хватает вещи, бросает на пол и с удовольствием слушает звук падения, наблюдает. Самое важное — ему просто необходимо общение с мамой, папой, бабушками, другими членами семьи. Он уже прекрасно узнает близких. Вес малыша стал после рождения больше,чем в два раза, и хотя каждый маленький человечек развивается по своему, почти все малыши к этому времени вырастают на 13-15 см, увеличивают вес за последний месяц в среднем на 650-700 грамм.

Развитие ребенка в 5 месяцев (что должен уметь)

Интеллектуальное развитие малыша заметно продвинулось – он уже выговаривает несколько гласных (а, е, ы, и), кое-какие согласные звуки (б, д, к, м). Глядя в зеркало, он отличает свое отражение, тянет в рот любой предмет, пищит, и даже рычит от удовольствия. Осматриваясь в новом помещении, малыш отмечает интересные для себя вещи и тянется к ним, не отдает игрушки при попытке забрать их силой, начинает хныкать или громко плакать.

К чужим людям малыш относится недоверчиво, особенно не любит женщин. Моторное развитие также дает результат: малыш крепко держит руках предметы, играется погремушками, пищалками, кусает пальчики ног и легко переворачивается с животика на спинку, хорошо удерживая при этом головку. В этом возрасте некоторые детки уже пытаются сидеть в подушках и на руках у взрослых.

Уход за ребенком в 5 месяцев

На пятом месяце малыш становится очень подвижным, а на коже в некоторых местах могут появиться раздражения. Красные пятнышки на спинке, головке, ножках, потница – обычные явления, волноваться не стоит. Не нужно кутать малыша, одевать много одежды, чаще держать голышом (если позволяет температура в комнате). Следите, чтобы малыша не раздражали жесткие швы, на простынях и одежде, не используйте подгузник более 3-х часов. Подмывайте малыша после каждой смены памперсов, в крайнем случае протирайте салфетками или влажным полотенцем.

Купать малыша нужно ежедневно, но мыло применяйте не чаще 1-2 раз в неделю. Лучше купание проводить перед сном, но у гипер-активных малышей, которые от купания только получают заряд энергии, лучше перенести процедуру на первую половину дня. Каждое утро умывайте личико, протирайте глазки. Чистите ушки и носик по мере загрязнения. Уход за малышом остается прежним, но для его развития открывается гораздо больше возможностей. Малыш бодрствует между дневным сном уже 1-2 часа.

Часто он капризничает, и его поведение очень часто зависит от поведения взрослых. Спокойные родители, разговаривающие с малышом без раздражения, спокойным размеренным тоном, малыш прекрасно это ощущает и успокаивается гораздо легче. Малыш пока еще не любит незнакомых людей, поэтому старайтесь не оставлять его наедине с незнакомцами. Малыша можно брать с собой в кенгуру или слингах, присутствие матери рядом делает малыша смелым и позволит ему осматриваться вокруг. Наблюдая за их общением и поведением.

Питание ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев груднички еще могут полностью обходиться молоком матери, в качестве прикорма — всего лишь пару ложечек яблочного пюре и фруктового или овощного сока. Если малыш спокоен, хорошо спит, значит ему достаточно питания, но когда он стал плохо набирать вес, чаще капризничать, это может быть связано с недоеданием. Постепенно вводите более серьезный прикорм – жидкие каши. В течение месяца малыш привыкнет к новой пище, и одно кормление полностью будет новым. Первая взрослая пища – не только каша, еще и картофель, капуста, морковь, кабачок. Отваренные овощи растираются до пюре вместе с отваром до консистенции кефира.

Давать малышу по ложечке, постепенно увеличивая дозу. Минеральные вещества и витамины с прикорма изменяют перистальтику кишечника. Нужно внимательно следить за этими изменениями, может стать другим стул и состояние кожи. Для введения прикорма должно выполняться строгое правила – нельзя делать это при наличии каких-либо заболеваний. Если грудного молока не хватает, лучше докормить малыша молочными смесями из бутылочки с соской. После полного выздоровления очень осторожно можно давать и другую пищу. Овощное пюре лучше давать голодному малышу. Если ему не нравится новая еда — не стоит настаивать. Лучше подождать. Позвольте малышу поиграть за столом салфетками и ложками.

Режим дня ребенка в 5 месяцев

Пятый месяц в жизни малыша приносит изменение графика — он бодрствует почти половину времени днем, активный период длится почти по два часа. В вечернее время его лучше уменьшить до 1 часа. Утренний сон проходит после завтрака, дневной сон после обеда, по два промежутка, Ночью он спит по 10-11 часов, с короткими перерывами, спит хорошим глубоким сном. Лучше подстроиться под биоритмы малыша и укладывать его спать по самочувствию и его желанию.

Температура в комнате во время сна должна быть 21 градус – не стоит повышать ее, лучше проветрить помещение, в теплое время года форточку можно оставлять открытой. Не пренебрегайте прогулками на свежем воздухе. Для малыша оптимальная температура от +30 до — 10 градусов С. Летом достаточно 2-2,5 часов, а зимой 2 часа по 2 раза в сутки. Ухаживая за ребенком ему нужно уделять максимум внимания, разговаривать с ним, петь песенки, рассказывать об окружающем мире, планах на день. Полезны также физические упражнения гимнастика, массаж. Малыш пытается ползать — не препятствуйте ему и не подталкивайте.

Занятия с ребенком в 5 месяцев (как развивать)

Малыш в пять месяцев приобретает интересную привычку – он с удовольствием бросает на пол игрушки. Некоторые мамы раздражаются, однако в этом есть огромный элемент развития. Не ругайте малыша, а наклоняйтесь с ним и предложите ему поднять предметы. Крохе будет интересно – это выльется в своеобразную игру. Он поступает как взрослый! Ребенок отмечает для себя — насколько быстро падает этот предмет, звонко или приглушенно звучит. К тому же развивает моторику, координацию движений.

Прекрасно развивает малыша игра «А ну-ка, поймай!» — с мячиком или игрушкой – пищалкой. Называйте игрушки по имени, когда малыш тянет ручки — старайтесь отодвигать предмет дальше.Чтобы стимулировать словарный запас малыша, показывайте ему крупные цветные картинки с животными или яркими предметами, рассказывайте о составных частях. Показывайте свою фотографию и рассказывайте где носик, ротик и так далее. Обогащайте знания крохи об окружающем мире, описывая действия — едет на велосипеде, смеется, машет рукой и так далее. Некоторые малыши уже сидят, пытаются стоять, но делают это неумело.

Игры и игрушки для детей в 5 месяцев (как развлекать)

Выбирая игрушки, необходимо думать о том, что нравится малышу. Будет ли она интересна ребенку, а не вам. Игрушки — самый лучший способ для развития, к тому же они прекрасно отвлекаю, если малыш капризничает.
Кроме этого, можно поиграть с ним в такие игры:

«Хватай и тяни»
Для малыша желанной игрушкой является любая часть тела – своего и вашего. Когда они тянут вас за что-то, громко восклицайте «Ой!». Если малыш дотягивается до бутылочки или хватает вашу руку — потяните ее. Пытайтесь у него забрать, но потом отдавайте — малыш будет счастлив. Сознание собственных достижений приводят их в восторг.

Кубики
В этом возрасте лучшей игрушкой детей считаются кубики. Лучше, если они будут мягкими и без острых углов, небольшими, яркими и контрастными. Сегодня модны экологически чистые деревянные игрушки.

Подушки разной формы
Начиная с 5 месяцев, рекомендуются игры с поролоновыми подушками различных форм — цилиндрической или клинообразной, треугольной. Пусть они будут мягкими и яркими – с контрастным узором, полосатые.
Положите ребенка животиком на такую цилиндрическую подушечку и покатайте, посадите его сверху, и понаблюдайте, как он будет себя вести. Положите его грудью на фигурную подушечку и дайте ему перебирать мелкие игрушки впереди себя.

Медицинское наблюдение в 5 месяцев

На 5 месяце ребенку необходим осмотр педиатра. Вначале измеряется вес и рост, оцениваются физический и психический процесс развития. У мальчиков при подозрении на крипторхизм (неопущение яичек) требуется консультация уролога. Также при обнаружении патологии тазобедренных суставов нужно пройти консультацию детского ортопеда-травматолога. Некоторые детки могут «накричать» себе грыжу – при малейших подозрениях требуется консультация детского хирурга. Если отсутствуют противопоказания — проводится плановая вакцинация. Если ваш малыш внешне здоров, но постоянно капризничает – покажите его детскому невропатологу. Также проконсультируйтесь с педиатром, если малыша покусали комары и получились раздражения, доктор назначит противоаллергический препарат, гель или мазь против зуда.

Капризный ребенок — что делать?

Каждый малых в разной степени капризничает, и иногда у мамы «не хватает никаких нервов». Это вполне понятно — ведь малыши плачут при любом поводе, только плач у них бывает разный. Это необходимо учитывать, чтобы успокоить крикуна. Ведь ребенок еще не умеет выражать свои чувства другим способом. Успокаивать ребенка обязательно нужно, и желательно, как можно быстрее, несмотря на некоторое мнение, что он должен делать это сам. Для начала лучше выявить причину — он может быть голоден, замерзнуть или наоборот, вспотеть от жары. Иногда он капризничает просто так – без всякой причины — возможно, ему просто скучно. В таком случае сами по себе игрушки не помогут его отвлечь — лучше, чтобы с ним поиграл кто-то из старших.

Если сыпь не проходит

Если у малыша возникает раздражение от одноразовых подгузников, и не помогают капли, мази, присыпки — возможно у него аллергия. Попросите врача назначить вам специальные препараты, смените вид подгузников, надевайте их только на ночь и на прогулки. Промывайте раздражение раствором марганцовки, настоем ромашки, череды, коры дуба. Помогает крем с пантенолом. Аллергия возможна на какие-то продукты или молочные смести — постарайтесь исключить из рациона то, что вызывает хоть малейшие сомнения.

Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?

В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мира

Физические достижения малыша

Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.

Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.

В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны - от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.



Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания

Какие умения и навыки есть у крохи?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:

  1. Перевороты со спинки на животик и обратно.
  2. Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
  3. Гуление, причем очень активное и мелодичное.
  4. В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
  5. Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
  6. Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
  7. Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.

Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.

Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.

На 6 месяце жизни у ребеночка активно развивается интерес к своим ручкам и ножкам. Карапуз изучает собственное тело, ощупывает его, тянет ручки в рот. Маме нужно отвлечь его, поиграть с ним в пальчиковые игры, забавы с ладошками, ножками - такие игры помогут и ребеночку, и взрослому, доставляя обоим большое удовольствие.

Все о питании ребенка

Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи - в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.

Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.



Пять месяцев - самое время для ввода разнообразного прикорма, в том числе каш - незаменимого источника витаминов группы В

Какие игры и занятия можно предложить крохе?

Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания (см. также: ). Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?

  • Конечно же, это должны быть двигательные занятия - например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
  • Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.

Игрушек, предлагаемых крохе, не надо приобретать много. Лучше чтобы они не только развлекали ребеночка, но и решали задачи развития движения, мелкой моторики, речи.

Какие игрушки могут его заинтересовать?

  • неваляшка музыкальная,
  • звенящие погремушки,
  • мячик с колокольчиком,
  • браслеты на ножки с колокольчиками,
  • пирамидки,
  • куклы бибабо,
  • сенсорный коврик.

Главное требование к игрушкам - безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.

Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.

Рост и вес

Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 — 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.

Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. ()

В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.

Что умеет младенец в конце 5-го месяца

  1. Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет ().
  2. Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.
  3. Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
  4. Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
  5. Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.
  6. Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
  7. Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
  8. Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.
  9. Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.

Читаем еще:

Психическое развитие

  1. Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
  2. Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.
  3. Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
  4. Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.
  5. Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.
  6. На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
  7. Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.
  8. Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
  9. К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.
  10. Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.

Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.

Как помочь ребенку развиваться

В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.

Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):

  • Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья.
  • Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.
  • Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.
  • Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.
  • После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.

«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.

Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.

Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.

Игры

Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:

  • «Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.
  • Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.
  • Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.
  • Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки.
  • Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.

Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.

Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.

Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.

Питание и сон

Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.). Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи. Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама