THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

У здорового грудного ребенка крепкий сон, он с удовольствием ест, без проблем справляет нужду. Однако иногда иммунитет малыша ослабевает, появляется недомогание. Одна из проблем, встречающихся у маленьких деток, – это болезненное мочеиспускание. Почему новорожденный или малыш постарше плачет, когда писает? В чем кроется причина, и как исправить такую ситуацию?

Плач грудничка во время мочеиспускания – проблема, которую необходимо срочно решить, так как это может быть серьезным заболеванием

Диагностика недомогания

Если новорожденный плачет перед мочеиспусканием, сучит ножками, корчит рожицы, нет необходимости сразу обращаться за помощью к специалисту, особенно ночью. Для начала нужно внимательно изучить состояние крохи. Для этого следует определить:

  • не ухудшилось ли состояние здоровья малыша, не поднялась ли температура;
  • испортились ли у малыша ночной сон и аппетит;
  • выглядит ли кожа под подгузником здоровой, возможно, появилась потничка;
  • не поменяла ли моча свой цвет.

В случае, если карапуз веселый, с удовольствием играет, кушает, а беспокойство проявляет только во время похода в туалет, переживать не стоит. Так малыш показывает, что ему просто нужно опорожнить мочевой пузырь. Волнение крохи, которому месяц от роду, вполне объяснимо: моча скапливается в мочевом пузыре, из-за чего тот растягивается и приносит новорожденному незнакомое ощущение. Тогда ребенок зовет маму, чтобы она помогла ему преодолеть беспокойство. Мальчикам сложнее справиться с чувством полного мочевого пузыря, чем особам женского пола, которым этот трудный процесс дается легче.

Если же месячный ребенок плачет перед мочеиспусканием, девочке становится больно писать, стоит тщательно изучить проблему (подробнее в статье: ). Возможно, малыш хочет сказать, что его беспокоит серьезное заболевание.



В нормальном состоянии мочеиспускание у грудного ребенка не должно приносить никакого дискомфорта

Признаки отклонений от нормы

Если ребенку, неважно девочке или мальчику, больно писать, он одним своим поведением уже дает родителям понять, что с ним что-то не так:

  1. Детки младше одного года не обращают внимания на свой процесс опорожнения мочевого пузыря. Если же появляется дискомфорт, то новорожденный плачет, когда писает, сильно нервничает, кричит, поджимает ножки (подробнее в статье: ).
  2. Детки младше 2-3 лет ходят в туалет без какого-либо волнения. В случае появления болезненных ощущений, малыш плачет, тужится. Ребенок может показать, где болит, либо отказываться писать.
  3. Детки от 3 лет могут сообщить о болезненных ощущениях маме и указать на половые органы. Они противятся ходить в туалет после того, как почувствовали боль при мочеиспускании.

Если ребенку становится больно писать, вероятно, воспаление мочевыводящей системы, у малыша могут появиться рези, зуд, жжение, ложные позывы, неприятные ощущения в пояснице и в нижней части живота. Обязательно стоит отметить эти симптомы и передать педиатру.



Малыши более старшего возраста могут показать маме, что у них болит. С грудничками дело обстоит сложнее

Источники боли

В случае, если мальчику либо девочке становится больно писать, нужно определить причины, обуславливающие дискомфорт во время опорожнения мочевого пузыря. Они могут быть различны.

Аллергия

Боли во время мочеиспускания могут носить аллергический характер:

  1. Попадание мыла в мочевыводящий канал и половые органы (рекомендуем прочитать: ). Если у грудничка после купания появились зуд и жжение, необходимо лучше ополаскивать его водой. Если ребенок старше, следует объяснить ему, что правильно намыливать ручки, а не половые органы, и показать, как тщательно смывать мыло.
  2. Контактный дерматит. Если грудничок плачет перед тем, как пописать, изучите его кожу под подгузником. Нельзя оставлять без внимания появление сыпи, шелушение, покраснение кожи. Возможно, малышу не подходят крем или масло, которые используются под подгузник, так как вызывают аллергию. Однако воспаление кожи может свидетельствовать и о какой-либо серьезной болезни.

Причина плача при раздражении кожи кроется в том, что моча щиплет воспаленную кожу, вызывая боль у карапуза. Малыш кричит, извещая родителей о случившемся. В данном случае необходимо сменить подгузник, использовать присыпку либо другое гипоаллергенное средство для кожи после аккуратного подмывания. При сохранении воспаления следует обратиться к педиатру.



Наличие пеленочного дерматита может приносить малышу боли при мочеиспускании. В этом случае необходимо как можно скорей вылечить данное заболевание

Инфекция

Другая группа причин появления болезненных ощущений, при которых ребенку очень больно писать, обуславливается попаданием инфекции в организм:

  1. Вульвовагинит и синехии. Причиной заболеваний являются бактерии, инфекции в организме либо инородные предметы. Если девочке больно писать, нужно осмотреть ее промежность (подробнее в статье: ). Если присутствуют выделения с желтым либо зеленым оттенком, значит, влагалище инфицировано, и малышке необходимо срочно посетить детского гинеколога (рекомендуем прочитать: ). Причиной развития инфекции являются болезнетворные микроорганизмы, которые попадают на слизистую и размножаются. Они появляются в половых органах малышки при ее прохождении по материнским родовым путям. Затем начинаются зуд, жжение. При попытке мочеиспускания моча попадает на воспаленную слизистую, вызывает боль, из-за чего девочке больно писать, она сильно плачет. При продолжительном протекании болезни возможны синехии – сращение половых губ вплоть до закрытия мочевого канала. Если крошка чувствует боль непосредственно до, либо во время похода в туалет, нужно осторожно осмотреть половые губы: если видны сращения, нужно получить консультацию детского гинеколога.
  2. Инфекция мочевыводящей системы. Цистит и уретрит обуславливают частые и болезненные мочеиспускания, жжение, боль в животе и пояснице, а также неприятный запах мочи и недержание из-за большой силы позыва в туалет. Когда крохе больно, он кричит перед тем, как справить нужду, – осмотрите его мочу. Если она неоднородная, мутная, есть гной, кровь или твердые частицы, значит, присутствует инфекция. Карапуз отказывается от еды, у него увеличивается температура тела. Рекомендуется безотлагательно обследоваться у специалиста.


При инфекции мочеполовой системы необходима помощь специалиста и обязательное лечение

Иные причины

Некоторые заболевания могут появляться как из-за возникновения инфекции, так и по другим причинам, например, обуславливаться аномалией строения пузырно-мочеточникового сегмента либо нарушением обмена веществ в организме. Среди них:

  1. Баланит и баланопостит. Если мальчик кричит при мочеиспускании, нужно взглянуть на пенис и его крайнюю плоть. При баланите воспаляется половой член, при баланопостите краснеет кожа, появляется отек, может подняться температура, так как идет воспалительный процесс. Следует показать кроху педиатру, либо урологу.
  2. Образование камней в почках, либо инородное тело в уретре. При этом появляется сильная боль сначала в спине, затем в животе и мочевыделительной системе. Возникают сложности с опорожнением мочевого пузыря. Малыш пытается не двигаться, чтобы не ухудшать боль.
  3. Пузырно-мочеточниковый рефлюкс. Патология представляет собой заброс мочи из мочевого пузыря обратно в почку, сопровождается болью в спине во время мочеиспускания. Это хроническое заболевание, при усилении которого кроха вздрагивает во время похода в туалет и плачет.

Если появились признаки заболевания

Когда у малыша затруднено мочеиспускание и ребенку весьма больно писать, возникает сильная боль внизу живота или спине, необходимо срочно показать его специалисту (см. также: ). Врач обследует малыша, выпишет направление на анализы, а также на УЗИ. Еще для мальчика потребуется взять соскоб на флору из половых органов, чтобы определить наличие микробов в мочеиспускательном канале и понять, вызывают ли они воспаление.


При необходимости врач направит ребенка на УЗИ

Избавляться от болевых ощущений самолечением не стоит, необходимо позвонить в скорую помощь. Грудничок пусть сам выберет наименее болезненную для себя позу, не меняйте ее до приезда доктора. Принимать необходимые меры разрешается только в случае повышения температуры.

Случаи, в которых нужно незамедлительно посетить специалиста:

  • малыш тужится, сучит ножками, но не может пописать;
  • в моче присутствует кровь;
  • живот малыша вздулся, малыш с трудом опорожняет мочевой пузырь;
  • ребенок мочится часто, с болями;
  • у мочи появился нехороший запах;
  • недержание мочи (энурез) после периода стабильного контроля над мочеиспусканием.

Посещение специалиста

Нарушение в организме функции вывода мочи изучают уролог и нефролог. Принимают эти доктора при непосредственном обращении родителей и ребенка с сильными болями, либо когда другой врач направил пациента к ним, а также после вызова скорой помощи.



На приеме врач будет выяснять причину возникновения инфекции и назначать необходимое лечение

Записавшись на прием к специалисту, подготовьтесь к таким вопросам:

  1. Как давно возникли болевые ощущения?
  2. Как малыш реагирует на процесс опорожнения мочевого пузыря, как ведет себя до и после справления нужды?
  3. Почему появилось заболевание?
  4. Впервые ли появились болезненные ощущения?
  5. Имеются ли у малыша врожденные аномалии мочевыводящей системы?
  6. Родители пробовали сами вылечить ребенка?

Знание ответов на подобные вопросы позволит специалисту в короткий срок определить, что же происходит с ребенком и как ему помочь. Как правило, стандартный набор анализов, назначаемых при болях в мочевыводящей системе, включает общий анализ мочи и крови, пробу по Нечипоренко, обследование органов малого таза, а также УЗИ мочевыводящих путей и почек.

Методы лечения и профилактики

После изучения заболевания в определенной форме составляется план лечения. Если в организме присутствуют болезнетворные микробы, предлагаются антибиотики и противомикробные средства. Пациенту рекомендуют:

  • постельный режим;
  • низкосолевую диету;
  • физиотерапевтические процедуры, чтобы остановить процесс воспаления.

Полноценное питание, содержащее витамины и биологически активные вещества для обогащения рациона, а также укрепление иммунитета – вот что стоит делать в целях профилактики воспалительных процессов почек и мочевыводящих путей у детей. Нельзя давать ребенку мерзнуть, особое отношение это имеет к девочке. У них мочевой канал шире и короче, поэтому и воспаление мочевыводящих путей наступает быстрее, и девочке становится больно писать.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

На бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

В первые недели после рождения новорожденный и его мама только привыкают друг к другу, и многое в поведении малыша маме бывает непонятно. Почему, например, ребенок беспокоится у груди во время кормления? Тому есть множество причин, и мы решили описать их и предложить способы преодоления трудностей. Начнем же с причины беспокойства ребенка, которую мамы называют первой, но которая действительно существует реже всего.

Недостаток молока

Это первое, что приходит в голову , ребенок которой много плачет, в том числе и у груди. Одна из самых больших трудностей при кормлении грудью, как ни странно, заключается в том, что кормящие мамы не знают точно, сколько молока получают их дети, и хватает ли им его.

Если ваш ребенок чересчур беспокоен, большинство сторонних доброжелателей, скорее всего, укажут вам на то, что малыш, наверное, проголодался. Поскольку вы — мать, такие замечания могут заставить вас чувствовать себя виноватой. Ведь именно на вас лежит ответственность за кормление ребенка! Как же развеять сомнения и страхи, связанные с недостатком молока?

  1. Наблюдайте за тем, как ваш малыш мочится и испражняется. После шестого дня жизни вы должны получать в сутки как минимум шесть мокрых подгузников и один грязный. Если это так, значит, ребенку хватает вашего молока.
  2. Частые кормления — это нормально. В первые несколько недель жизни новорожденному обычно требуется 8-12 кормлений в сутки. В самом начале вам, возможно, временами придется держать его у груди практически постоянно. На протяжении нескольких часов он будет требовать ее очень часто, а затем засыпать на четыре-пять часов. По мере того как ребенок учится более эффективно сосать, число кормлений уменьшается.
  3. Следите за весом малыша. К двум неделям ребенок должен восстановить вес, с которым родился, и в следующие два-три месяца набирать как минимум по 150 граммов в неделю.

Если вы по-прежнему беспокоитесь, что у вас мало молока, возможно, вам будет полезно пригласить консультанта по лактации, который проведет наблюдения, оценит прибавку веса малыша и посоветует способы увеличения количества молока, если в этом есть необходимость.

Набухание груди

Иногда беспокойное поведение ребенка у груди бывает вызвано ее набуханием. Чрезмерное набухание груди чаще всего возникает в первые недели после родов. Чтобы его уменьшить, сцедите немного молока вручную или с помощью качественного молокоотсоса, чтобы грудь стала мягче и ребенку было легче ее взять. Не сцеживайте слишком много молока, потому что это может в дальнейшем стать причиной излишней его выработки, что будет только усугублять набухание. Между кормлениями накладывайте на грудь холодные компрессы, чтобы уменьшить отек и болезненные ощущения.

Плоские или вдавленные соски

Также малыш может нервничать при прикладывании к груди, если у матери плоские или вдавленные соски. Чтобы вытянуть их, между кормлениями можно носить специальные накладки. Если до того, как приложить малыша к груди, на несколько минут включить молокоотсос, это поможет вытянуть соски, а также запустит поток молока, так что ребенок сразу получит его и с большей вероятностью продолжит сосать, вместо того чтобы бросить грудь и плакать.

В некоторых случаях женщине приходится использовать накладки, которые способствуют сосанию, пока соски не станут более выпуклыми. Это должно произойти примерно через две-четыре недели кормления грудью. Если вы испытываете трудности из-за плоских или вдавленных сосков, поскорее обратитесь за помощью к консультанту по грудному вскармливанию.

Неправильное прикладывание, неудобная поза

Еще одна причина беспокойного поведения у груди — неправильное положение . И матери, и ребенку может быть неудобно, из-за чего воздействие на грудь оказывается не таким, как нужно, и достаточный прилив молока нарушается. Если ваш малыш отличается сильной нервозностью, лучше всего для вас будет использовать положение из-под мышки (когда вы держите ребенка сбоку от себя, плотно прикладывая его к ближайшей груди) или «колыбельку» (когда вы держите ребенка горизонтально у груди), так как эти положения позволяют вам контролировать его голову.

Эти позы дают возможность направлять ребенка к груди и удерживать его там. Нос и подбородок ребенка должны вдавливаться в грудь матери. Как правило, он лучше сосет, когда мать держит его крепко. Если что-то заставляет вас испытывать неудобство во время кормления, обратитесь к консультанту. Возможно, именно в этом причина беспокойства вашего малыша.


Желудочно-пищеводный рефлюкс

Почти у всех детей в той или иной степени бывает выражен желудочно-пищеводный рефлюкс. Этим медицинским термином обозначается состояние, при котором кольцевая мышца (сфинктер), перекрывающая вход в желудок, еще не полностью сформировалась и не всегда полностью закрывает отверстие. Из-за этого какое-то количество молока вместе с желудочным соком может поступать обратно в пищевод, вызывая ощущения, которые мы называем «изжогой».

Как известно любому, кто когда-либо ее испытывал, это достаточно неприятные ощущения. Аналогично тому как взрослый человек может облегчить , сидя с выпрямленной спиной, ребенку тоже обычно помогает, если его держать вертикально.

Иногда рефлюкс может возникать во время кормления. Его появление можно предотвратить, если держать ребенка более вертикально или периодически делать перерывы, чтобы малыш немного «постоял». По мере развивается и его мускулатура, так что случаи рефлюкса становятся все более редкими.

Иногда проблема бывает настолько серьезной, что ребенок из-за рефлюкса вообще не способен нормально питаться. В таких случаях необходимо обратиться к врачу.

Повышенное газообразование

У всех новорожденных бывает метеоризм . Когда ребенок начинает питаться, у него запускается рефлекторное выделение газов, необходимое для того, чтобы отходы, образующиеся при питании, быстрее выводились из организма. Это предотвращает запоры.

Так как грудное молоко очень легко переваривается, для прохождения этой пищи через желудочно-кишечный тракт ребенка требуется очень мало времени. Вы часто можете слышать характерные звуки, когда малыш еще продолжает сосать. Хотя газы бывают у всех детей, некоторые переносят их лучше, чем другие. Влиять на это может и время суток. Судя по всему, проблема метеоризма становится более заметной в конце дня. Традиционно это время считается наиболее беспокойным. Ребенок как будто вообще не желает отпускать грудь, а это, в свою очередь, может усугублять метеоризм. Эта проблема исчезает сама по мере развития малыша.

Как успокоить плачущего ребенка
Многие из методов, способствующих успокоению, так или иначе связаны с имитацией внутриутробных условий. Следите за тем, чтобы температура воздуха была комфортной — не слишком жарко и не слишком прохладно. Вовремя меняйте подгузники. Малыш может ощущать покой, если его крепко прижимать к себе или укачивать. Действенным может оказаться или монотонные звуки — музыка или жужжание электроприборов. Вы можете носить ребенка в слинге, тем самым одновременно обеспечивая ему комфорт и получая возможность заниматься какими-то делами.
Можно привлечь к успокаиванию ребенка кого-то из членов семьи — например отца, бабушку или дедушку; в этом случае малыш не будет чувствовать запаха грудного молока, исходящего от матери, который может его возбуждать. К тому же это даст матери возможность уделить какое-то время себе.

Физиологическая лактазная недостаточность

В начале кормления материнское молоко более насыщено молочным сахаром — лактозой. Оно называется «передним». Через 10-15 минут кормления одной и той же грудью она начинает вырабатывать «заднее» молоко. Оно богаче жирами, которые нейтрализуют лактозу и тем самым снижают газообразование. Если ребенок получает слишком много переднего молока и не получает заднего, может возникнуть переизбыток лактозы и недостаток фермента лактазы, что усиливает метеоризм.

Старайтесь, чтобы ребенок сосал из одной груди как минимум 12-15 минут, чтобы ему доставалось заднее молоко. Когда малыш подрастет и будет сосать более эффективно, оно станет попадать к нему через меньший промежуток времени после начала кормления. Заднее молоко обладает успокоительным эффектом и помогает беспокойным детям засыпать. Большинство новорожденных естественным образом погружаются в сон в конце кормления благодаря успокоительному действию заднего молока.

Ребенок захлебывается молоком

Пока ребенок только учиться сосать грудь, так называемый рефлекс выброса молока может быть для него слишком мощным и привести к тому, что он будет давиться. Из-за этого малыш может бросить грудь и начать нервничать. Сильно надавите на грудь в течение примерно минуты, чтобы остановить слишком стремительный поток молока, а затем снова приложите ребенка к груди. Попробуйте сцедить немного молока перед кормлением и посмотрите, сможете ли вы вызвать рефлекс его выброса до того, как ребенок возьмет грудь. Кормите ребенка в положении из-под мышки. Став постарше, малыш сможет без проблем справляться с последствиями рефлекса выброса молока в любом положении для кормления.

Запах

В редких случаях ребенок нервничает и бросает грудь из-за мыла или кремов, которые вы наносите на грудь или соски . Если вы начали использовать какое-то новое средство, а ребенок стал больше нервничать, смойте его и снова приступайте к кормлению.

Молочница

У ребенка в полости рта или у матери на сосках может развиваться дрожжевая — так называемая . Вы увидите у ребенка во рту белые пятнышки.

Ваши соски могут стать ярко-красными или начать зудеть, а после кормления в них будет появляться ощущение жжения. Во время кормления ребенок может быть более беспокойным, чем обычно.

Покажитесь доктору. Если он подтвердит у вас наличие грибковой инфекции, и вам, и ребенку придется пройти курс лечения.

Слишком шумно и светло

У некоторых детей чрезмерное беспокойство бывает связано с гиперстимуляцией. Они могут спокойнее вести себя во время кормления, если оно будет происходить в затемненном и тихом помещении.

Ребенок гораздо активнее взрослого. В сочетании с повышенной любознательностью и недостатком опыта это часто приводит к травмам, переохлаждениям, ожогам и другим ситуациям, способным навредить здоровью.

Но связь между симптомом заболевания и действиями малыша не всегда очевидна. Часто мамы не могут понять, почему ребенок плачет при мочеиспускании, что стало причиной боли и какие меры следует предпринять.

Ситуация усложняется тем, что дети в силу возраста не всегда могут сказать, что их беспокоит. Если ребенок плачет, когда писает, нужно обратить внимание на все произошедшие изменения: объем и цвет мочи, частоту мочеиспускания, температуру тела. Не стоит затягивать с визитом к врачу: правильное и своевременное лечение поможет быстрее устранить причину боли, избавит малыша от мучений.

Боли при мочеиспускании у детей чаще всего возникают из-за переохлаждения. Но причиной становится не само воздействие низкой температуры, а развивающиеся на фоне этого инфекции и воспалительные процессы.

Вероятность заразиться вирусами или бактериями выше во время эпидемии, при посещении мест большого скопления людей, особенно бассейнов, саун.

И, конечно же, дети с ослабленным иммунитетом в первую очередь оказываются в группе риска.

Болезненное мочеиспускание у ребенка может стать результатом чрезмерной любознательности. В определенном возрасте у детей появляется повышенный интерес к особенностям своего тела, в том числе к строению и функционированию внешних мочеполовых органов. При диагностическом обследовании в уретре обнаруживаются инородные предметы: бусины, мелкие детали от игрушек, пуговички.

Иногда боль во время мочеиспускания возникает из-за генетических особенностей, гормональных сбоев, пороков развития органов мочевыделительной системы. На эти факторы трудно повлиять, но важно вовремя их выявить и начать лечение.

Болезненное мочеиспускание может быть признаком следующих болезней:

  • Цистит. При этом заболевании слизистая мочевого пузыря воспаляется, ребенок часто просится пописать, но объем мочи небольшой. Процесс сопровождается болью. Иногда происходит присоединение бактериальной инфекции.
  • Почечнокаменная болезнь. Причин ее возникновения множество: наследственная предрасположенность, эндокринные сбои, дефицит или переизбыток определенных витаминов, нарушения оттока мочи и др. Основой для формирования камня может служить инородное тело в уретре, сгустки крови, фибрин, бактерии. При этом ребенок тужится при мочеиспускании и не двигается, чтобы не спровоцировать приступ боли.
  • Пузырно-лоханочный рефлюкс. При таком нарушении моча забрасывается из пузыря обратно в лоханки. Это происходит из-за того, что сфинктер, который должен препятствовать возврату жидкости, сокращается неправильно. Причиной тому могут стать врожденные и приобретенные патологии мочевыводящих путей, частые инфекционно-воспалительные процессы в них.

Реже причинами болезненного мочеиспускания у девочек является вульвовагинит и синехии (сращенные половые губы). У мальчиков – суженное выходное отверстие мочеиспускательного канала и баланит (воспаление головки полового члена).

Определение симптомов заболеваний осложняется тем, что дети часто не могут описать свое состояние, предъявить жалобы, определить место локализации боли. Новорожденный ребенок плачет перед мочеиспусканием и в процессе него, совершает резкие движения, кричит.

В возрасте до 3 лет средств для обозначения состояния становится больше: малыш может показывать на половые органы, держаться за них рукой, убегать от горшка.

Дети постарше уже могут хотя бы приблизительно показать место боли и даже описать ее характер (щиплет, жжет, сильно болит или чуть-чуть).

Каждое из заболеваний, способных вызвать боль во время мочеиспускания, сопровождается еще рядом симптомов:

  • При инфекциях мочевыводящих путей, в том числе при цистите, у ребенка появляется жжение или резь при мочеиспускании, боли. Малыш часто писает, не успевает дойти до горшка. Порции мочи маленькие, иногда – несколько капель с неприятным запахом. Характерно повышение температуры, приступы рвоты, нарушения аппетита. Гной и кровь при мочеиспускании у детей появляются при тяжелой форме цистита.
  • При мочекаменной болезни моча может также содержать гной и кровь. Боль локализуется не только в области мочеполовых органов, но и в животе, пояснице, на передней и внутренней поверхности бедер. По характеру она представляет собой колику – острая, внезапная. Может появиться тошнота, слабость. В определенном положении, часто – лежа на боку, ребенку становится легче.
  • При пузырно-лоханочном рефлюксе боли локализуются в области поясницы, но малышам бывает трудно это определить, и они указывают на живот. Мочеиспускание не затруднено, позывы частые, иногда сами по себе не вызывают боли. Для патологии характерно хроническое течение. Если происходит обострение, ребенок вздрагивает при мочеиспускании от неожиданного дискомфорта.

При возникновении у ребенка боли во время мочеиспускания сначала необходимо обратиться к педиатру. Он проведет первичный опрос и либо сам назначит лечение, либо даст направление к узкому специалисту. В зависимости от предположений о заболевании это может быть нефролог, уролог или гинеколог.

У только что родившегося ребенка мышцы мочеполовой системы слабые, поэтому мочеиспускание является рефлекторным и не сопровождается дискомфортом. По мере развития организма мышцы укрепляются. Если новорожденный перед тем, как сходить в туалет, плачет, игнорировать этот симптом нельзя.

Раздражение

Если кроха сначала плачет, а затем писает, возможно речь идет о раздражении, которое неизбежно возникает, если родители забывают своевременно менять подгузник. В таком случае опорожнение сопровождается жжением и другими неприятными ощущениями. Решить проблему поможет соблюдение элементарных гигиенических норм.

Если раздражение уже появилось, нужно чаще подмывать ребенка теплой водой, а после применять детский крем, присыпку и тальк. Для водных процедур можно применять отвары ромашки и чистотела – они обладают хорошими противовоспалительными свойствами. Если вы применяете мыло, оно должно быть детским или антибактериальным.

Проблемы мальчиков

Если младенец мужского пола перед мочеиспусканием капризничает и плачет, а родители соблюдают гигиену при уходе за ним, проблемой могут быть серьезные патологии:

  • фимоз;
  • баланопостит;
  • цистит;
  • пиелонефрит;
  • опущение яичек;
  • уретрит.

Фимозом считаются аномалии в развитии пениса

Фимозом считаются аномалии в развитии пениса, когда крайняя плоть препятствует открытию головки. Вследствие этого процесс опорожнения затрудняется. Кроме того, возможно появление болевых ощущений или развитие воспалительных процессов. В такой ситуации нужна консультация специалиста. Обычно фимоз лечится путем хирургического вмешательства.

При баланопостите воспаление распространяется на головку члена и крайнюю плоть. Терапия строго обязательна и проводится под контролем специалиста. Яички у мальчиков в норме опускаются примерно через месяц после рождения. Если этого не случилось, в годовалом возрасте проводится обследование. Когда самостоятельное опущение не происходит, маленькому пациенту показана операция.

Пиелонефрит – серьезное заболевание почек, требующее продолжительного лечения под контролем нефролога. Вылечить уретрит и цистит поможет уролог. При появлении тревожных симптомов не стоит затягивать с визитом к специалисту. Своевременная помощь поможет избежать тяжелых осложнений и проблем со здоровьем.

Проблемы девочек

Когда перед опорожнением мочевого пузыря плачет новорожденная малышка, речь может идти о таких патологиях, как:

  • воспаление влагалища;
  • сращение уретры;
  • синехии;
  • болезни почек.

Самая частая причина – воспаление влагалища. Его может спровоцировать инфицирование при родах, микротравмы, несоблюдение простых гигиенических норм. Если девочке больно писать, следует внимательно осмотреть ее половые органы. При наличии выделений желтого или зеленого оттенка нужно срочно показать малышку гинекологу.

Возбудителем болезни являются патогенные микроорганизмы, которые поражают слизистую и активно размножаются. Затем появляются зуд и чувство жжения. При опорожнении моча попадает на воспаленный участок и вызывает боль, из-за чего малышка начинает плакать. Результатом воспаления может стать такое осложнение, как синехии – слипание малых половых губ. На начальной стадии все нарушения легко устраняются, но если болезнь запустить, лечение вызовет немало проблем.

Самая частая причина новорожденных девочек – воспаление влагалища

Цистит и уретрит вызывают болезненное и частое мочеиспускание, жжение, плохой запах урины и недержание. Если девочка плачет, прежде чем помочиться, осмотрите ее мочу. Если она мутная и неоднородная, в ней заметны примеси крови или гноя, речь идет об инфекции. При этом новорожденный отказывается от еды, у него повышается температура. Подобные симптомы – повод навестить педиатра.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама