THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В христианстве принято обращаться за благословением в церковь, и штампа в паспорте недостаточно для того, чтобы жить вместе. Но среди людей появилась традиция обращаться к не сразу. Считается, что именно венчание помогает сохранить отношения, если существуют какие-то непонимания и разногласия, поэтому люди идут в церковь, когда в семье есть проблемы. Некоторые пары решаются на этот шаг, чтобы найти общий язык.

Помощь бога

Верующим людям венчание может помочь. Во время торжественной церемонии пара будто просит у всевышнего поддержки, и если при этом верит в помощь, то она происходит. Но это срабатывает не у всех, так как сила веры имеет значение. Будущие супруги сначала принимают решение, взвешивают все положительные и отрицательные стороны, ведь нельзя к этому относиться поверхностно. Своим решением они заявляют перед близкими, перед священником и высшими силами, что готовы терпеть все сложности, что не ошиблись в выборе.

Венчание накладывает большую ответственность. И понимание, что расторгнуть такой союз нельзя, помогает людям приспосабливаться, искать компромиссы. Люди осознают, что после данной процедуры уже нельзя просто хлопнуть дверью и уйти, что теперь брак будет сохранен до старости, а значит проще искать решение, а не убегать от проблем. Такая позиция делает жизнь проще, лишенные выбора супруги стараются быть счастливыми.

Венчание для неверующих

Если же молодые люди не верят в бога, то для них венчание лишь красивый обряд. Они с удовольствием проходят его, но не придают большого значения. Для них он не несет глобального смысла, а значит и нарушить данный обет совсем не сложно. Отсутствие особого отношения не позволяет говорить о надежности таких уз.

Даже если только один супруг настаивает на венчание, а второй не верит в эту помощь, маловероятно, что обряд поможет сохранить отношения или сделает их лучше. Особенно не стоит идти на такой шаг в начале семейной жизни, ведь через некоторое время может произойти многое, «розовые очки» пропадут, а быт внесет свои коррективы.

Чудесные случаи

Существует сотни историй, которые рассказывают о том, что именно после венчания пары стали жить лучше. Есть повествование, что после этого события в церкви в паре, которая страдала бесплодием, появлялись дети. И эти разговоры являются правдой, но дело именно в вере, в искреннем отношении к церкви и богу. Прежде чем решиться на этот шаг, подумайте, а вы уверены в вашем союзе, можете ли гарантировать, что через 20 лет ничего не изменится?

Проводить венчание и регистрацию в можно не одновременно. Некоторые пары идут в церковь только после того, как проживут вместе не менее 10 лет. Они сначала проверяют свой союз, чтобы убедиться, что не ошиблись, а только потом заявляют о своем выборе. Это взрослое взвешенное решение, которое делает брак действительно более надежным.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Ведь говорят, что Таинство Венчания скрепляет брак навечно. Так почему же распадаются венчанные семьи?

Потому, что люди подходят к Таинству святого Венчания – как к старинному древнему обряду, без серьезности и ответственности. Клятвы верности произносятся, как обычные слова, необдуманно и бессмысленно. Да и дальнейшая семейная жизнь проходит в пустых мечтах и заботах, в погоне за призрачным и неполезным.

Опытные священники советуют вначале проверять свои чувства на серьезность, перед таким ответственным шагом, как супружество. Например, до брака не должно быть близких интимных отношений, и если жених или невеста не настаивают на близости, а терпеливо и осознанно ждут свадьбы, то это хороших и верный показатель того, что молодые люди настроены по отношению друг ко другу серьезно и уважают решение своего избранника.

Так же, если Ваш избранник любитель выпить еще до брака, то женщина должна быть готова на то, что ей придется нести крест, терпя и любя пьющего мужа. Вообще, святые отцы утверждают, что если муж изначально любим и уважаем своей женой, то он не будет искать себе утешения и отдушины в вине, ведь у него есть любящая, заботливая и понимающая жена – друг, который всегда рядом, который никогда не предаст.

Когда люди, вступая в брак, готовы прожить со своим избранником всю жизнь, не смотря ни на что – тогда такой брак, освященный Таинством Венчания, никогда не распадется, так как основан он не на песке, а на камне, и во главе угла у него – Господь Бог наш, Иисус Христос.

Ибо что толку венчаться, если люди не хотят, не имеют желая жить церковной жизнью? Для чего впустую произносить страшные клятвы верности? Не для того ли, чтобы впоследствии их нарушить, и тем самым, навлечь на себя гнев Божий?

Очень трудно и тяжело жить в браке без помощи Божией. Ибо Господь – есть Любовь, а люди лишают себя Любви, живя без Бога.

Никогда не поздно вернуться Богу, подобно блудному сыну, и начать свою жизнь заново, с чистого листа, так же, как мы начинаем свою жизнь заново, после Таинства Исповеди, очищающего нас от грехов и всякой скверны.

Так же и те семьи, которые, по каким-либо причинам не освятили свой брак Таинством Венчания, должны, не откладывая, начать для себя новую жизнь, жизнь для Бога и для друг друга.

Господь никогда не оставит молящихся Ему и просящих Его помощи. Надо только жить по правде Божией.

Не стоит ждать, пока Господь призовет нас к себе скорбями и болезнями, надо самим идти к Нему, стремиться жить по Заповедям Господним. Тогда у нас, грешных, появится надежда на то, что с Божией помощью, мы преодолеем любые трудности, и все у нас будет Слава Богу!

Главное надо помнить, что для того, чтобы у нас всегда все было Слава Богу – мы и сами должны, в первую очередь, ежедневно славить Бога!

Храни Вас Бог!

Обсуждение: 5 комментариев

    Возможно ли получить развенчание если жена месяцами не хочет секса по причине своих душевных болезней и целиком меня во всех грехах винит а я не могу без секса уже тут 2 варианта либо любовница либо развод она слушать ниче не хочет пытаюсь сохранить брак но она все знает что мне нужно и не хочет ничего. Терпеть нет сил. Просто нет. Тянет и всё хоть на стенку лезь.

    Ответить

    1. Здравствуйте, Константин!
      Супружество – это святое, и нельзя допускать мысли об измене. Прелюбодеяние – это конец семейной жизни, что потом скажем Богу на страшном суде. Если жена верующая, она должна понять, что в семье «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена». (1Кор.7:4.). Молитесь, чтобы Господь Вам дал сил, и чтобы Он вразумил ее и Вас, чтобы Вы смогли найти нужные слова, и она пошла бы Вам на встречу.
      С Богом!

      Ответить

    Здравствуйте!Замужем 35 лет. Женился муж на мне из-за того, что дал обещание матери своей перед её смертью. У нас 2 детей.Как он сказал, что если бы не обещание, то и свадьбы не было бы. Он пил, ходил налево. И я со своей матерью решили настоять на венчании(МАМА моя сказала -«Может опомнится»), Он опомнился- пить бросил. но ходить на сторону так и не перестал. И вот теперь ему уже 60 лет, а он влюбился в женщину на 5 лет моложе его. Да так, что и днем и ночью ей бредит. Я сама то конечно понимаю, что есть и моя вина в том, что он всю жизнь гулял. Я очень нервная,ревнивая, могу довести его до «бешенства» попрекая всеми его похождениями в молодости и любыми его оплошностями. Могу просто устроить скандал на ровном месте закатить. Потом хожу прощу прощения. И теперь вижу, что он меня стал ненавидеть. Возможно ли развенчание брака, потом что чувствую, пути у нас с ним не будет, а с той женщиной может и выйдет что хорошее у них. Спасибо

    Ответить

    1. Здравствуйте, Оксана!
      Чина развенчаний нет. Когда муж с женой расходятся, создают новые семьи, то уже как совершившийся акт пишут правящему архиерею своей епархии на благословение венчаться с женой, которая с ним расписалась в ЗАГСе. Владыко имеет власть засвидетельствовать о том, что семья распалась и дать благословение на венчание новой семье. Другого пути нет.

      Ответить

    Риск! Он всегда есть, во всём. Даже в исповедании — хотя бы потому, что здесь можно здорово оступиться, неверно взяв меру дерзновения. А уж в выборе того, кого ты на самом деле-то и не знfешь, да и жизнь ещё поставит всех в совершенно неосвоенные при наблюдении условия… Да как здесь можно говорить о надёжности! Только любовь, воля к семье, терпение, труд, самодисциплина, умение влиять… Но и здесь возможны выходы за пределы прочности. Тогда, увы, трагедия, крушение надежд и новое одиночество и болезненные искания. Только для очень поверхностных людей такое оказывается легче, чем продолжение тягот брака. Это хорошо знали наши пращуры, поэтому для женщин в народном сознании выдерживался принцип — не разводиться, и всё тут. -Потому что потом станет ещё хуже.
    Кстати, женщина во все времена, и сейчас — хозяйка любви, в т.ч. и любовных отношений во всём спектре. И она может (и должна) запустить в дело женский арсенал, данный ей. Неспроста он ей дан Свыше. Здесь неуместно, но есть ряд очень метких, хлёстких пословиц на эту тему. Узнайте их, женщины. Вам удастся сохранить и упрочить семью. Да ещё и как! Может, скажете, это не по-христиански? Нет, вполне, ибо всё это использование ваших дарований.

    Ответить

7 самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак.

Фото Юлии Маковейчук

Правда ли, что Церковь считает невенчанный брак блудом? И дети, которые рождаются в таком сожительстве, являются незаконнорожденными. И вообще, невенчанный брак с точки зрения Церкви - мерзость перед Богом?

Нет, это не так. С точки зрения Церкви любой зарегистрированный обществом или государством брак - не грех, а исполнение благословения Божия. Венчание же - это церковное Таинство, которое совершается лишь над вступающими в брак членами Церкви. В социальной концепции Русской Православной Церкви прямо говорится, что Церковь с уважением относится к гражданскому браку (не путать с сожительством), зарегистрированному в государственных органах.

А в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года прямо сказано: «Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор 7:14)». Под гражданским браком здесь подразумевается брак, зарегистрированный государством, а ни в коем случае не ошибочно называемое так сожительство.

- Как Церковь относиться к живущим «гражданским браком»?

- «Гражданским браком» сегодня принято называть ситуацию, когда, по сути уже находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. С точки зрения Церкви, такие отношения являются блудным сожительством. А блуд, согласно христианскому вероучению, - один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом.

Действительно ли половая жизнь у христиан даже в браке считается делом греховным, потому что именно в плотской связи заключался первородный грех, совершенный Адамом и Евой?

На первых же страницах Библии ясно написано о том, что Адам познал свою жену уже после изгнания из Рая, а следовательно, - после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Поэтому апостол Павел прямо пишет, что брак - честен, и ложе - нескверно…. Грехопадение же первых людей заключалось в нарушении запрета на вкушение плодов от древа познания добра и зла.

- Православным обязательно иметь много детей и нельзя планировать семью?

Социальная концепция Русской Православной церкви так отвечает на этот непростой вопрос: «…Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту.

Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза.

Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

- Почему в Церкви так почитают идеал девства и целомудрия? Ведь они являются прямым отрицанием брака…

Девство и целомудрие, парадоксальным образом, являются не отрицанием, а самым что ни на есть прямым утверждением и укреплением института брака. Целомудрие в христианской традиции не имеет ничего общего с отрицанием брака или с пренебрежительным отношением к физическому общению супругов. В начале прошлого века протоиерей П. И. Алфеев писал: «Идеал христианского брака вытекает из идеала христианского девства. Там, где девство попирается, загрязняется и низвергается с высоты своего нравственного величия чистоты и святости, там и брак разрушается».

- Почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?

Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака - создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским.

Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни - к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели - только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.

Существует ли особое таинство на «развенчание» брака, после которого можно венчаться еще раз с другим человеком?

Нет, такой процедуры не существует. Церковного развода не бывает. Однако, если семья все-таки разрушена, Церковь может благословить и второй брак. Но получить такое благословение могут не все желающие. Для этого существует несколько причин расторжения предыдущего брака, которые описаны в официальных церковных документах: неизлечимая душевная болезнь, венерические заболевания и СПИД, алкоголизм и наркомания, измена супруга, оставление одного супруга другим, посягательство на жизнь супруга/супруги или детей, самокалечение одного из супругов, нахождение одного из супругов в розыске или без вести пропавшего на протяжении долгого времени, изменение веры одного из супругов, аборт, (кроме тех случаев, когда он был произведен по медицинским показаниям).

А вот такие причины, как плохие отношения с родственниками супруга, неспособность материально обеспечить семью, разные характеры, не являются поводом для расторжения церковного брака. В этих случаях разрешение на повторный церковный брак получает только супруг, неповинный в распаде прежнего брака.

Как быть с невенчанным мужем?

Вниманию читателей предлагаем статью из российской «Православной газеты для простых людей», раскрывающую отношение Святой Церкви к браку и семейной жизни. Но как же поступить супругам, состарившимся в гражданском браке, но скорбящим о том, что их брак не имеет церковного благословения? Венчаться по чину Православной Церкви? Но этот чин предусмотрен для людей, вступающих в брак, начинающих семейную жизнь и, во всяком случае, не для пожилых.

Для пожилых супругов имеется особый чин. Он помещен в 4-м томе «Настольной книги для священнослужителей», изд. Московской Патриархии 1983 года, стр. 309.

Митрополит КОРНИЛИЙ

«Считается ли блудом невенчанный брак?

Меня батюшка не допустил к причастию, услышав, что я с мужем невенчана, сказал, что сначала должна покаяться за жизнь в блуде. Мне горько это слышать: ведь мы с мужем любим друг друга долгие годы, вырастили детей. И я не смогу оставить его за то, что он еще не пришел к Богу вместе со мной и к венчанию не готов. Неужели верная любовь и крепкая семья могут считаться блудом?! У меня это не укладывается в голове.
С уважением, Наталия Н.,
Владимирская обл.

От редакции: Дорогая наша читательница! В качестве ответа на ваш вопрос публикуем отрывок из новой книги протоиерея Николая Балашова «И сотворил Бог МУЖЧИНУ и ЖЕНЩИНУ. Комментарий к Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», только что вышедшей в издательстве «Даниловский благовестник».

«Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» , – писал в самом начале II века священномученик Игнатий Богоносец (епископы возглавляли тогда каждую церковную общину).

Подобные выражения встречаются и в более поздних святоотеческих писаниях. «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы... супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией» , – говорил, например, святитель Иоанн Златоуст.

Итак, таинство брака изначально признавалось Церковью. Но формы его совершения бывали различными. И существующий у нас особый обряд брачного венчания довольно позднего происхождения – он стал общеупотребительным лишь в конце IX века, да и то лишь для свободных лиц (согласно 89-й новелле византийского императора Льва VI). На рабов этот обычай распространился еще позднее, в конце XI века.

А что же было до того? В течение многих столетий Церковь жила без такого обряда и признавала действительным брак между верующими людьми, который фиксировался только через публичное объявление в общине, благословение епископа или священника и совместное участие в Божественной Литургии. Церковь следовала нормам тогдашнего римского права, согласно которым законным браком признавалось подтвержденное перед свидетелями соглашение между свободными в своем выборе мужчиной и женщиной. Классическое определение языческого римского юриста третьего века Модестина («Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божественном и человеческом праве» ) перешло во все основные канонические сборники Православной Церкви, включая славянскую «Кормчую книгу».

Исторические памятники свидетельствуют, что в VI-м, и в VIII-м, и в IX-м веках в Византийской империи законный брак мог заключаться как священником, так и экдиком, то есть своего рода нотариусом. И Церковь не выражала по этому поводу никаких протестов. Браки, заключенные, по-нашему говоря, в гражданском порядке, признавались законными. Состоящие в них супруги не подвергались каноническим прещениям. «Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь» , – сказано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (Х. 2). Таким образом еще раз подтверждено уважительное отношение Церкви и к гражданскому браку, засвидетельствованное ранее в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года.

– Значит, нельзя говорить о гражданском «невенчанном» браке как о блуде? Почему же тогда некоторые духовники не допускают к причастию тех из своих чад, которые по каким-либо причинам не повенчались? Какой ужасный выбор стоит иногда перед православной женщиной, у которой неверующий муж не соглашается венчаться: разводиться с любимым мужем или отказываться от Причастия, считая себя блудницей?!

– Да, несмотря на Определение Синода, мы до сих пор встречаемся с тем, что священники, чаще всего молодые, не допускают до причастия людей, которые состоят в «невенчанном» гражданском браке. И это даже в тех случаях, когда речь идет о людях пожилых, в брак вступивших давным-давно. В те времена, скорее всего, оба супруга были людьми неверующими, во всяком случае, весьма далекими от церковной жизни. Иногда для них в данный момент венчание невозможно хотя бы потому, что только один из супругов стал верующим, церковным человеком, а другой стоит весьма далеко от православной церковности.

Именно такие и подобные им нарушения в области духовнической практики стали, как известно, поводом для вышеупомянутого синодального Определения. В частности, как отмечалось, «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом» . Священный Синод признал такие меры неприемлемыми.

Ясно, что гражданским браком здесь именуется юридически действительный супружеский союз, а не просто сожительство двух людей, не желающих связывать себя какими-либо «формальными обязательствами».

– Значит, венчаться совсем не обязательно?

– Речь идет совсем не о том. Конечно, Православная Церковь, как указано и в том же Определении Священного Синода, настаивает на важности и необходимости церковного брака для своих членов. Совершением церковного бракосочетания торжественно утверждается создание домашней церкви. Это выражение, часто встречающееся в посланиях апостола Павла (Рим. 16. 4; Кор. 16. 19; Кол. 4. 15; Флм. 1.2 ), используется в «Основах социальной концепции» для описания христианской семьи. Образы Христа – жениха (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36 ) и Церкви – жены или невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9 ) неоднократно употребляются в Священном Писании. Уже одно это говорит об особой внутренней близости семьи и Церкви. «Брак есть таинственное изображение Церкви» , – говорил святитель Иоанн Златоуст. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20 ), – эти слова Господа можно отнести ко всякой семье, в основе которой лежит не только любовь супругов друг ко другу, но и их совместная устремленность ко Христу.

– Нет и не может быть оправдания лукавству некоторых верующих, сознательно уклоняющихся от церковного бракосочетания, чтобы не связывать себя слишком серьезными обязательствами («поживем – увидим, может, потом и обвенчаемся»). Как показывает опыт, такой «пробный» брак чаще всего разваливается спустя определенное время.

Однако нельзя забывать, что «на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного венчания в церкви фактически оставалось крайне затруднительным и опасным» (Х. 2) . В определенных случаях Церковь способна признать таинство любви свершившимся, хотя обряд брачного венчания и не был совершен. Например, если оба супруга, ранее не являвшиеся членами Церкви, присоединяются к ней, их брак признается действительным и освящается самим таинством крещения и последующим участием в Евхаристии, не нуждаясь в обязательном совершении дополнительных обрядов.

– А если к вере обратился лишь один супруг?

– На такой вопрос ясно ответил еще святой апостол Павел:

«Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим... Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7. 12-14, 16 ).

В Послании апостола Петра также содержится обращение к христианкам, мужья которых – неверующие. Апостол не только не советует своим слушательницам разводиться, но и настаивает, что они должны проявлять особенное внимание и послушание своим супругам, «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3. 1-2 ).

Впоследствии, в 72-м каноне Трулльского собора, со ссылкой на апостольские слова также была подтверждена действительность союза между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком» , если впоследствии один из супругов принял христианство. Уважение Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере» , засвидетельствовано и в упомянутом выше Определении Священного Синода 1998 года.

О Христе сказано, что Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12. 20) . А Церковь подражает Христу. Поэтому ее пастырская забота всегда стремится к сохранению, а не к разрушению брачного союза, даже если союз этот страдает определенной неполнотой духовного единства.»

Половая потребность и блудная страсть составитель Ника

Брак без Церковного венчания

Брак без Церковного венчания

При рассмотрении этого вопроса следует учитывать один существенный факт: когда заключался гражданский брак, был ли муж или жена уже в вере или она оба - в неверии. В том случае, если при вступлении в брак супруги не участвовали в таинствах Церкви, то они не могли венчаться. Если один из супругов уже был в вере, то он не может венчаться с человеком неверующим. Если же один из супругов пришел к вере, а другой еще нет, то в отношении такого брака есть заповедь Апостола Павла: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1Кор. 7, 12–13).

Феофан Затворник (Толкование на посл.1Кор. 7, 12–13,14): ««Не узаконяет брать жену неверующую, и не повелевает жене верующей сочетаться с мужем неверующем, но дает правила для сочетавшихся прежде приятия проповеди. Ибо случалось, что муж уверует, а жена остается в неверии, и обратно: жена приемлет проповедь, а муж пребывает в недуге неверия. И Апостол повелевает здравому переносить немощи пребывающего с ним в супружестве, заботясь о спасении его» (Феодорит). …Но узаконил это не безусловно, а под условием согласия неверующего лица. Коль же скоро этого согласия нет, т. е. если неверный муж не хочет жить с женою верною, а предлагает ей или возвратиться к прежнему нечестию, или оставить его, то, очевидно, что должно оставить такого мужа: ибо о том, чтоб изменить вере и думать не следует, а оставаться с мужем при вере, наперекор ему, значило бы вводить намеренно разлад и ссоры в семью. Итак, говорит: мира ради оставляйте таковых мужей и жен; в таком случае вы свободны от ига брачного, не подработны ему. «Сторона верующая, говорит Апостол, да не подаст повода к разлучению; а если сторона болящая захочет разойтись, ты невиновен и свободен от обвинения» (Феодорит). «…Если неверный ежедневно оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться: «к миру призвал нас Господь». Неверный сам подает к этому повод» (Златоуст)».

В случае если оба являются верующими и участвуют в таинствах Церкви до вступления в брак или оба пришли к вере, будучи уже супругами, то они должны быть венчаны.

Нравственное Богословие (грехи против 7-ой заповеди, грех - Гражданский брак, устроенный без церковного венчания, или только одобрение такого брака): «И самые язычники в древности не иначе заключали брачный союз, как обращаясь за содействием к своему божеству. Этим они невольно выражали, что брак есть особенное, торжественное событие в жизни человека, что он выше обыкновенного договора, который бы утверждался гражданскою властью и который можно было бы по обстоятельствам переменить или ограничить. А в христианстве брак есть такое же таинство, как крещение, причащение и другие, да еще он таинство «великое», как говорит апостол Павел. Заменить его гражданским, сравнить его с обыкновенным договором (договор-контракт заключается у нотариуса: по нему, обыкновенно, что-либо продается или покупается), значит главным образом, лишить его той нерасторгаемости и того обеспечения, какие сообщает ему Церковь, раздаятельница Божией благодати. Значит, это сорвать с него тот прекрасный венок, которым увенчал его в Новом Завете Господь Иисус Христос. Значит снова низвести женщину в то унизительное состояние, в каком она находилась в Ветхом Завете, а особенно у язычников. В гражданском браке женщина постоянно должна беспокоиться за дальнейшую свою участь, так как упадок ее красоты или раньше этого какая либо неприятность в семье дают повод ее мужу тотчас же сменить ее другою и третьею: а если она мать детей, то должна сдерживаться от сильной привязанности к детям и семье, т. е. сдерживаться в самых естественных и невинных своих чувствах; потому что не знает верно, - кому же достанутся дети в случае развода, хотя бы и должно принадлежать право воспитания их стороне невинной. Какое же это расстройство жизни! (В Англии, например, только легко допускается развод, а гражданский брак еще не узаконен. Но как же там пала женщина, как жестоко обращаются с ней!). Да; гражданский брак нисколько не серьезен и легко угрожает разрывом (особенно слабейшей стороне), если не завтра, то послезавтра. В нем, если и произносятся слова: «люби всегда, или до конца жизни, вечны симпатии», то без Евангельского смысла. В нем любить и терпеть мужу свою жену, и наоборот, не обязательно. Таким образом, человеку легкомысленному, нетерпеливому и необузданному в своих страстях и делается скучным, тягостным до конца самой жизни любить, а часто и терпеть, одно и то же лицо, любить и держать при себе волей и неволей это лицо. Тогда прежде всего он легко допускает супружескую неверность, а затем решается прекратить брак, женится снова. Но посмотрите на христианский брак. Как он обеспечен! В нем любовь мужа к жене, равно как жены к своему мужу, каждый раз снова оживляется таким напоминанием: «как и Христос возлюби Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5,25). В нем супружеская любовь и преданность опираются или утверждаются на особенной благодати таинства. Нет; гражданский брак или только одобрение и желание его - новизна в жизни христианина ни с чем не сообразная; - новизна самая дикая, придуманная главным образом мужчиною, чтоб он мог с необузданною свободою удовлетворять плотской похоти. …Для тебя, православный христианин и добрый сын Церкви, - пусть будет отвратительно одно имя «гражданского брака»!»».

Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди): «Есть грехи и явного блуда: если кто из приносящих покаяние живет в брачном союзе, не освященном Таинством Церкви, кайтесь с горькими слезами покаяния, ибо вы проводите жизнь в блуде! Просите Господа освятить ваш брачный союз Таинством Церкви, в каком бы возрасте вы ни были. Господи, прости нас, грешных!».

В последнем призыве к покаянию мы видим, что подвижник называет невенчанный брак - жизнью в блуде. Мне представляется, что такое категоричное мнение было сказано по причине сильной скорби о том, как живут современные христиане и это могло привести к желанию кающихся освятить свой брак. Если же кто либо высказывается о невенчанном браке категорично и с осуждением, то таким Священный Синод говорит следующее:

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что "некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в "невенчанном" браке, отождествляя таковой брак с блудом". В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»».

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Брак, семья и семейные ценности Вступление в брак Итак, большинство священников женатые, только в брак они не вступают.Почему? Потому, что кандидат на рукоположение должен позаботиться о создании семьи заранее. Скажем так: тот, кто желает принять священный сан, должен либо

Из книги Требник на русском языке автора Адаменко Василий Иванович

Порядок венчания второбрачных. Священник: «Благословен Бог наш…» Затем трисвятое по «Отец наш…» (стр. 3). Дневной тропарь. Ектения: 1. «В мире Господу помолимся». 2. «О ниспослании мира свыше…» 3.,0 мире всего мира../” 4. «Об этом святом храме..(стр. 16)5. «О рабах Божиих (имена) и о

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Последование венчания Аще убо хотят в тожде время венчатися, входят во храм со свещами возжженными, предыдущу священнику с кадильницею, и поющу псалом 127, сице: людие же на кийждо стих глаголют: Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?.Блаже?ни вси боя?щиися Го?спода.Сла?ва Тебе?,

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.Блаженны все, боящиеся

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Шел третий день после того дня, в который Христос призвал Филиппа (1:43). Этот день Христос уже проводил в Кане Галилейской, куда Он пришел, вероятно, потому, что

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

Глава VII. О вступлении в брак и о жизни в браке (1-9). О расторжении брачного союза, об обрезании и рабстве (10-24). Вступать ли в брак девам и вдовам? (25-40) 1-9 В Коринфской Церкви, в противовес прежней языческой распущенности нравов, некоторые христиане стали отстаивать ту мысль,

Из книги Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе автора Фаст Геннадий

Таинство Венчания Казалось бы, при чем здесь Христос? Есть жених, есть невеста, люди полюбили друг друга и решили жить вместе, создать семью и растить детей. Может быть, дело в том, что Христос благословляет нашу совместную жизнь? Согласны ли мы с таким пониманием? Церковь

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Кто и где совершает Таинство Венчания Таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но

Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей

Гражданский брак похож на брак, но… Однажды мне на глаза попались данные социологического опроса в одном из регионов России. Результаты казались парадоксальными: среди опрошенных замужних женщин оказалось больше, чем женатых мужчин. Это странное на первый взгляд

Из книги Венчание автора Мельников Илья

Обряд венчания Молодые люди, вступая в христианский брак, должны точно знать, какая ответственность на них возложена, какой смысл заложен в обряд венчания.Ведь брак, в церковном понимании – это тайна и открытие друг для друга одновременно. Это новое проявление личности.

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья

Последование венчания Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.Жених и невеста становятся на разостланный на полу

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

О последовании венчания Держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, жених и невеста, торжественно выходят на середину храма. Впереди них идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора) I. Молиться за царя значит молиться за себя, молиться за все царство, молиться

Из книги автора

Поучение 4-е. День священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (Значение священного венчания на царство) I. Вся земля русская торжественно празднует настоящий день в память священного венчания и таинственного помазания

Из книги автора

Таинство венчания Приведём цитату описания таинства венчания из статьи «Венчание» сайта «Проект «Основы Православия»». Нижеприведённое высказывание ценно тем, что его смысл касается всех таинств церкви, а не только венчания:«Каждое таинство - это обновление человека,

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама