THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Секреты памяти.

Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит? Попробуем ответить на эти вопросы.

Память кратковременная и долговременная

Память бывает двух видов - кратковременная, или оперативная, и долговременная. Студенты во время сессии ухитряются за ночь «затолкать» в свою память огромное количество сведений, которые улетучиваются сразу после экзамена. Больные с так называемой старческой забывчивостью в мельчайших подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве или много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад.

Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка

Возможности памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов. Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Доминик О`Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.

Человек начинает запоминать уже в утробе матери

По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью ультразвукового сканнера проводилась проверка реакции. Выяснилось, что зародыш реагирует на шум, слегка двигая телом или ногами. Правда, после пятого сигнала, он «привыкал» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировать. При повторном же посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки, зародыш без труда распознавал знакомый звук. Ученые считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе матери.

Память индивидуальна

На память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких случаях говорят о зрительной или слуховой памяти. Лучше запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые. Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит о физическом выживании, запросто выучивает язык. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Британские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у шоферов такси и представителей других профессий. Оказалась, что она развита у таксистов гораздо больше. Мало того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по иному.

Рассеянность – не признак плохой памяти

С плохой памятью нередко путают рассеянность. Но рассеянные люди на самом деле просто погружены в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, но на чем-то ином, а бытовая информация им неинтересна. Часто за нарушения памяти принимается невнимательность, вызванная переутомлением, последствиями болезни, то есть состоянием, в котором в данный момент находится человек. Ослаблению памяти препятствуют запахи. Это объясняется соседством центра обоняния с «запоминающей» зоной мозга. Острая реакция памяти на запахи, видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего человека была очень велика.

С возрастом память ухудшается не всегда

Жалобы на плохую память учащаются после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. На самом деле, это не совсем так. Просто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. Сейчас в некоторых странах, например, в Германии и США, все чаще люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками.

Умение забывать

Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях.

Память можно улучшить

В большинстве случаев память можно улучшить. Ранее считалось, что у взрослого человека клетки мозга – нейроны - не делятся и постепенно отмирают. Но оказалось, что это не так. Результаты последних исследований говорят о том, что нейроны делится даже в 70-летнем возрасте. Причем, размножающиеся клетки обнаружены в самых «думающих» участках мозга. Сейчас ученые считаю, что возрастное ослабление памяти связано не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением контактов между ними. Вещества, помогающие установлению подобных контактов, известны. Это прежде всего витамины С, Е, В6, В12, бета-каротин, жирные кислоты, содержащиеся в лососе, тунце, сардинах, сельди, вытяжка из растения гинкго билоба.

Впечатление, повторение и ассоциация

Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. А эти законы весьма просты. Их три - впечатление, повторение и ассоциация.

Итак, вы хотите что-либо запомнить. Во-первых, для этого нужно сосредоточиться и получить впечатление, используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние.

Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли.

Людей всегда интересовали сверхспособности к запоминанию информации, известно, что возможности мозга используются нами лишь частично, изучая особенности развития памяти можно улучшить память, достичь больших результатов в жизни. Давайте проанализируем, что такое память, как происходит запоминание информации?

Память — способность сохранять и воспроизводить следы впечатлений.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Учёные сделали вывод — каждое возбуждение оставляет след в нервной системе, любые события, обстоятельства люди, эмоции. Причём память делят на кратковременную и долговременную. В чём их отличие?

Кратковременная необходима для решения оперативных задач и используется постоянно в процессе жизни.

Долговременная — это память, которая сохраняет информацию на протяжении всей жизни. Например, как читать и писать, навыки одевания, базовые знания, умения самообслуживания. Все эти данные прописаны на глубинном уровне.

  • эмоциональная память — позволяет хранить информацию о пережитых эмоциях (счастье, радость, отчаянье, печаль), влияет на поведение в будущем и помогает регулировать поведение при различных обстоятельствах. Известно, что интерес к объекту изучения, положительные эмоции способствуют быстрому запоминанию;
  • образная память — воспроизводит образы предметов, процессов, людей, с которыми контактировали, имели взаимодействие. Образная память связана с чувствительностью человека, умением и способами восприятия окружающего мира. По типу анализаторов выделяют: слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую память.

Известно, что 80% информации человек получает через зрительную память, однако при нарушениях зрения активизируются другие способы запоминания, ощущения жизни (восприятие на слух, через осязание). Каждый вид памяти имеет особое значение, воспринимаем картину мира в целом. Важно слышать речь, запоминать интонации, музыку — и при этом видеть, чувствовать окружающие предметы, людей.

Удивительным является факт, что художники, теряя зрение, продолжают творить картины, а музыканты после потери слуха — могут писать музыку. Всё это возможно, благодаря образной памяти, которая сохраняет информацию о звуках и цветовой гамме. Действительно, человек обладает невероятными способностями от природы.

Как же развивать память, совершенствовать способности к запоминанию?

Способы воздействия на запоминание информации

Особенности развития памяти долгое время изучаются учёными, при этом они обратили внимание на непроизвольную память. Почему мы помним отдельные фрагменты жизни, забывая другие? Было установлено — человек запоминает не то, что часто видит и встречает в жизни, а те события, что впечатлили сильнее или заставили приложить усилия, достигая результатов.

Зная о таких свойствах памяти, учителя на занятиях могут не просто просить изучить параграф учебника, а дать следующее задание: составить план или пересказать прочитанное — что значительно сложнее. Есть и другой способ заострить внимание — недосказанность, предположение продолжения, когда смотрим фильм или читаем статью фраза «продолжение следует» стимулирует запоминание до следующего выпуска, продолжения сюжета.

Конечно, важное значение имеет эмоциональное состояние, настрой на определённый вопрос, известно, что интересная информация запоминается лучше. Это сказывается и на успеваемости: что-то хватается на лету, а другие предметы проходят мимо, не запоминаясь. Важно учитывать интересы, увлечения при выборе будущей профессии.

— это прерогатива человека, ни один другой вид живых существ на Земле не способен усилием воли запомнить нужную информацию. До трёх лет ребёнок пользуется непроизвольной памятью, после — может самостоятельно запоминать необходимые данные.

Особенности развития памяти в детском возрасте принято стимулировать путём механического запоминания — повторяя многократно информацию, перечитывая, заучивая. При этом одному человеку проще воспринимать данные на слух, другому — зрительно. Стоит обратить на это внимание и использовать в обучении, запоминании. Выделяют визуальный, аудиальный и кинетический тип памяти (ощущения, движения).

Методика Симонида

Учёные заметили, что текст со смыслом можно запомнить в 20 раз эффективнее, чем лишённый смысла. Основал методику запоминания ещё в Древней Греции в 5 веке до нашей эры поэт Симонид, принципы его до сих пор актуальны:

  • при необходимости запомнить большой объём информации, её стоит дробить на части;
  • с целью запоминания, данные нужно повторить многократней, чем нужно для первичного повторения знаний;
  • через полчаса информацию нужно повторить, так как спустя шестьдесят минут -остаточная память пятьдесят процентов, на следующий день — тридцать процентов, поэтому перед занятиями часто повторяют материал. А кто-то может выучить даже на перемене всё и рассказать лучше.
  • важное правило — 30 повторений на протяжении 30 дней лучше, чем 100 — за один день. Чтобы информация запомнилась надолго необходимо её повторять каждый день, перечитывать;
  • старайтесь использовать комбинацию различных видов памяти для запоминания (зрение, слух, движение). Так, детям рекомендуют изучение иностранных языков в игровой форме, используя игрушки, проигрывая сюжеты, действия.

Особенности развития памяти предполагают её тренировку, возможность совершенствования путём запоминания стихов, повторения иностранных слов, тренировкой внимательности. Вот, несколько простых способов для развития зрительной памяти:

  1. — посмотрите в течение нескольких секунд на предмет, человека, картину, постарайтесь запомнить детали. Воспроизведите с закрытыми глазами увиденное, полностью со всеми нюансами. Если сложно, посмотрите ещё раз на объект и повторите упражнение.
  2. Спички — для начала используйте 4 спички, бросьте их на стол и сохраните в памяти расположение, представьте их, закрыв глаза. Регулярно занимаясь, можно увеличить количество до четырнадцати спичек.

Для развития слуховой памяти используйте следующий способ, который развивает внутреннюю память — мысленно назовите цепочку простых математических примеров, постарайтесь запомнить, подсчитайте. Это потребует возврат к цепочке, словам.

В конце дня полезно вспоминать события, новых людей, имёна, детали общения для тренировки памяти. Старайтесь воссоздать чёткие образы в хронологическом порядке, описание должно быть словами, действиями.

Психология, индивидуальные особенности памяти и её развитие всегда вызывали интерес, однако требуются определённые усилия для достижения результатов, которые окупятся в будущем новыми достижениями в различных сферах жизни.

Перейдём к рассмотрению современных методик развития памяти.

Мнемонические приёмы запоминания

Мнемоника — это специальная наука о памяти, возникла около двух тысячелетий назад. В основе лежит система учёного Симонида, он предложил располагать знания в памяти специальным образом, строя специальные комнаты и дома. Этой схемой пользовались и другие деятели — Цицерон, Квинтилиант.

Мнемоника призвана помочь в процессе запоминания, облегчить его, ищет способы быстрого и успешного запоминания больших объёмов знаний, главный приём — использование ассоциативного мышления. Известно, что если цифры номера телефона или имя нового знакомого связать мысленно ассоциациями — образом другого человека, знакомыми датами, то запоминание происходит значительно быстрее.

Известен также метод образного группирования. Этот способ предполагает разделение информации на смысловые части и рисование мысленных картин под каждую часть текста, что упрощает воспроизведение информации. Этот приём помогает ученикам воспроизводить информацию. Часто, находясь в эмоциональном состоянии, можно забыть нужную информацию, наличие картин — образов, помогает восстановить информацию.

Вхождение в текст — это ещё один метод, упрощающий запоминание, позволяет увеличить возможности памяти. Суть метода в привязке информации к ощущениям, кроме образного группирования необходимо добавить эмоции, представить себя в роли путешественника или учёного, изобретающего что-то, всё по ситуации, чем больше будет эмоций, тем больше зацепок для создания «крючков» к запоминанию. Мысленно создаём фильм с картинами и живыми ощущениями.

Ключевые слова — важно записывать ключевые слова после работы над информацией, они позволят воспроизвести в последствии картину событий вместе с другими методами.

  • способ карманов (мысленно распределить действия, покупки по карманам, сортируя по группам, чем чётче картинка, тем вероятнее запоминание);
  • матричное запоминание (представляет мысленную группировку предметов, действий по ячейкам, причём расставляя их в пространстве, на одной поверхности не более пяти, можно использовать комнату, мебель);
  • запоминание по цепочке (мысленно расставляете объекты, людей в нужной последовательности на какой-то улице, например, наделяя необходимыми свойствами для лучшего запоминания);
  • приём ассоциаций (подходит при необходимости заполнить большое количество информации, цифровые ряды, в данном случае необходимо выучить ряд ассоциаций и мысленно связывать его с нужными словами);
  • табличное запоминание (мысленное составление таблицы с занесением необходимых данных, последовательных действий).

Для работы с большими текстами рекомендуют использовать запоминание по сюжету, что позволяет быстрее усвоить информацию. Необходимо прочувствовать все происшествия, окунуться в атмосферу, описанную в тексте, стать героем романа. После составления сюжета, стоит пересказать информацию, «озвучить киноленту».

Пересказ оказывает сильное воздействие на активизацию работы головного мозга, улучшение процессов запоминания. Это очень сильный помощник в развитии памяти.

Алгоритм запоминания:

  1. Внутренняя установка на запоминание (даём себе внутреннюю задачу, объём, требуемый уровень знаний);
  2. Вхождение в текст (настраиваемся на эмоциональное восприятие);
  3. Группирование информации (распределяем информацию, создаём образы);
  4. Запоминание, сканирование, пересказ.

Что касается запоминания цифр, то существуют 2 основных метода:

  • ассоциативный (цифры укрупняются и ищутся подобия — знакомые даты для запоминания);
  • использования кодировки, матрицы (фигуры, цвета, слова — существуют различные кодировки, помогающие запомнить цифры).

В последнее время учёные ищут новые подходы к вопросу развития памяти, способов запоминания. Рассмотрим подробнее такие теории.

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие изучают и современные учёные, так Мюллер предложил методику под названием «голографическая память». Её особенность в значительном увеличении использования потенциала памяти. Автор разработал методику предполагая, что воспоминания можно хранить в виде голограмм согласно определённому порядку и использовать при адресном обращении.

Особенности развития воображения и памяти, согласно данной методике, стимулируют, основываясь на базовых принципах:

  1. Воспоминания внешнего и внутреннего уровня воспринимаются каждым человеком особым образом;
  2. Воспоминания хорошо реагируют на адресное обращение, концентрация на конкретном задании ведёт к повышению качества и количества получаемых знаний, хранящихся в памяти;
  3. Воспоминания необходимо структурировать, располагать в удобном для дальнейшей работы порядке;
  4. Воспоминания ощущений располагаются иначе, для них есть особые линии, необходимо научиться соединять эти фрагменты воспоминаний для улучшения памяти;
  5. Память усиливается при использовании определённых мест в пространстве, включении внутреннего проектора, куда заносятся данные в виде слайдов, которые можно объединять;
  6. Эмоции усиливают восприятие информации, представленной на голограмме;
  7. Расположение воспоминаний в порядке хронологии ведёт к снятию внутренних барьеров на воспоминания, которые ранее блокировались мозгом;
  8. Для улучшения запоминания рекомендует рационально увеличивать время, логически или образно работая с материалом;
  9. Многократное повторение информации без использования логики приводит к размытости голограммы, ухудшает запоминание;
  10. Хорошо проявляются на голограмме конкретные действия, даже лучше, чем умственные заключения;
  11. Для хранения умственных заключений стоит использовать различные виды ощущений, опираясь на существующие в реальности вещи;
  12. В процессе работы с голографическими воспоминаниями возможно, как усиливать, так и снижать уровень воспоминаний и возможности памяти;
  13. Дыхательные упражнения, стимулирующие мыслительные процессы, оказывают схожее воздействие относительно памяти;
  14. Работа с голографическими изображениями на ежедневной основе значительно улучшает способности к запоминанию;
  15. Голограмма воспоминаний активизирует бессознательную память, стимулируя воспоминания, которые казались утраченными.

Автор книги анонсирует увеличение памяти в два раза при выполнении базовых упражнений и в несколько раз при усвоении всей техники голографической памяти. Его подход отличается от известных ранее технологий, связанных с кодировкой данных и построением матриц. Методика улучшает мышление, запоминание, работу с информацией прошлых лет. Подробнее технология запоминания описана в книге «Введение в голографическую память».

Особенность развития памяти в раннем возрасте проявляется в повышенной обучаемости, необходимости запоминать большие объёмы информации для ориентации в мире, самообслуживания, понимания процессов жизни. Первый опыт ребёнок приобретает благодаря свойствам эмоциональной, двигательной и образной памяти.

Память необходима ребёнку для познания мира и является ключевой в приобретении опыта и новых навыков. Память раннего возраста непроизвольна, запоминание происходит без особых усилий со стороны ребёнка, поэтому не имеет смысла говорить «запомни», постепенно поймёт — и информация отложится на подкорке головного мозга.

Часто дети проявляют чудеса памяти в изучении стихов, запоминании сказок, считается, что хорошая память — это нормально для ребёнка, к тому же они живут эмоциями, что способствует запоминанию. Ребёнок проживает каждую сказку, рассказ, чувствует, как герои истории проходят приключения.

Особенности развития памяти в детском возрасте проявляются в запоминании действий, что повторяются — регулярные умывания, мытьё рук, процедура питания, прогулки, всё запоминается ребёнком, а позже и слова, которые наиболее часто слышит, происходит мысленная привязка к действиям. Обычно взрослый человек помнит о детстве примерно с трёх лет, именно в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя, как отдельного субъекта мира, запоминать события жизни.

Большая часть информации, полученная в детском возрасте, переходит в долговременную память, помогая человеку жить. В психологическом плане также очень важны первые годы, когда ребёнок чувствует любовь, заботу, поддержку близких, помощь в проявлении самостоятельности. В обратных случаях могут быть сложности с социализацией и нарушением программы жизни (сложности в построении семьи, рождении детей).

Психологические особенности развития памяти детей проявляются в использовании образного мышления и памяти, после четырёх лет проявляется возможность памяти произвольной, что лучше всего проявляется в игровой форме. Они могут уже повторять, запоминать стихи. В школьном возрасте осваивают новые способы запоминания — обобщение, классификация. Используют построение планов и пересказы для запоминания.

Запоминайте, а не «зубрите»

Важно учиться логически запоминать материал, а не «зазубривать», это мешает творческому развитию и не даёт эффективности развития умственных способностей в будущем. Особенности развития памяти проявляются и в подростковом возрасте, когда возникает повышенная потребность в овладении знаниями. На первое место выходит логическая память, механическая проявляется в меньшей степени, поэтому непонятный материал плохо усваивается.

В этом возрасте память уже более интеллектуализированная, проявляются различные методы мнемоники, понимая необходимость развития своего потенциала к запоминанию. В более старшем возрасте особенности развития памяти проявляются хорошим запоминанием, так как есть потребность освоения своей профессии, специализации, происходит адаптация в обществе. Люди могут получать по несколько образований или учиться заочно.

В преклонном возрасте часто проявляются расстройства памяти, что связано с нарушениями в работе головного мозга, часто такие люди хорошо помнят события далёких лет, забывая ближайшее прошлое. Это связано с ухудшением работы оперативной памяти на фоне ясности долговременной.

Причины забывчивости могут быть, как физиологическими (расстройства нервной системы, болезнь Альцгеймера), так и психологические — депрессивные состояния. Необходимо контролировать эти процессы, советоваться с врачами для улучшения ситуации, меньше переживать, положительные эмоции способствуют крепкому здоровью.

Таким образом, рассмотрели основные виды памяти, особенности развития мышления и памяти у разных людей в зависимости от восприятия жизни, возраста, основные способы улучшить запоминание информации, поделились знаниями о новых системах. Надеемся, что смогли пролить свет на тайну памяти человека.

Желаем всем иметь прекрасную память на долгие годы и быть счастливыми!

Кем-то верно замечено, что мы умираем не тогда, когда нас хоронят, а когда забывают. Грузинский писатель О.Чиладзе, развивая эту же мысль, пишет: «Если ушедшего из жизни кто-нибудь вспоминает, у него еще есть будущее ».

В ходе работы над этим очерком, посвященном светлой памяти замечательного человека - Аслана Мусаевича Ферзаули-Берсанова, встреч и общения с людьми, которые его знали и любили, меня все время не покидало ощущение его незримого присутствия. О нем говорили так, словно он не умер, словно он продолжает жить, доставляя, как и прежде, радость каждым своим появлением, каждым своим поступком. Говорили не со скорбью, а с какой-то светлой грустью и благодарностью, пытаясь сказать как можно больше, боясь недосказать чего-то важного, что он каждому оставил в добрую память о себе.

Эта светлая грусть по человеку, которого я до этого, к сожалению, не знала, передалась и мне. Она пришла ко мне из воспоминаний его матери и жены, сослуживцев, из множества фотографий, где запечатлены мгновения его короткой, но насыщенной добрыми делами и поступками жизни. Она глядела на меня глазами его детей, показавшимися мне не по-детски грустными, ведь однажды любимый папа не вернулся, как всегда, домой…

Аслан любил многое в этой жизни: родителей, жену, детей, друзей. Как разносторонний и творческий человек увлекался музыкой, поэзией, искусством. Серьезно и ответственно относился к своей профессиональной деятельности, работая ведущим специалистом-экспертом отдела экологического надзора управления по технологическому и экологическому надзору по Республике Ингушетия.

Он отдавал работе много времени, трудился увлеченно, стараясь досконально, до тонкостей изучить дело, которым занимался. Экологическое направление профессиональной деятельности было ему еще и близким по духу. Трепетное отношение к людям, к природе, ко всему живому было частью отзывчивой натуры Аслана, человека, глубоко верующего и богобоязненного.

Мать – Тамара Ферзаули, вспоминает, что Аслан отличался добрым характером. Не любил, когда за глаза о ком-то плохо отзывались, сострадательно относился к людям. Для него было совершенно естественным просто помогать людям, делать для них приятное.

У Аслана была привычка подвозить стоящих на остановках людей, - рассказывает мать. - Никогда не проезжал мимо женщины с ребенком на руках. Неважно, что это были незнакомцы, и что их маршрут мог лежать в совершенно противоположном направлении.

Я в это верю, видя среди фотографий и различных бумаг Аслана множество новогодних открыток. Его жена Лиза (Ахильгова) перебирая их, объясняет: «Он их купил, желая поздравить коллег, друзей и многочисленных знакомых с Новым годом. Он любил составлять поздравления с помощью компьютерной графики, выводить затем на цветном принтере и уже потом вклеивать в открытки ».

Правда, эти открытки он не успел никому подарить , как и встретить в кругу семьи и коллег Новый 2010 год…

По какому-то странному стечению обстоятельств Аслан, как и его отец, ушел из жизни в 37 лет. Ему было всего два года, когда он остался без отца.

Эти 37 лет, по мнению матери, оказались роковыми и для Аслана. В детстве, боясь, как любая мать, за своего единственного сына, который отличался чрезмерной шустростью и резвостью, казавшимися ей опасными, она обратилась к известному в тот период Хусену-мулле из Серноводска. Он тогда сказал ей, что следует быть особо внимательной к сыну и беречь его в период от 37 до 40 лет. «Если он сумеет миновать этот период, то проживет до глубокой старости », – добавил мулла.

За давностью лет я забыла об этом предостережении, - вспоминает сейчас Тамара. – Когда ему исполнилось 36, я вдруг вспомнила об этом и со страхом ждала 37-летия сына. Все время давала саг1а, беспокойство за сына не покидало меня. Он, разумеется, не знал о моих опасениях.

Перед 37-летием сына Тамара снова раздает саг1а, обращается к паломникам, едущим в Мекку, с просьбой помолиться о благополучии своего сына в святых местах.

Опасения матери дополнялись странным поведением Аслана. Однажды, когда мать заговорила о своей болезни и выразила опасение за свою жизнь в связи с предстоящей операцией (Тамара болеет тяжелой формой астмы), он ласково взял ее за руку и сказал: «Мама, я не увижу твоей смерти… ».

Как-то в разговоре со мной он обмолвился о том, что во сне к нему часто приходит покойная бабушка Хазимат и водит его в места такой неземной красоты, откуда не хочется возвращаться, - вспоминает Тамара.

Таких пугающих и доводивших мать до слез случаев было много, включая и неожиданную просьбу Аслана, чтобы на его похоронах было много винограда, фиников и бананов. А за несколько дней до смерти, войдя в комнату к матери, Аслан сообщил ей, что простил всех людей, которые когда-либо причинили ему обиду или зло…

Мне кажется, видя всепоглощающую любовь матери к себе, он, предчувствуя что-то, старался таким образом подготовить ее к возможной трагедии.

…В этот день он задержался на работе. Пытался закончить отчет, и чтобы сотрудники не мешали работать, заперся у себя в кабинете.

Я к нему несколько раз стучался, - вспоминает его сослуживец Адам Бекмурзиев. – Даже позвонил по телефону, надеясь, что услышу звонок его телефона через дверь кабинета. Однако его телефон оказался отключенным и, решив, что он ушел, я удалился.

Аслан настолько заработался в тот день, что даже не заметил, как все ушли и офис оказался закрытым. Он позвонил матери и сообщил, что задерживается и скоро будет дома. Потом связался с сотрудниками, объясняя положение, в которое попал.

Сейчас трудно сказать, почему он не стал дожидаться, пока кто-то из них приедет, чтобы открыть ему входную дверь. Если бы дело происходило летом, Аслану действительно не составило бы труда прыгнуть из окна своего кабинета на лестничную площадку соседнего корпуса, расположенного на расстоянии вытянутой руки от их здания. Родные рассказывают, что он был очень гибким, любил спорт. Его акробатические трюки, с лазаньем по крышам и хождением в школу «на руках» (ОСШ №2 располагалась рядом с домом) в детстве, при серьезном подходе, по мнению специалистов, заметивших его способности, могли иметь большой успех и развитие. Наверное, эта давнишняя уверенность в себе и заставила его пойти на этот неосторожный поступок.

Однако это был зимний день. Темное время суток, мороз и обледенелость сыграли свою злую роль. По - видимому он поскользнулся и сорвался вниз с высоты четвертого этажа…

Предвидение муллы и опасения матери получили свое подтверждение – Аслан так и не перешагнул порога своего 38-летия.

Он, наверное, чувствовал приближение своего конца. Иначе чем объяснить множество символичных обстоятельств. В беседах с коллегами Аслана по работе я снова услышала, что он боялся высоты и не летал самолетами. Признавался, что во сне часто падает с высоты и разбивается…

Я заметила одну особенность. Коллеги рассказывали об Аслане так, словно он живой, будто не было двух лет со дня его смерти. Адам Бекмурзиев провел меня в его кабинет, где по-прежнему стоит его компьютер и в нем до сих пор хранятся все файлы и фотоархив Аслана. Как будто он на время отлучился из кабинета и завтра снова придет на работу…

Вот как отзывались о нем коллеги по работе.

Батыр Далаков:

«Я с первых дней работал с Асланом. Это был очень исполнительный и знающий свою работу специалист. Все формы отчетности им завершались досрочно и высокопрофессионально. К нему приходили многие за профессиональной консультацией, за помощью, в которой он никому не отказывал. Исключительно вежливый, порядочный и уважительный к людям парень, хороший человек. Для всех нас смерть Аслана стала неожиданной и тяжелой потерей ».

Лолита Тутаева:

«Аслан был душой компании, блестящим организатором. Это был человек действия, множества планов, которые он собирался воплотить в жизнь. Я бы назвала его метеором, энергия в нем постоянно бурлила. Очень любил свою работу, был специалистом своего профиля. Общительный по натуре, позитивный, умел находить со всеми общий язык, был очень внимателен к людям, даже в мелочах. Постоянно рассказывал о своей семье – детях, матери, жене ».

Адам Бекмурзиев:

«Мы с ним часто по роду деятельности вместе выезжали на инспектирование подведомственных объектов. Я имел возможность наблюдать за тем, как он умело работает. Дело в том, что наша организация, после реорганизации, немного сменила направление деятельности. А в тот период Аслан часто занимался разработкой проектов, норматирующих деятельность объектов по образованию отходов, выбросов и т.д. Это была специфичная работа, которой, собственно, должна была заниматься отдельная организация, но поскольку такой в республике не было, этим, на хорошем профессиональном уровне, занимался Аслан ».

Хава Гетагазова:

«Помимо этого он осуществлял надзорную деятельность. По документам, подготовленным Асланом, в которых содержались какие-то итоговые показатели деятельности нашего отдела, мы всегда выигрывали. Настолько грамотно, с учетом всех нововведений, а также изменений в законодательстве, в специальных методиках, он подходил к работе. Для него было важно находиться в курсе всех новейших разработок, касающихся непосредственно его надзорной деятельности.

Для нас он остается примером ответственного отношения к работе. В лице Аслана мы потеряли хорошего человека, товарища, коллегу, которого не забываем, всегда помним».

Аслан несколько раз поощрялся за добросовестный труд, безупречную и эффективную гражданскую службу. Почетной грамотой за многолетний труд, большой личный вклад в сохранение и приумножение природных ресурсов РФ, он был награжден и в 2009 году приказом министра ресурсов России от 16 декабря. Данная почетная грамота пришла в ведомство уже после его смерти. Аслан, к сожалению, не успел порадоваться такой высокой оценке своего труда.

Аслан действительно был жадным до знаний человеком. Он продолжал учиться (получал второе высшее образование, являясь студентом-заочником филиала Московского университета бизнеса и управления), самосовершенствовался, причем в самых различных областях знаний, мечтал совершить хадж и о путешествии по миру. Обещал детям и жене, что они обязательно увидят Эйфелеву башню в Париже. Успел свозить их в екатерининский дворец в любимом им городе Петербурге.

Делать подарки , преподносить неожиданные сюрпризы, дарить радость было для него чем-то вроде хобби. Рано потерявший отца и понимающий, как ему его не хватает, старался сделать все от него зависящее, чтобы быть хорошим отцом для своих детей: троих сыновей – Арби, Альберта, Астамира и дочки Раяны.

Внимательный и заботливый сын. Никому не доверял ухода за своей больной матерью, даже когда она находилась в больнице.

«Он ни разу в жизни меня не обидел », – признается Тамара.

Каждому из родных есть что вспомнить о нем. Для жены Лизы это, наверняка, картина, висящая в ее комнате. Выполненная в жанре художественно-прикладного искусства, она удивляет мастерством и изящностью исполнения. Это единственная работа, которую сделал Аслан и преподнес жене в дар в день ее 23-летия с таким же числом роз. Он был еще и романтиком.

Можно прожить долгую жизнь и не оставить в наследство о себе ничего памятного, долговечного. Хорошо, если жизнь наполнена смыслом, если, несмотря на краткость или продолжительность, она прожита с чувством долга, добра, радости и любви к людям. Так, как прожил ее Аслан.

Работает беспрерывно. В нем постоянно происходят различные физиологические и химические процессы. Все события, переживания, движения оставляют свой след и воспроизводятся впоследствии в качестве воспоминаний. Это явление имеет свое название, а именно - память человека. Это понятие включает в себя несколько процессов:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

Существует много видов памяти. Основаниями для их выделения может служить следующее: характер психологической активности, характер связи с различными целями деятельности, степень осознанности запоминаемых образов (информации), период сохранения образов, цели исследования.

Классификация видов памяти:

1. Образная - фиксируются образы, сформировавшиеся посредством восприятия через сенсорные системы. При необходимости они воспроизводятся в форме представлений. Такая память подразделяется на подвиды:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • тактильная.

При использовании сразу всех описанных видов образной памяти, человек спустя некоторое время способен воспроизвести полученную информацию с высокой точностью. Если исключить одну либо несколько - результат значительно ухудшится.

2. Моторная (двигательная) - это память человека, проявляющаяся в способности запоминать, а затем воспроизводить двигательные операции. Например, езда на велосипеде, плавание. Такой помогает в освоении трудовых навыков и любых двигательных актов.

3. Эмоциональная - память на чувства. Ее называют самой надежной и долговечной. Благодаря ей человек способен воспроизводить пережитые ранее чувства, при этом они могут превосходить свои оригиналы по силе, а также изменяться на противоположные. Отсутствие делает человека непривлекательным для окружающих и неинтересным.

4. Оперативная память человека подобна кратковременной. Она позволяет сохранить информацию только для выполнения текущих операций.

5. Семантическая - это память человека на слова и мысли. Она бывает логической и механической.

6. Производственная - намеренное запоминание образов, которое связано с определенной целью и осуществляется при помощи специальных приемов.

7. Мгновенная - память, которая удерживает информацию без переработки. Управлять такой памятью почти невозможно. Она делится на подвиды: иконическая, эхоическая.

Человека - память на информацию после однократного восприятия с немедленным воспроизведением.

9. Долговременная - память на образы, предполагающая их длительное хранение и многократное воспроизведение.

10. обуславливается механизмом наследственности. Она сохраняет склонности человека к определенным видам деятельности, к действиям в той или иной ситуации. К ней относятся рефлексы, инстинкты, элементы облика человека.

11. Репродуктивная память проявляется в воспроизведении оригинального, ранее сохраненного объекта. Например, рисование картин по памяти.

12. Ассоциативная память предполагает запоминание и установление функциональных связей между объектами. Например, проходя мимо магазина, человек вспомнил, что ему надо что-то купить.

13. Автобиографическая - это память на какие-либо события из собственной жизни, которые происходили в прошлом, независимо от давности.

Все виды памяти, независимо от того, к какой категории они относятся, тесно связано между собой. Пользуясь несколькими видами одновременно, мы улучшаем качество сохраненной и воспроизводимой информации.

Существуют специально разработанные методики Многие из них применяются к детям в учреждениях образования. Каждый человек при желании может улучшить свою память при помощи различных упражнений.

В начальной школе я учился плохо. Больше всего проблем было с чтением и письмом. В русском языке мне, как говорится, медведь на ухо наступил.

Я до сих пор пишу не очень грамотно. Важные тексты правлю у литературного редактора - иначе подвергаю себя риску насмешек.

Примерно в восьмом классе я осознал, что медленно читаю, что у меня плохая память. Стал читать больше, а потом и дошел до способов развития памяти.

Примерно в восьмом классе я осознал, что медленно читаю и у меня плохая память. Начал много читать. Чуть позже дело дошло до развития памяти.
Автор иллюстрации:
Pete Revonkorpi

Стихи

Поскольку память ассоциируется с запоминанием списков, то, я решил учить стихи. Выучил томик любовной лирики. Маяковского и Пушкина , заучивал целыми поэмами, до сих пор могу процитировать первую главу «Евгения Онегина»

Развил ли я память после таких упражнений? Нет! Зато декламацией стихов я вызывал улыбку девушек. Одну удивил так, что она стала моей женой.

Помню, весной мы стояли на берегу Амура, шел ледоход, сталкиваясь, громадные глыбы звенели, как колокольчики. Наступил вечер, но было уже не так холодно, как зимой. Теплый ветер дул с Амурского Утеса, на котором стоит Муравьев Амурский, изображенный на пятитысячной купюре. Я тихо напевал романс Шаляпина «Уймитесь, сомнения и страсти».

Как, вошли в образ? Может быть, вам захотелось взглянуть на красноватый билет банка России, чтобы лучше представить место, где мы были? Возможно, вы никогда не были на набережной Амура, но в вашем воображении (памяти) промелькнули кадры фильма... Так работает наше воображение - память.

Чем больше каналов мы используем для описания ситуации, тем живее возникают образы. Используйте визуальные, аудиальные, кинестетические образы для описания сцены, и воспоминания станут более конкретными и весомыми.

Геометрические задачи

В школе я решал геометрические задачи в уме. Правда, не относил это умение на счет памяти. Также мне казалось очевидным, что я могу запоминать радиоэлектронные схемы и номиналы радиоэлементов. Что тут такого? Так мы не ценим то, что имеем, и желаем того, чего у нас нет.

Однажды мне попалась в руки книжка по начертательной геометрии. В ней нужно было составлять проволочные конструкции по двум или трем проекциям. Во время поездки на работу я занимался по книжке и навострился так, что смог решать эти задачи в уме, а сами проволочные конструкции вращать в воображении.

Развило ли это мою память? Нет.

Песни

Следующий эксперимент был в запоминании песен. Я учил песни «Битлз». Слова невозможно было разобрать на слух, поэтому я гадал, записывал, искал тексты в библиотеке.

Однажды нашел, кажется, в местной газете «Молодой дальневосточник» переводы песен группы «Rollingstones». Сразу побежал в магазин «Мелодия» и купил все пластинки этой группы.

Память не развил, зато разработал английский язык, что помогло мне в понимании жизни. Я подрабатывал переводчиком у американских туристов, приезжавших в Хабаровск. Потом знание английского языка помогло мне победить в конкурсе американского правительства и поехать в США.

Системы репрезентации

Следующий этап в развитии памяти был после того, как я понял, что память многогранна и связана с различными системами репрезентации.

Основных систем репрезентации три: звуковая, визуальная, кинестетическая, Для развития систем репрезентации можно придумать упражнение на каждый из каналов.

  1. Мелодии можно запоминать и просвистывать. Или пытаться подыгрывать на гармошке.
  2. Визуальные образы можно воскрешать в памяти и манипулировать ими.
  3. Тактильные образы можно тоже сознательно вызвать, а от тактильных образов один шаг до попыток управлять своим телом (что весьма рискованно, но это отдельная тема). Пробовал воскрешать тактильные образы перышек, ледяных и горячих шариков, озноба, жара...

Развилась ли моя память после этого? Нет. Я запоминал информацию примерно с той же скоростью, что и прежде.

Творческое воображение и память

Следующий этап в области запоминания наступил после осознания того, что воображение и память находятся рядом. Вернее, оба процесса используют одни и те же участки мозга.

Развивая воображение, мы развиваем память и наоборот.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Лучший способ развить воображения был придуман Генрихом Альтшуллером в ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).

Использование ТРИЗ, кстати говоря, разочаровало меня в мнемотехниках, потому что позволяло найти более простой путь к цели, нежели банальная лобовая атака.

Как, например, будет звучать постановка вопроса при запоминании какой-либо информации?

«Я запомню информацию, потому что...», «Я не запомню информацию, потому что...», «Противоречие состоит в том, что...», «Поэтому я буду использовать эффект...».

После слов «Использовать эффект» сразу становится понятно, что тебе не нужно запоминать ни номера, ни расписания, ну разве что имена... Достаточно достать телефон и сфотографировать.

Если вы до сих пор еще не читали книги по ТРИЗ, обязательно купите и прочитайте.

Память и интерес

Те, кто ставит цель запомнить ненужную информацию, просто не понимают механизмов работы памяти. Неинтересная информация запоминанию не подлежит!

Кстати говоря, по этой причине становится понятной причина моих ранних опытов по развитию памяти. То, что мне было интересно, я запоминал, что неинтересно - запомнить не мог.

Вглядываясь в детей, мы понимаем себя

Как могут ваши дети быть связаны с развитием памяти? Очень просто. Мы не помним себя в детстве, но, мы можем отчасти увидеть свое отражение в образе своего сына и дочки, потому что в них - половина нашего генома.

Мой сын - логик, любит чертить схемы и задавать логические каверзные вопросы. При этом он в пятилетнем возрасте путает падежи. То же самое было со мной в детстве. Я не мог, например, понять суть стихотворения про «муху-цокотуху». Мне она казалась логически несуразной.

Приведу метафору:

Невозможно сравнивать рыбку и обезьяну по признаку, кто быстрее доберется до банана, висящего на пальме. Конечно, обезьянка справится с задачей, а рыбка получит неуд, как бы ни старалась.

Благодаря сыну я осознал, что, что пытался в себе развить в себе то, чем меня обделила матушка природа. Мы не можем быть идеальными.

Простите недостатки - себе и другим

Не является ли желание развить в себе желаемый навык следствием того, что какая-то горе-учительница твердила мне с издевкой: «У тебя такой акцент, что даже йоркширец не смог бы тебя понять». После чего во мне засела обида за ошибку, которую я всю жизнь пытаюсь исправить.

Самое интересное, что американцы утверждали обратное - я говорю более понятно, чем другие русские.

А судьи кто?

Прежде чем приступить к занятиям, подберите правильную меру измерения. Возможно, что недостаток не у вас (у вас все хорошо), а у тех, кто делал вам замечания.

Моя школьная учительница была плохой мерой в постановке произношения звука th. Вспомнилось, как моя бабушка говорила: «Где-то я дела очки». Мне казалось, что правильно говорить «Куда-то я положила очки». Пару раз я сделал ей замечание и получил нагоняй от отца в стиле «Бабушка лучше знает, как и что говорить».

Нужно относиться терпимо и к своим, и чужим недостаткам.

Не говорите, своему ребенку, что у него плохая память. Он вырастет и будет страдать от несуществующего недостатка. Любая память конкретна.

Мнемотехника

На мой взгляд, мнемотехника не стоит того, чтобы уделять ей много внимания. Единственная мнемоника, которой я пользуюсь - это мнемоника цветов радуги: «Как однажды Жан-звонарь головою сбил фонарь».

Списки цифр иногда проще заучить наизусть. Особенно, если они нужны в повседневной жизни. Запоминать можно, просматривая таблицу каждый день. Через пару недель списки сами собой запомнятся.

Например, я так запоминал характеристики микросхем - ТТЛ, КМОП, ЕСЛ. Наш завкафедрой сказал, что будет проверять на экзамене характеристики микросхем, потому что каждый ЭВМщик должен помнить их наизусть, а не слюнявить справочник.

Виктор Михайлович был прав. Благодаря тому, что я запомнил нудную табличку, позже обнаружил несколько ляпов в схемах лаборатории, где работал мой отец. У них горели микросхемы 155 серии, а оказалось, что они просто не учли коэффициенты нагрузки выходных цепей.

Важно: запоминать нужно только то, что пригодится в жизни. Для программиста это будет, возможно синтаксис операторов, для бухгалтеров - номера законов.

Почему развивать память и воображение опасно?

Теперь коснемся самой щекотливой темы. Развитие воображение следует сознательно ограничивать. Развивая воображение, мы развиваем возбудимость мозга, и это может иметь плачевные последствия.

Например, я в последнее время специально торможу свое воображение, потому что оно мешает принимать правильные решения. Особенно в условиях неопределенности.

Организм человека еще недостаточно изучен. Вторгаясь в автоматические процессы нервной системы, мы можем запросто нарушить их. Человек может запрограммировать себя на выполнение каких-то действий, но при этом не задумываясь о побочных явлениях.

Например, пытаясь «просмотреть» пренатальный (дородовый) период своей жизни можно достать из глубин сознания «демонов». Появление фантомов напрямую связано с развитием воображения, когда образы настолько яркие, что их невозможно отделить от действительности.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Не стоит думать, что «демоны» - это просто красивая метафора. Например, в храмах Камбоджи в специальных местах для медитации на стенах вырубали тупиковые двери, чтобы демоны не могли нарушить видения медитирующего.

Медитирующие развивали воображение, а в качестве побочных явлений получали проблемы с психикой.

Шумы и память

Возьмем расхожую ситуацию. Вы живете в крупном городе в своей квартире. У соседей сверху стиральная машина начинает отжим белья аккурат в два часа ночи. Соседи снизу ругаются так вдохновенно, что вы в курсе всех подробностей их интимной жизни. А глухие пенсионеры за стенкой включают телевизор на полную громкость. О каком развитии памяти может идти речь в таких условиях?

Чтобы хоть чуть-чуть развить свою память, следует выехать на природу и побыть в тишине. Это можно сделать в лесу, отлично для этого подходят вершины гор.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Если бы шум был полезен для работы мозга, в библиотеках включали бы записи рок-концертов.

Мы то, что мы читаем

Составьте список того, что вы читаете ежедневно. Какие новости, какие статьи, какие книги.

Например, список может быть следующим:

  1. Фейсбук, Одноклассники, Вконтакте.
  2. Новости Украины, Сирии, Египта, Ирака.

Такая информационная диета не будет способствовать развитию памяти. Прочитав очередную новость, вы не сможете вспомнить, что читали перед этим.

То же самое можно сказать и о чтении однотипной литературы, например, по самосовершенствованию.

Какие книги вы прочитали или читаете в настоящее время? Что изменилось в вашей жизни?

Если вы по прочтению одной книги по самосовершенствованию бежите в магазин за новой книгой, то что-то не то. Смените диету.

Часто ли вы читаете классическую литературу? Классика развивает эмоции, а это очень полезно для памяти.

Итоги

Я долгое время был одержим развитием памяти, запоминал стихи, песни, иностранные слова. Придумывал компьютерные тренажеры на развитие визуаьной и звуковой памяти.

В конечном счете пришел к выводу, что любая память конкретна. Развивать память можно только в узких практических направлениях. Невозможно развить память абстрактно. Работа памяти напрямую зависит от того, что человек ест, о чем думает, что он читает. А запомнить можно только то, что действительно вас интересует.

Узелки на память

  • Попробуйте связать развитие памяти с травмами детства. Не есть ли ваше желание развить в себе память желанием доказать «старшим товарищам», что вы не такой плохой?
  • Индивидуальные различия людей очень широки. У вас есть сильные и слабые стороны. Свои слабые стороны нужно менять на сильные стороны других людей.
  • Запоминать можно только то, что интересно.
  • Память и воображение тесно связаны. Развивайте воображение и разовьете память.
  • Пробуйте найти обходные варианты запоминаний. Изучать мнемотехнику не всегда оправданно.
  • Поразмышляйте на тему, к чему у вас есть задатки.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама