THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Когда у малыша в период жизни 9, 10 или 11 месяцев поднимается температура 39°С и выше без других, явных признаков болезни, важно обозначить, что именно является причиной лихорадки.

Некоторые родители от переживаний сразу хватаются за жаропонижающие или того хуже – антибиотики. Но принимать терапевтические меры и лекарства можно, только имея точный диагноз врача.

Почему поднимается?

Главная причина фебрильной высокой температуры у детей любого возраста – воспалительный процесс, так организм реагирует на чужеродный антиген, пытаясь защитить организм от размножения патогенных вирусов.

Если родители не видят выраженных симптомов при температуре у своего чада, это вовсе не означает, что их нет. Груднички еще не могут указать, что беспокоит и где болит.

Как найти причину?

Существует 3 основных фактора, которые стимулируют гипертермию у детей 9-11 месяцев без сопутствующих клинических симптомов.

  1. Вирусы и бактерии . На начальной стадии инфицирование (от 1 до 3 дней) из показателей может быть только высокая температура.
  2. Режутся молочные зубки . И здесь поводов для беспокойства нет, это нормальный процесс организма. Хотя, высокую температуру придётся сбивать.
  3. Перегрев . Жар может подняться вплоть до -39,7°С, и не исключительно летом.

Вирусы и бактерии

Симптомы, которые не заметили родители, обязательно заметит детский врач, и после осмотра на основании клинических результатов даст рекомендации по лечению.

Заболевания горла

Во многих случаях все вирусные и бактериальные болезни, помимо жара, имеют сопутствующие симптомы. Но малыш в 9, 10 и 11 месяцев не может дать понять маме, что у него, например, болит горлышко, да и самостоятельно посмотреть, что творится в горле ребёнка, очень сложно.

В таком возрасте самые распространённые заболевания горла это:

  1. Фарингит . Вызывает риновирусная инфекция, очаг воспаления неизменно влечет за собой лихорадку. При визуальном осмотре доктор обнаружит красное горло с небольшими язвочками.
  2. Тонзиллит (герпетический) . Провоцирует его вирус Коксаки . Болезнь сопровождается сильным жаром, горло красное с пузырчатыми папулами на гортани и гландах.
  3. Ангина . В данном случае свирепствует аденовирусная инфекция. Заболевание сопровождается высокой температурой до 39°С , сильной болью в горлышке, а на гландах видны гнойники и белые прожилки.

Каждая инфекция требует индивидуального лечения. Лечить ангину нужно антибиотиками, а при тонзиллите нужно определенное противовирусное, плюс ко всему в каждом отдельном случае нужно обрабатывать горло.

Фарингит бывает нескольких видов: либо вирусный, либо бактериальный, и в каждом случае предусмотрена своя стратегия лечения, назначить которую может только детский педиатр. Без назначения врача допускается только сбивать лихорадку выше 38-38,3°С жаропонижающими средствами.

Инфекции ротовой полости

В данном случае у ребёнка в возрасте от 9-10 до 11 месяцев чаще всего два вируса, которые поражают слизистую и влекут за собой температуру 39℃ и, вероятно, выше.

Доврачебная помощь, которую могут оказать родители в данном случае - протирание рта антибактериальными растворами, настойкой шалфея или цветков аптечной ромашки, фурацилином.

Болезни ушей – отит

При отите практически во всех случаях высокая температура - до 39,8°С и стреляющая острая боль в ухе. Естественно груднички о такой боли заявить не смогут, но можно отталкиваться от таких признаков:

  • нарушен сон, ребенок капризничает;
  • чадо тянет ручки к больному ушку;
  • пропал аппетит.

Тут необходима консультация детского ЛОР-врача, он назначит курс нужных антибиотиков, капли в ушко, мазь.

Розеола

Это герпевирусное заболевание встречается достаточно часто. Первый клинический симптом – лихорадка, вплоть до 39-40°С , и держится такое состояние от 3 до 5 дней. Когда температура сдает позиции, по всему телу пойдет розовая сыпь, которая исчезнет самостоятельно, без медикаментозного вмешательства.

В период высокой температуры нужно создать для ребенка максимально комфортные условия: постельный режим, обильное питье, жаропонижающие.

Патогенез мочевыводящих путей

Воспалительная микробная болезнь протекает приоритетно без каких либо признаков, но периодически повышается температура до -39°С.

Диагностировать болезнь можно только лабораторным путем. Лечится при помощи антибиотиков.

Температура – частый спутник режущихся зубок

Бессимптомная температура карапузов 9-11 месяцев может быть причиной режущихся зубок. К сопутствующим звоночкам можно отнести обильное слюноотделение, малыш становится капризным и отказывается кушать.

Также к ярким признакам можно отнести:

  • чадо грызет кулачки, погремушки и вообще все, что попадет под руку;
  • десны становятся припухлыми и слегка краснеют;
  • через 2-3 суток, как показался зубик, температура чаще всего бесследно проходит.
  • смазывать десны специальными детскими обезболивающими гелями;
  • при высокой температуре малышу давать побольше водички и чаи на травах;
  • при сильной лихорадке сбить температуру жаропонижающим сиропом или свечами.

Перегрев

У маленьких деток терморегуляция еще не налажена, и жар может быть следствием обычного перегрева.

Что нужно сделать, чтоб избежать этого:

  • при перегреве в жаркую погоду чаду нужно обеспечить прохладу, можно умыть прохладной водичкой;
  • поддерживать правильную температуру воздуха в помещении, 20-22С;
  • хорошо тонизирует купание в прохладной воде, 31-33 градуса;
  • вне зависимости от погоды ребенку нужно пить как можно больше жидкости.

В результате перегрева температура приходит в норму через 1-2 часа без жаропонижающих и лекарств.

Что нужно помнить родителям?

Если жаропонижающее у ребенка в 9, 10 или 11 месяцев не дает должного эффекта, и температура не стабилизируется, нужно вызывать врача на дом или скорую помощь.

Еще нужно помнить несколько "нельзя":

  • давать ацетилку, аспирин, анальгин, амидопирин, фенацетин;
  • делать растирку грудничкам уксусом либо спиртом;
  • ставить горчичники, делать ингаляции при лихорадке.

Как сбить температуру?

При температуре 39°С помогут жаропонижающие, в составе которых парацетамол или ибупрофен. Они начинают действовать примерно через 45 минут после приема. Это могут быть сиропы, суспензии, ректальные суппозитории.

К наиболее популярным можно отнести:

  • Панадол;
  • Эффералган;
  • Нурофен;
  • Парацетамол.

Еще один важный пункт – нужно обеспечить малышу обильное питье для предотвращения обезвоживания.

Можно давать:

  • воду;
  • натуральный сок;
  • компот;
  • чай на травах.

При лихорадке нельзя кутать ребенка. Если малыш еще ходит в памперсе, его лучше снять. Оптимальный вариант - раздеть малыша до гола, уложить его на непромокаемую пеленку и сверху прикрыть байковой пеленочкой.

Когда пора вызывать скорую?

  • Если малыш отказывается от пищи и срыгивает, даже когда лихорадка спала, это может говорить о фарингите или кишечной инфекции.
  • Жаропонижающие не помогают привести температуру в норму.
  • Жар держится более 3 дней.
  • Появляются судороги. Это может быть из-за респираторных патологий, после прививки, если высокое внутричерепное давление, невралгия.

И в заключение

Жаропонижающее всегда должно быть под рукой, но это не панацея от болезни. Если удалось избавиться от жара, это вовсе не означает, что ликвидирована сама причина патологии. Чтобы не запустить воспаление, нужно своевременно поставить диагноз и начать терапию. Доверьте эту задачу квалифицированному педиатру.

Девятый месяц жизни несет для грудничка много открытий. Ребенок становится с каждым днем все активней и мобильней, он постоянно ползает и изучает окружающее его пространство. Малыш уже вполне освоился в квартире, но в незнакомых местах чувствует себя не совсем уверенно. Вам нужно помогать младенцу совершенствовать старые и осваивать новые навыки, а для этого важно знать, как проходит развитие ребенка в 9 месяцев.

Физическое развитие: умения и навыки

  • грудничок в девять месяцев жизни должен уметь садиться самостоятельно из положения лежа и сидеть долгое время;
  • младенец умеет хорошо ползать по-пластунски или уже передвигаться на четвереньках;
  • может уметь подниматься на ноги, опираясь на руки взрослых, делать с поддержкой несколько шагов, некоторые дети могут передвигаться самостоятельно приставным шагом, придерживаясь за кровать;
  • в девять месяцев ребенок должен уметь выполнять простые просьбы – давать или брать в руки определенные предметы, показывать названные игрушки или части тела на картинках;
  • речь младенца в 9 месяцев жизни все больше начинает походить на осмысленную; малыш уже должен освоить произношение большинства звуков и звукосочетаний с вашей помощью;
  • понимает назначение предметов и игрушек, исходя из их формы и материала, круглые предметы катит, квадратные и прямоугольные ставит друг на друга в башенку, мягкое сжимает, емкости пытается вложить друг в друга;
  • ребенок в девять месяцев должен уметь пить из чашки и постепенно обретает навыки самостоятельного питания;
  • малыш умеет повторять движения за взрослыми – хлопать в ладоши, поднимать руки, махать ими;
  • ребенок продолжает развивать «пинцетный» захват пальцев;
  • младенец в девять месяцев может складывать в емкость мелкие предметы.

Все ваши действия на девятом месяце жизни малыша должны быть направлены на помощь в освоении им процесса вставания на ноги . Для этого нужно укреплять его мышцы с помощью массажа и стимулировать его к активным движениям.

Эмоции и психологическое развитие

Эмоциональное и психическое развитие 9-месячного ребенка также не стоит на месте. Грудничок активно исследует окружающий его мир и доступные ему предметы. Он ищет источник звука в музыкальных игрушках, умеет доставать мелкие предметы из емкостей и искренне не понимает, почему туда не помещаются крупные.

Внимание младенца теперь привлекают не только лица окружающих его людей, но и другие части тела. Он с интересом наблюдает, как движутся ваши руки и ноги, и хочет уметь делать так же. Малыш пытается перенять эти навыки – стремится самостоятельно пить из чашки, надевает на голову в качестве головного убора совершенно не предназначенные для этого вещи.

Боязнь незнакомых людей у одних детей полностью исчезает, и они приветливо встречают гостей, а у других все еще сохраняется. Присматриваясь к новым людям, груднички постепенно налаживают с ними контакт.

Ребенок в девять месяцев жизни начинает очень эмоционально реагировать на результаты своих действий. Если грудничку удалось открыть коробочку или найти какую-то игрушку, он будет бурно радоваться своему успеху, а в случае неудачи — зальется слезами. Вам не нужно пугаться таких проявлений эмоций, это вполне нормальное психическое реагирование детей этого возраста.

Девятимесячные дети привязываются к определенным вещам, – малышу может полюбиться какая-то игрушка, одеяльце или предмет гардероба, и расставание с ними может привести к обиде или даже истерике младенца. Ребенок становится самостоятельным и подсознательно стремится немного отдалиться от матери. Чтобы компенсировать утрату этой связи, он заменяет ее привязанностью к определенным предметам . Если ваш малыш просит класть рядом с ним любимую игрушку – не переживайте, это нормальное явление.

Уход

В девять месяцев ребенок становится с каждым днем все самостоятельней. Купая его в ванной, вы можете предложить малышу намыленную губку, чтобы он сам себя помыл, поверьте, этот процесс доставит ему огромное удовольствие. Если уход грудничка за своей кожей оказался недостаточным, мягко предложите свою помощь. Также вы можете позволить младенцу самому вытираться полотенцем.

Продолжайте на протяжении 9 месяца приучать малыша к горшку, хвалите за успехи и огорчайтесь из-за неудач. Нельзя заставлять грудничка против воли сидеть на горшке, кричать и ругаться, если он не захотел или не успел на горшок, это может напугать младенца и вызвать у него эмоциональное отторжение этого предмета .

Рост и вес

За девятый месяц жизни ребенок подрастает на 1,5-2 см, его вес увеличивается примерно на 400 грамм. Окружности головы и грудной клетки практически равны и в среднем составляют 45 см. Согласно статистическим данным девочка будет иметь меньший вес и рост, чем мальчик.

Питание

Взрослая диетическая пища занимает все больше места в рационе ребенка девяти месяцев. Грудные дети продолжают кушать материнское молоко или смесь 1-2 раза в день, в зависимости от рекомендаций педиатра и потребностей малыша.

Активный рост зубов и развитие челюсти требуют от младенца постоянной нагрузки, поэтому малышу нужно постоянно что-то жевать. Предлагайте грудничку твердые кусочки яблок, груш, моркови, а также печенья и сушки, но не оставляйте ребенка с пищей наедине, поскольку он может подавиться.

Речь

Поскольку младенец уже должен освоить к девяти месяцам практически все звуки языка, вам остается только регулярно заниматься с ним и поддерживать его в стремлении произносить слова. Для стимулирования проведения дальнейших артикуляционных экспериментов, повторяйте за ребенком произнесенные им слова и фразы, подтверждайте, что вы его прекрасно понимаете.

Для общения с грудничком выбирайте знакомые для него выражения, постоянно комментируйте происходящее вокруг и те действия, что вы совершаете. Ребенку нравятся речевые игры, когда нужно то громко, то тихо произносить звуки .

Девятимесячные дети любят подражать звукам, издаваемым животными: мяучат, гавкают, чирикают и мычат. И пусть малыш может иногда не совсем правильно произносить слоги и слова, побуждайте его стараться и повторять за вами.

Игры и занятия с малышом

Ребенок в девять месяцев активно познает окружающий его мир и свойства предметов через занятия с игрушками. Для грудных детей этого возраста будут полезны развивающие центры активности, имеющие в себе звенящие, шуршащие и проигрывающие мелодии элементы. Различные коробочки с интересным содержимым помогут малышу познавать мир, мешочки с крупами разовьют мелкую моторику младенца.

Занятия с мячом, пирамидкой и игрушками, имеющими прорези для вставления деталей разных форм, обеспечат развитие координации у младенца девятого месяца жизни. Некоторые дети уже могут самостоятельно делать башенки из кубиков, а затем с хохотом разрушать их.

Малыша приведут в восторг «ожившие» с вашей помощью игрушки, танцующие и скачущие по кровати, кивающие головой, двигающие конечностями и разговаривающие незнакомыми голосами. Ребенок может пытаться повторять эти манипуляции за вами, – и это положит началу его обучения ролевым играм. Чтобы младенец знал, как нужно пользоваться игрушками, обращайте его внимание на прогулках на то, как едут машины, автобусы и мотоциклы, как бегают собачки и кошечки, как летят самолеты, вертолеты и птички .

В девять месяцев дети начинают понимать, что спрятанный предмет не исчезает, а находится под платочком, что из бутылочки может высыпаться ее содержимое, если емкость перевернуть. Помогайте малышу развивать себя, изучать свойства и взаимодействие объектов посредством игр. Прячьте игрушки и просите ребенка найти их, насыпьте в пластиковую бутылку с широким горлышком крупу и покажите, что содержимое можно высыпать, – малыш обязательно повторит за вами.

Развивайте в своем младенце аккуратность – просите его поставить правильно перевернутые игрушки, а если есть пластмассовый детский набор посуды – сервировать импровизированный стол для мягких любимцев.

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

70.69-72.84 см

9.280-9.890 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку.

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.


Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей : одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па» , «ма- ма-ма », «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 9 до 10 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

У девятимесячного ребенка происходят кардинальные изменения во внешности и развитии. Он очень активен, проявляет любопытство, и не любит оставаться надолго один в своей кроватке. Любимое занятие малютки – это игра на полу со своими игрушками. Поэтому у мамы появляется все больше свободного времени, и ее задача состоит в том, чтобы следить за малышом и общаться с ним.

В 9 месяцев у ребенка особенно активно развивается костная и мышечная системы, поскольку начинается подготовка к прямохождению. Когда исполняется ребенку 9 месяцев развитие и питание его несколько изменяется.

Норма роста и веса

Так как малыш начинает активнее двигаться, то набор веса у него происходит гораздо медленнее, чем раньше. За этот месяц он может набрать от 300 до 550 граммов и подрасти на 1-2 сантиметра. Таким образом, девятимесячный малыш к началу 10 месяца имеет вес, который равняется 8,5 или 9,5 килограммов и рост от 69 до 73 сантиметров.

Педиатрами используются специальные таблицы, в которых указываются средние статистические параметры, характерные для данного возраста, в том числе вес и рост ребенка 9 месяцев. Однако примерно один карапуз из десяти его сверстников не будет соответствовать указанным интервалам, и при этом это не следует считать патологией.

На массу тела, его длину и обхват головы влияет ряд факторов, и их нельзя не учитывать. Чаще всего это наследственные особенности и национальность родителей. Кроме того, у малышей мужского пола веса и роста несколько больше. Когда измеряется рост и вес ребенка в 9 месяцев норма у малышей мужского пола несколько больше, чем у девочек.

Нормальный режим дня в 9 месяцев

Распорядок дня у девятимесячного малыша практически такой же, как и у восьмимесячного малютки. Однако следует заметить, что некоторые изменения у него происходят в рационе, и расширяется количество игр для развития.

Поэтому режим дня 9 месячного ребенка по часам выглядит приблизительно следующим образом:

  1. Около 6 или 7 утра малыш просыпается и получает первое кормление.
  2. От 6.30 и до 8.30 он бодрствует, а в это время мама проводит обязательные гигиенические процедуры, воздушные ванны и массаж.
  3. От 8.30 до 10 часов утра (или по другим данным от 9.30 до 11) следует сон при этом желательно проводить его на свежем воздухе.
  4. В 10 или 11 часов проводится второе кормление.
  5. После этого карапуз на протяжении двух часов проводят время, активно познавая мир, выполняет с мамой зарядку, играет.
  6. Около 2 часов дня наступает очередное кормление.
  7. После еды можно совершить вторую прогулку в это время малыш должен спать.
  8. В 16 00 до 18.00 проводятся познавательные игры и зарядка.
  9. В 6 или 7 часов вечера наступает время снова подкрепиться.
  10. После еды можно погулять с малышом пару часов, очень хорошо, если при этом будут присутствовать и другие члены семьи.
  11. Приблизительно в 9 вечера можно проводить общение с ребенком и спокойные игры, а также купание. В данный период происходит подготовка ко сну.
  12. В 10:00 ребенок кушает последний раз и ложится спать.

Такой приблизительный распорядок следует соблюдать, но обязательно с учетом того, какие индивидуальные физиологические потребности существуют у малыша. Самое важное в расписании – выдерживать 4-часовые промежутки между кормлениями и гулять не менее двух раз в день. А в остальное время, которое ребенок проводит активно, выполнять с ним физические упражнения, совершать гигиенические процедуры, заниматься развивающими играми.

Режим сна

Как уложить ребенка спать в 9 месяцев? Обычно теперь это не составляет труда, если ребенок не голоден и нормально себя чувствует. Важно при этом продолжать соблюдать определенный режим и не слишком утомлять его играми. Груднички по-прежнему могут просыпаться по ночам и просить еду, но не потому, что они хотят есть. Таким способом они удовлетворяет свою психологическую потребность близости с матерью. У некоторых детей такие пробуждения продолжаются до тех пор, пока не заканчивается грудное кормление.

Существуют определенные нормы сна в 9 месяцев. В этом возрасте спать следует дважды днем по два часа и десять часов в ночное время. Режим дневного сна может несколько измениться, так как ночью маленький человек уже спит гораздо дольше, чем раньше и позже просыпается. Хотя у некоторых детей график сна не меняется по сравнению с прошлым месяцем.

Особенности кормления

Кормление включает в себя грудное молоко или молочную смесь, а также введение новых продуктов питания. Молоко должно составлять приблизительно около четверти всего суточного рациона малыша в девятимесячном возрасте.

Вот таблица примерного рациона питания ребенка в 9 месяцев:

  • сок из фруктов и овощей около 80 граммов;
  • пшеничный хлеб 5 граммов;
  • творожок или кефир около 40 граммов;
  • каши из круп до 180 граммов;
  • половинка желтка дважды в неделю;
  • мясо 50 граммов;
  • пюре из овощей до 180 граммов;
  • пюре из фруктов до 80 граммов.

Лучше всего творог давать вместе с кефиром во время вечернего кормления перед сном. Кроме того, в 9 месяцев следует постепенно вводить в прикорм нежирную рыбу, паровые фрикадельки из мяса. Для пюре можно использовать несколько овощей с добавлением небольшого количества зелени. Каши следует варить из смеси злаков, при условии отсутствие непереносимости. Но не рекомендуется использование манной каши в этом возрасте, поскольку до одного года малышу ее трудно будет переварить, и могут возникнуть проблемы с кишечником.

Из приведенного рациона становится ясно, что в девять месяцев постепенно малыш начинает привыкать к обычной взрослой пище. У него в это время усиленно развиваются челюсти и начинают появляться зубы, поэтому карапуз испытывает потребность в постоянном жевании. Для повышения жевательной нагрузки рекомендуется время от времени давать ему твердые кусочки пищи – яблоко, морковь, сухарик.

Режим 9 месячного ребенка на грудном вскармливании не слишком отличается от искусственника, за исключением только того, что первый получает грудное молоко два раза в день, а второй – адаптированную смесь.

Навыки и умения

У многих мам может возникнуть вопрос о том, как развивать ребенка в 9 месяцев? Прежде чем ответить на него, рассмотрим, что он уже должен уметь в данном возрасте:

  • ребенок 9 месяцев должен сам уметь садиться и ложиться, и в этом положении доставать игрушки;
  • держать игрушки в обеих ручках, отдавать предпочтение одним и игнорировать другие;
  • передвигаться в ходунках в течении 10 минут без признаков усталости, при этом подпрыгивать и приседать;
  • идти, опираясь на спинку стула и передвигая его;
  • хорошо ползать по пластунски, а некоторые дети уже могут свободно передвигаться на четвереньках;
  • брать предметы двумя пальчиками, аккуратно дотрагиваться до них, рвать бумагу;
  • держать уверенно в руках некоторые предметы, но при этом пальцы он разжимает с большим трудом, поэтому забрать у него игрушку довольно сложно;

Изменяется и психическое развитие малютки:

  • он умеет называть слоги и сопоставлять их с определенными людьми или объектами;
  • начинает проявлять характер и выражать свое отношение к происходящему путем перемены интонации;
  • хорошо знает свое имя и отзывается на него, поворачивается, улыбается;
  • может смеяться, обижаться или гневаться;
  • показывает пальцем на предмет, который спрятан в шкафу, и просит достать его;
  • начинает осознавать себя как отдельную личность, с интересом рассматривает свое отражение в зеркале;
  • хорошо понимает простые просьбы, умеет кивать головой, как бы говоря «да» или «нет»;
  • может подражать некоторым звукам («чихать», «мяукать», «лаять»);
  • когда мама одевает его, он уже просовывает ручки в рукава и самостоятельно снимает головной убор;
  • во время игры в прятки может найти человека, не только когда видит его, но и по звуку;
  • активно пополняет лексический запах, и запоминает некоторые моменты, поэтому в данный период взрослым следует внимательно следить за своим поведением и словами, произносимыми в его присутствии;
  • нередко использует игрушки для того чтобы ударять их одна в другую или подкидывать, смотря как они падают.


Игры и занятия для развития

Игры с малышом в 9 месяцев должны носить не только развлекательный, но и обучающий характер. В этот период маме рекомендуется продолжать носить его на руках, так как это благотворно влияет на психику ребенка.

Для развития речевых навыков нужно вести с ним постоянные разговоры, как с взрослым, рассматривать картинки и комментировать то, что нарисовано. Желательно пытаться обсуждать, показывая их карапузу.

Чтобы малютка начинал учиться ползать, можно изготовить простое приспособление. Для этого следует взять одеяло или большое полотенце, скатать его в рулон, и пропустить под грудью малыша. Потом положить неподалеку игрушку или интересный для него предмет и помочь доползти до него, придерживая за концы одеяла. Если он пытается становиться на четвереньки, то нужно подпирать его ножки по очереди.

Большой интерес вызовет у малютки домик с тоннелем, по которому он может передвигаться. Его следует приобрести в магазине, или сделать самостоятельно, используя ненужные коробки.

Развивающие игры для 9 месячного ребенка заключаются в его участии в построении сооружений – пирамидок или башенок. В том возрасте у него это получается еще плохо, поэтому, если малютка смог удачно разместить сверху кубик или колечко, то его за это следует похвалить. Нужно разрешать разрушать ему то, что уже построено, так как на данный момент ему очень нравится рассматривать, как падают предметы.

Тренировать мелкую моторику поможет обычный рулон туалетной бумаги. Его следует дать ребенку для разматывания и разрывания бумаги на клочки. Такое занятие не только вызывает восторг, но и является хорошей тренировкой для пальчиков на руках.

Первое знакомство со строением тела человека проходит при помощи куклы. Она в этом возрасте нужна и мальчику, и девочке. Идеальным вариантом в данном случае является игрушка, максимально похожая на самого карапуза. Поставив ее напротив, следует рассказывать и показывать, где у нее ручки, ножки, носик, и прочее. После малыш по указке мамы должен показывать это сам.

В ванне полезно взять два пластиковых стаканчика, и учить ребенка для развития координации переливать воду из одного в другой.

Мелкая моторика становится лучше, когда берется емкость с крупой, и туда зарываются небольшие предметы или игрушки. Задача малыша – найти их там и вытащить на поверхность.

Полезно играть в «ладушки»как на видео выше, хлопать ладошками в такт какой-нибудь веселой музыке, или в ритм детской песенки.

Когда ребенку 9 месяцев развитие и питание малыша полностью зависят от его родителей, особенно важно, чтобы мама все делала правильно.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама