THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Малыши изучают книги по-разному, используя все доступные для них способы. Пока они не умеют читать сами или пока читают плохо, им важно всё: тембр вашего голоса, то, как вы произносите слова, с какой интонацией и скоростью, картинки, сюжет. От вас требуется найти те способы, что больше всего побуждают интерес малыша к чтению.

Чтение вслух – почему оно так полезно?

Ваша выразительная речь помогает ребëнку узнавать и заучивать новые слова, что ускоряет развитие речи и обогащает словарный запас. У малыша расширяется кругозор, активизируется воображение, и идëт развитие образного мышления. А ежедневно читая ребëнку короткие стихотворения, вы стимулируете развитие его памяти, так как со временем он начинает повторять их за вами и постепенно заучивает их наизусть.

Ждать, пока ваш малыш возьмëт сам книгу в руки, не стоит — лучше начните ему читать как можно раньше. Читать книги можно даже новорождëнным. Конечно, они вряд ли поймут, о чëм идëт речь, зато начнут понимать, как проходит процесс чтения и научатся слушать. Ребëнок будет различать мимику и интонацию, осознавать, как они связаны с текстом. К тому же, услышав ваш голос, малыш будет ассоциировать чтение с положительными эмоциями.

Выбираем нужный момент

Пока ребëнок сам не просит вас почитать ему, подходящий момент вы будете выбирать на интуитивном уровне. Не заставляйте малыша слушать книгу насильно, иначе это будет восприниматься ребёнком как пытка. Даже когда вы просто возьмëте в руки книгу, ребëнок может начать капризничать, проявлять негативные эмоции и даже агрессию.
Если вы заметили, что во время чтения ребëнок начал отвлекаться, на время отложите книгу в сторону и займитесь чем-то ещë. Не стоит переживать, если периодически у ребëнка пропадает интерес к книге — пока ему сложно долго концентрироваться на одном занятии.

Домашние обычаи

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Придумайте собственные домашние традиции и обычаи, связанные с чтением и отделите их от других занятий. Например, приучите ребëнка, что книжки хранятся на отдельной полке, не являются игрушками, и к ним необходимо бережное отношение.
Перед началом чтения используйте одну и ту же «волшебную фразу», которая означает, что сейчас — время чтения книг. Возможно, ребëнку будет комфортнее сидеть рядом с вами или, возможно, стоит посадить его на колени. Таким образом вы эмоционально сближаетесь с ребёнком.

Пользуйтесь возможностями

Существуют интерактивные книжки с объëмными изображениями: в них вырастают замки, герои оживают и двигаются, нарисованные люди и животные могут разговаривать, смеяться, мяукать, хрюкать, лаять, если на них нажать. Это прекрасный способ увлечь малыша — расскажите ему, кто изображëн на страничке. Но чересчур сильно интерактивными картинками не стоит увлекаться — процесс не должен заменять чтение.

Чтение как игра

Сделайте из процесса чтения небольшое представление. Можете представить себя и ребёнка героями книги. Читайте как можно выразительнее, меняя интонацию, тембр голоса, читаем быстрее/медленнее для каждого персонажа. На монотонном одноголосом чтении малышу сосредоточиться сложно, поэтому подключайте эмоции, меняйте выражение лица.
Пусть малыш почувствует себя вовлечëнным в сюжет книги. Читая, обращайтесь непосредственно к ребëнку, чтобы привлекать его внимание и сохранять интерес к чтению. Если текст вам кажется сложным — упростите его, пересказав более простым языком для ребëнка.

Выявляем предпочтения ребëнка

Со временем вы увидите к каким книгам ребëнок проявляет больший интерес. Одни он слушает с удовольствием, к другим равнодушен. Это означает, что ребëнок начал относиться к чтению более осознанно. Внимательно наблюдайте, как он реагирует на ту или иную книгу и пока читайте то, что ему больше нравится. Покажите ему, что чтение вызывает у вас не меньший интерес, чем у него.

Речевые упражнения, которые помогут родителям преодолеть аграмматизмы у детей.

«Скажи ласково» или «Скажи про маленький предмет»

Родитель говорит: «Я скажу тебе про большой предмет – «дом», а ты мне скажи про маленький – «домик»; стул – стульчик; дерево – деревце; кресло – креслице; нога – ножка, ноженька; корова – коровка, коровушка…

« Скажи про много»

Я говорю об одном предмете, а ты скажи про много. Например, стоит стол – стоят столы; бежит белка – бегут белки; чирикает воробей – чирикают воробьи; ползёт муравей – ползут муравьи.

«Посчитай и скажи, сколько всего».

Нужно посчитать любые предметы, называя числительное вместе с существительным. Например, одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак. Нужно обратить внимание ребёнка, что при счёте слово изменяется 2 раза: первый раз при счёте 2(две собаки), а второй раз при счёте 5 (пять собак).

«Чего не стало?»

Уберите со стола какой-нибудь предмет и спросите у ребёнка: «Чего не стало на столе?»

Примерные ответы: «Не стало ручки, огурца, вилки, книги»

Спрятать несколько одинаковых предметов и спросить: «Чего не стало?» (Не стало карандашей, ручек, тетрадей, листов, игрушек, кубиков, палочек…)

«Из чего сделано?»

Предложите ребёнку определить, из чего сделан(а) стол, ручка, ваза, портфель, свеча, баночка, линейка и т.д.

Примерные ответы: « Ваза сделана из глины, значит, она глиняная. Ваза сделана из хрусталя, значит, она хрустальная. Пальто из кожи, значит, оно кожаное. Стол из дерева, значит, он деревянный. Ручка из пластмассы, значит, она пластмассовая и т.д.

« Чей хвост, чьи следы?» (рассмотреть картинки)

Примерные ответы: «Это хвост лисы, значит, он лисий. Это хвост волка, значит, он волчий. Это следы зайца, значит, следы заячьи.

«Удивительные слова»

(Слова, которые не изменяются)

Девочка играет на пианино. В магазине продают пианино. На пианино лежат ноты.

Мальвина пошла в гости к Буратино . У Буратино золотой ключик. Я люблю Буратино .



Неизменяемые слова: пальто, кофе, кино, кафе, шоссе, алоэ и т.д.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми.

Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе. Поэтому родители, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, должны, вовремя обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.

Но никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать домадетям. Выработать движение органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно в форме игры. С детьми занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильные движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков.

Нельзя принуждать ребенка заниматься артикуляционной гимнастикой, надо заинтересовать его.

Каждое новое упражнение следует повторять на последующих занятиях.

Начинать занятие надо с повторения отработанных ранее упражнений.

Все упражнения ребенок должен выполнять свободно, без напряжения.

Упражнения выполняются под счет взрослого.

Заниматься с ребенком должен только тот, кто сам правильно произносит эти звуки.

«Построим забор»

Взрослые говорят ребенку, что у него во рту, как в домике, живет язычок. Чтобы он без дела не выходил наружу, зубы образуют забор. Спрячем язычок, построим из зубов забор. Для этого надо улыбнуться, показать сближенные верхние и нижние зубы и удерживать губы в данном положении под счет от 1 до 5.

Это упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы.

«Загоним мяч в ворота»

Ребенок должен слегка вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на лежащий перед ним ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе и образующими «ворота». Постепенно «ворота» отодвигаются от ребенка. Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Упражнение способствует выработке плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.

Пока вы ему читаете, ваш ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

Когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
Когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.

Как привлечь малыша к чтению:

Самая любимая деятельность ребёнка – это игра. Предложите малышу поиграть с книжками.

«Прятки с книжкой»

Покажите своему ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, а когда найдёт – наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай о чём книга»

Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребёнку стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг – и в другой сказке!»

Предложите ребёнку сочинить новую сказку про любимого сказочного героя, который мог оказаться в другой сказке (Что могло с ним случиться?)

Огромное значение имеет художественная литература на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали», вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Пестушки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождение словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки – песенки, которые развлекали и потешали детей.

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.
Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность.

Сказка - это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека.
Цель сказки заключена в словах: « в сказке - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» - урок быть добрым, не сдающимся, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:
обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух,
давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

Консультация для родителей

Дошкольник и книга

Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием, вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности, тем более, когда в современных условиях само понятие «книга» почти лишилась прежнего авторитета, а телевидение и компьютер активно выступают его конкурентами. Но книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный. Именно в дошкольном детстве начинает складываться начитанность: дети знакомятся с русским и мировым фольклором от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до былин, и сказов, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П.П.Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Г-Х Андерсена. К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Милна, А. Лингрен и многих других.

Всё знакомство детей с огромным литературным наследием опирается на фундамент, который закладывают взрослые в дошкольном детстве. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольника.

С целью определения значения важности чтения детям в семье, среди родителей воспитанников нашего детского сада был проведён опрос (анкетирование), который показал следующие результаты:

  • Домашние детские библиотеки есть в каждой семье (100% опрошенных)

Эти библиотеки регулярно пополняются за счёт покупки новых книг (53%)

Имеется достаточно полная библиотека, которая не требует пополнения, или пополняется за счет подаренных книг (47% орошенных)

  • При выборе книг родители обращают внимание в первую очередь на содержание книг, соответствие произведений возрастным особенностям и интересам детей и на иллюстративное оформление книги.
  • Ежедневно детям читают только 67% опрошенных родителей, остальные 33% читают детям редко (о чём сожалеют) или иногда (2-3 раза в неделю)

Самая читающая группа в детском саду - 2 младшая: из всех опрошенных только 1 родитель читает ребёнку редко (ребёнок отказывается слушать), остальные читают детям ежедневно.

  • 53% родителей читают детям только по просьбе самих детей, остальные родители читают как по просьбе ребёнка, так и по своей инициативе.
  • 61% опрошенных могут назвать любимые произведения своих детей.

Затрудняются ответить на этот вопрос, или отвечают, что у детей нет любимых книг – 39% родителей.

  • Важность значения книг в развитии ребёнка отмечают 94% всех опрошенных родителей, 6% родителей затрудняются ответить на этот вопрос.

Так что же приобретает ребенок, когда родители ему читают?

Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества:


Во-первых, пока вы ему читаете, ваш ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.

Как привлечь малыша к чтению:

Самая любимая деятельность ребёнка – это игра. Предложите малышу поиграть с книжками.

«Прятки с книжкой»

Покажите своему ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, а когда найдёт – наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай о чём книга»

Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребёнку стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг – и в другой сказке!»

Предложите ребёнку сочинить новую сказку про любимого сказочного героя, который мог оказаться в другой сказке (Что могло с ним случиться?)

Памятка для родителей

  • Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.
  • Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном.
  • Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

Чтение перед сном

Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать

Читайте каждый день

Толстые книги

Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.

Как научить ребёнка беречь книги

Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

Не загибать листы, пользоваться закладкой.

Класть книгу только на чистый стол.

Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.

Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу

Выясните перед чтением, или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?

Попросите ребёнка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.

Как описана природа?

Какие слова и выражения запомнились?

Чему научила книга?

Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности

Она лёгкая – у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой: ребёнок должен иметь возможность смотреть её самостоятельно.

В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст только крупный, фразы четкие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текс должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней страничке или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Всему своё время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т.п. На станице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух - трёх слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», - все может ограничиваться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Весёлая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начинать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками хорошо сопровождать Яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появится интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребёнок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки – игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книга, прежде всего, предназначена для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.

Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе книга может показаться ребёнку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы, и при этом учиться работать с новой информацией.

Расширяем кругозор

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребёнка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать с детьми самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говориться в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите её подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребёнок, тем многограннее становиться круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтоб малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным :


1. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед ребёнком так, чтобы он мог видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.


2. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

3. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча слушать.

4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.


5. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.


7. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

8. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

9. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.


10. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Для детей с 1года 6 месяцев - 2 лет

Сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Как коза избушку построила», «Козлята и волк», «Теремок», «Маша и медведь»

Произведения поэтов и писателей России:

А. Барто (из цикла «Игрушки»): «Бычок», «Мячик», «Слон»

В. Бересотов «Курица с цыплятами», «Больная кукла» «Котёнок»

С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»

В Сутеев «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал мяу»

Л. Толстой «Три медведя»

и другие.

Для детей 3-5 лет.

Произведения русского фольклора: песенки, потешки, заклички

Сказки: «Волк и козлята»

«Волк и лиса»

«Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок белый бочок – чёрные копытца»

«У страха глаза велики»

«Про Иванушку – дурачка»,

«Война грибов с ягодами», «Жихарка», «Зимовьё»

Сказки народов мира:

Украинские: «Рукавичка», Коза –дереза»

Венгерская «Два жадных медвежонка»

Белорусская «Пых»

Латышская «Лесной мишка и проказница мышка»

Английская «Три поросёнка»

Братья Гримм»Бременский музыканты»

Ш. Перро «Красная шапочка»

Произведения писателей России

С. Маршак «Зоосад», «Где обедал воробей», «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»,

К. Чуковский «Путаница», «Краденное солнце», «Мойдодыр», «Муха – цокотуха», «Ежики смеются», «Айболит», « Чудо – дерево», «Черепаха», «телефон», «тараканище», «Федорино горе».

К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Уточки», «Васька», «Лиса –Патрикеевна»

Д. Мамин – Сибиряк «Про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про мохнатого Мишу – Короткий хвост»

М. Горький «Воробьишка»

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

и другие.

Для детей 5 - 7 лет

Художественные тексты для длительного чтения:

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» ; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

П. Ершов. «Конек-горбунок».

С. Аксаков. «Аленький цветочек».

В. Гауф. «Маленький Мук». «Карлик Нос».

Г. Х. Андерсен. «Снежная королева».

А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».

Т. Янссон. «Шляпа волшебника». «Волшебная зима».

Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».

Ю. Дружков. «Приключения Карандаша и Самоделкина».

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот». «Крокодил Гена и его друзья». «Гарантийные человечки».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

П. Трэверс. «Мэри Поппинс».

Р. Киплинг. «РикКи-Тикки-Тави».

А. Чехов. «Каштанка».

Б. Житков. «Что я видел».

Н. Носов. «Дружок». «Фантазеры». «Мишкина каша». «Огородники». «Автомобиль».

В. Драгунский. Денискины рассказы: «Он живой и светится. ». «Красный шарик в синем небе». «Друг детства». «Шляпа гроссмейстера». «Тайное становится явным». «Что любит Мишка». «Что я люблю». И др.

А. Гайдар. «Чук и Гек».

Художественные тексты для непродолжительного чтения

Сказки разных народов (по выбору, в том числе):

Русские сказки (в обработке русских писателей) : «Иван-царевич и Серый волк». «Царевна-лягушка». «По щучьему веленью». «Финист - ясный сокол». «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». «Морской царь и Василиса Премудрая». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». «Марья-Моревна». «Сивка-бурка». «Никита-Кожемяка». «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

Немецкие сказки (в обработке братьев Гримм) : «Снегурочка». «Сказка о рыбаке и его жене». «Король-Дроздовик». «Госпожа Метелица». «Храбрый портняжка». «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка». «Юный великан», « Верные звери».

Г. Х. Андерсен. «Новое платье короля.» « Стойкий оловянный солдатик». «Свинопас». «Елка». «Старый уличный фонарь». «История года».

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Спящая красавица»

Р. Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе». «Как было написано первое письмо». «Как была придумана азбука (Как появился алфавит.)» «Откуда взялись броненосцы» «Краб, который играл с морем». «Сказка о Старике Кенгуру».

П. Бажов. «Серебряное копытце», « Огневушка-поскакушка».

С. Маршак. «Двенадцать месяцев».

К. Паустовский. «Теплый хлеб».

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

В. Бианки. Сказки: «Сова». «Чей нос лучше». «Как Муравьишка домой спешил». «Мастера без топора». «Хвосты». «Терентий-Тетерев».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама