THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Маленькие дети до 8-9 лет иногда не могут спокойно находиться в комнате без родителей. Психологи уверяют мам и пап, что это абсолютно нормально. Малыши познают мир так, как им это удобно, а наличие всех характерных для человека чувств – это норма. Если ваш ребенок страшится оставаться в комнате один, то с этим что-то да нужно делать. Вот вопрос - как помочь преодолеть ему страхи? Для читателей сайта «Популярно о здоровье» полезные рассуждения и советы на эту тему.

Почему боится ребенок и у него возникают детские страхи ?

В каждой возрастной категории свои показатели. Например, трехлетние дети могут всего несколько минут пробыть отдельно от мамы в комнате, а второклассники спокойно остаются одни дома. Причинами детских страхов часто являются следующие моменты:

Опасения малыша, что мама выйдет и не вернется, оставит его одного;

Боязнь какого-то персонажа из мультфильмов или сказок;

Испуг, который имел место ранее.

Ни в коем случае нельзя подходить к решению вопроса остро, ругать ребенка и заставлять его насильно привыкать к пребыванию в комнате в одиночестве.

Например, это можно проделать в форме игры. Мама может дать задание юному изобретателю, - собрать конструктор, нарисовать что-либо, вылепить из пластилина. Это задание нужно превратить в сюрприз, который мама предварительно не должна видеть, а малыш ей вручит, как только будет готово. Увлечь малыша получается за счет таинственности и загадочности процесса.

Второй вариант – игра в прятки. Можно придумать массу развлечений, которые имеет цель отвлекать ребенка от прямой необходимости побыть одному. Со временем он просто забудет о своей боязни, ведь ничего плохого не происходит из раза в раз…

Как узнать о причинах страха у ребенка ?

Родители могут предложить своему сыну или дочке нарисовать картинку. На рисунке малыш должен изобразить себя и все, что он видит вокруг. Обязательно нужно помочь юному художнику и терпеливо отнестись к его попыткам нанести на бумагу объекты своего воображения. Нужно спрашивать, что именно он видит, включая окружающие предметы. Возможно, удастся узнать, что дети видят в комнате страшных персонажей, чудищ, монстров из мультфильмов.

На том месте, где будет изображен предполагаемый объект, являющийся причиной детского страха, мама или папа могут нарисовать добрую фею, которая победит злого персонажа раз и навсегда. Можно нарисовать клетки, из которых чудовища уже никогда не выберутся, или дорисовать им смешные и приветливые гримасы.

В подсознании ребенка должно остаться воспоминание о светлом, дружелюбном герое, который не причинит вреда и никогда не напугает.

Узнав о тех персонажах из мультфильмов или сказок, которых боится малыш, нужно постараться постепенно отучить от них, заменив на другие, более добрые и яркие. По этому поводу очень активно выступают психологи в поддержку отечественных мультиков, на которых выросло не одно поколение. Большинство современных персонажей, особенно зарубежного производства, вызывают страх даже у взрослых, и уж тем более негативно сказываются на детской психике. Как себя должен чествовать ребенок в комнате, когда увидит на экране фильм о Фредди Крюгере из Кошмара на улице Вязов? Это вызовет только страх и ничего более. Примерно так действуют и многие мультфильмы.

Родителям следует внимательнее относиться к выбору того, что предпочитает видеть на экране маленький сынок или дочка.

В борьбе со страхами обратите внимание на поведение детей. Пытается ли ребенок от кого-то спрятаться? Оглядывается ли по сторонам на улице или в доме? Боится ли спать, когда в комнате выключено освещение? Нужно понаблюдать, долго ли это длится, чем спровоцировано. Возможно, имел место испуг при общении со сверстниками, что будет заметно по попыткам избегать этих людей на прогулке.

Чего нельзя делать при детских страхах? Что делать ребенку ?

Одна из грубейших ошибок большинства родителей – насильно заставить детей остаться в комнате. Известны даже случаи, когда мамы и папы запирали дверь снаружи, не позволяя ребенку выходить из комнаты. Результат оказывается полностью противоположным: в детском подсознании откладывается мысль о пребывании в одиночестве как о страшном наказании. В таком случае не избежать истерики и категорического отказа малыша от самостоятельных игр в комнате.

Не стоит говорить любимому чаду о том, что другие дети так себя не ведут. Нельзя хвалить кого-то за смелость и храбрость, а испуганного малыша ругать за чувство страха. Это может привести к замкнутости, вызовет у него ощущение, что родители больше любят кого-то другого.

К рассказам детей нужно внимательно прислушиваться. Если они рассказывают маме или папе, что чего-то боятся, не нужно сразу доказывать, что это является вымыслом. Дети в раннем возрасте еще не могут отличать реальность от фантазий, поэтому лучший способ избавить их от фобий – поговорить и попытаться отвлечь исключительно в игровой форме.

Как правило, проблемы исчезают сами по себе, по мере взросления малышей. Важно, чтобы родители проявили терпение, понимание и научились слышать своего ребенка.

Доверие по отношению к маме и папе – это очень важно, и поэтому они не должны делать ничего такого, что еще больше усилило бы боязнь. Например, говорить, что чудовище украдет малыша или накажет за непослушание. В воспитании не может быть никаких угроз и запугиваний, а только корректные методы. Потому, один ребенок быть не должен пока сам не сможет оставаться без мамы, папы, бабушек, дедушек, теть, дядь… Придет еще время когда вы станете «ему не нужны» и тогда Вам останется лишь вспоминать былые времена когда Вы были нужны. Не доведите дело до этого, любите свое творение любым!

В некоторых семьях родители сталкиваются с тем, что их уже повзрослевший ребенок боится остаться сам дома. При этом малыш в другой ситуации ведет себя достаточно самостоятельно. Но стоит маме и папе сказать, что они куда-то идут, как их чадо начинает плакать и не пускает родителей к двери.

Если ребенок боится оставаться один дома

Страх остаться одному дома возникает, как правило, у детей в возрасте 6-7 лет. Обычно такой страх возникает из-за нескольких причин. Часто в появлении такой тревоги виноваты сами родители. Страх одиночества в своей квартире спровоцирован часто тем, что родители пугают своих малышей вымышленными Бабайками, серыми волками, Кощеем Бессмертным и другими персонажами. Часто от родителей дети слышат такие фразы, как: «Не будешь слушаться ¬ придет Баба Яга…», «Если не прекратишь дурачиться, тебя заберет плохой дядя…». Когда ребенок остается наедине, к нему приходят его страхи.

Часто он боится всего, что находится в доме: встроенных шкафов, антресолей, плакатов, больших мягких игрушек. Оставшись дома без родителей, страх появления негативных героев увеличивается в разы.

Часто страх остаться самому дома возникает из-за того, что родители позволяют ребенку смотреть негативно окрашенные передачи, фильмы и мультфильмы, в которых рассказываются сюжеты о пожарах, землетрясениях, убийствах, кражах. Иногда такая реакция у детей возникает вследствие профилактической беседы в садике и школе. Рассказчики сгущают краски и от этого возможные ситуации кажутся еще страшнее и опасней для жизни и здоровья.

На возникновение детского страха остаться одному в своей квартире влияют рассказы сверстников или ребят постарше о разных ужасных событиях. Часто это просто выдуманные истории. Но когда малыш остается сам, ему кажется все это реалистичным.

Часто малыш боится отпустить своих маму и папу из дому, потому что переживает за их жизнь и здоровье. Он испытывает страх, что они не вернуться к нему.

Родители должны помочь своему крохе избавиться от мучительной тревоги. Чтобы понять, что повлияло на возникновение страха, важно попытаться выяснить это с помощью беседы. Однако не всегда разговор являются результативными. В этом случае можно предложить ребенку нарисовать свой страх или пугающую ситуацию. Не стоит высмеивать и обвинять малыша за его страх. Ведь тогда малыш еще больше замкнется в себе, а страх возрастет.

Важно перед выходом из дома говорить ребенку, куда и для какой цели это делается. Ребенок должен знать примерное время возврата родителей: когда малыш достроит гараж или поскладывает свои игрушки. Стоит предупредить кроху о возможном задержании. Желательно оставлять малыша одного дома сначала на несколько минут, постепенно увеличивая время до часа.

Чтобы разлука с родителями не была для ребенка долгой, стоит дать ему какое-то важное задание: нарисовать поздравительную открытку или посмотреть любимый мультфильм. При долгом отсутствии стоит попросить соседку или подругу время от времени заходить к малышу. Желательно, после прихода домой наградить малыша небольшим подарком или сладостями. Так малыш поймет, что о нем не забыли. Не желательно при ребенке говорить с другими людьми о его страхе. Так к тревоге может добавиться стыд.

Справиться с детским страхом остаться самому дома поможет понимание проблемы. Важно, чтобы родители уделяли как можно больше своего внимания малышу. При правильном подходе страх уйдет через небольшой промежуток времени.

Оказывается, ничего удивительного в этом нет. В определенном возрасте у ребенка появляются разные страхи. Это, конечно, не может радовать родителей, но и причин для паники тоже нет. Такие страхи как боязнь остаться одному в комнате, боязнь высоты, темноты относятся к так называемым «медицинским страхам», то есть являются нормой.

Психологи утверждают, что наиболее активно страхи проявляются в возрасте от 5 до 7 лет. Это признак того, что ребенок взрослеет и начинает многое лучше осознавать. К тому же в этом возрасте у детей очень развита фантазия. Дети непрерывно что-то придумывают, создавая в своей голове целые миры, в которых, к сожалению, есть место и всяким злобным существам. Дети боятся остаться одни в комнате, потому что сразу представляют себе, что сейчас вылезет какая-нибудь «абракадабра», и никто из взрослых не сможет защитить.

Как же родители должны себя вести, чтобы ребенок быстрее пережил свои страхи?

1.Не высмеивайте страхи ребенка. Не называйте его трусом. Лучше всего спокойно, но без «сюсюканья» поговорить с ним и дать понять, что вы за него беспокоитесь. Если вы будете над ним смеяться, он не сможет доверить вам свои страхи.

2. Не пугайте его вымышленными страшными героями. Не надо рассказывать, что может прийти Бабайка, Баба-яга, Волк, Леший и т.л. Вы можете сказать, что вы сами выросли с этими героями, и ничего такого в этом нет. Но попытайтесь получше вспомнить ваши детские ощущения - скорее всего, вам действительно было страшно думать обо всех этих существах.

3. Не пугайте ребенка, когда хотите наказать его или что-то запретить. Часто мамы прибегают к такому приему: ребенок не хочет уходить с детской площадки, тогда мама делает вид, что уходит, а сама следит за ним, например, из-за угла дома. Через какое-то время ребенок понимает, что мамы нет, и начинает плакать. Тогда мама пользуется моментом, выходит из укрытия, и ребенок готов пойти куда угодно. Найдите другие способы, учитесь договариваться с малышом.

4. Любые трудности в воспитании и развитии лучше всего преодолевать в игровой форме. Придумайте существо, которое способно победить всех страшных чудищ. Изобразите его и повесьте рисунок над кроваткой малыша. Верующие родители рассказывают малышу о Боге и об ангелах, которые всегда незримо с нами.

Некоторые родители удивляются, почему их 5-летний ребенок боится даже на 15 минут оставаться один в квартире. Не стоит всеми силами пытаться приучать его к этому. Несмотря на то, что малыш уже весьма самостоятелен в этом возрасте, всё равно он еще нуждается в присмотре. А если вы оставите его одного в квартире плачущим, это может надолго запомниться ему, и он будет бояться еще больше.

Не всегда появление страхов является только следствием неуемной фантазии. Иногда - это свидетельство каких-то серьезных психологических проблем. Нормально, если ребенок изредка боится чего-то и, например, просит маму полежать вместе с ним, пока он заснет. Если же в целом ребенок жизнерадостный, спокойный, веселый, то беспокоиться не о чем. Но иногда страхи могут настолько сильно одолевать детей, что делают их замкнутыми, молчаливыми, эмоционально неустойчивыми. В этом случае нужно обязательно показать малыша специалисту, но надо сделать это как можно деликатнее, не акцентируя внимание самого ребенка на проблеме.

Вам кажется странным, что самостоятельный довольно взрослый ребенок боится оставаться один дома?

Когда ребенок раскроет вам тайну своего страха, ни в коем случае не высмеивайте причину и не стыдите его. Это лишь усугубит проблему и усложнит ее решение

Избавляемся от страха

1. Уходя из дома, всегда говорите ребенку, куда и зачем вы идете , а также, во сколько вернетесь. Предупредите, что можете опоздать и назначьте конкретное время для телефонного звонка. Обязательно выполните обещанное: ребенок будет следить за временем.

2. Во время своего отсутствия предоставьте отпрыску возможность интересной игры , или купите ему увлекательную книгу. Так он сможет с пользой и весельем скоротать время вашего отсутствия.

3. Не нужно говорить о его страхах с другими людьми , не обсуждайте это по телефону и не акцентируйте внимание при обычном общении в семье. Чувствительный и эмоциональный ребенок может решить, что он тяжело болен.

4. Возвращаясь домой, захватите угощение или маленький подарок для своего чада. Так у него не будет ощущения, что о нем забыли. Помните, как вам было приятно получить конфетку, когда родители возвращались домой из гостей?

5. Ограничьте для ребенка просмотр телепередач о катастрофах , убийствах, авариях, ограблениях. Эмоциональные ребятишки могут применять все эти ужасы к своей семье.

Елена Макаренко, детский психолог: «Уходя из дома, говорите об этом ребенку. Позаботьтесь о его безопасности: скажите, что ключи от квартиры у вас есть, и дверь никому открывать нельзя. Убедите ребенка, что дома он - в безопасности, что дом - это его крепость, где его никто не тронет».

Мама Люда с рассказывает:

Наверняка каждый знаком с семьей, в которой ребенок ни за что не хочет оставаться дома один , даже на десять минут, которые нужны для похода в магазин за хлебом, ходит за мамой хвостиком по дому и категорически не хочет играть в другой комнате.

Если ребенок испытывает страх, это нормально, наличие детского страха – это показатель нормального развития ребенка. Конечно, для каждого возраста своя норма, так ребенок 2-3 лет может бояться остаться без мамы на несколько минут, а дошкольник 6-7 лет может бояться оставаться один дома. Это не значит, что нужно находиться рядом с ребенком круглые сутки, просто не нужно воспринимать его страх как что-то ненормальное, совсем наоборот, ребенок осваивает мир так, как может в этом возрасте.

Другой момент – это помощь ребенку в борьбе с этими страхами, ведь они мешают жить и вам, и ему. Возможно, вы уже пытались объяснить полутора-двухлетнему ребенку, что скоро вернетесь и никуда не исчезнете, но если это не помогает, можно попробовать придумать ребенку занятие на время вашего отсутствия. Вы наверняка знаете, что ему интересно, и что увлечет его на несколько минут, это может быть строительство пирамидки или складывание кубиков, главное, чтобы какое-то время он был сосредоточен на игре, а не на вашем отсутствии. После возвращения, обязательно похвалите малыша, несмотря на качество выполнения задания.

Если ваш ребенок уже постарше, но все равно играет только в одной комнате с вами, то принцип действия можно применить тот же. Например, можно дать ему задание и предложить выполнить его в другой комнате, под предлогом того, что вам может захотеться ему помочь, а сделать его нужно самостоятельно. Не забудьте похвалить его, когда вернетесь, что он успел сделать так много сам. Другой способ – это предложить игру, в которой ему придется некоторое время провести в одиночестве. Это еще и хороший повод обсудить его страхи на примере его персонажа, ведь от его лица ребенку будет проще рассказать, чего именно он боится и почему.

Есть и другие способы помочь ребенку перестать бояться, например, предложить сделать рисунок, на котором он бы находился один в комнате, рассказал о происходящем на нем и о тех, кто изображен на рисунке кроме него. Это могут быть чудища из сказок или мультиков или просто темные пятна в тех местах, которых он боится. Далее страшные места нужно изменить так, чтобы ребенок перестал их бояться, например, дорисовать чудовищам клетки или смешные гримасы. Кроме этого, стоит читать ребенку книжки, в которых есть герои, боящиеся оставаться одни, по ходу книжки герой обязательно справиться со своим страхом, будет радоваться своему достижению и станет хорошим примером для малыша. Стоит помнить, что период, когда ребенок остается один , обязательно должен сменяться другим периодом, когда вы вместе занимаетесь чем-нибудь интересным и общаетесь.

Нельзя ни сказать о том, чего не стоит делать в таких ситуациях, а именно, ругать ребенка за его страхи, убеждать в их бесполезности и бесплодности, ставить в пример других детей и хвалить их смелость . Все это не поможет, а только добавит проблем, ведь чувство страха просто так не пройдет, а к нему еще добавится неуверенность в себе, чувство, что он теряет любовь родителей, что они больше любят другого ребенка, который не боится. Чтобы осознать бесполезность такого поведения, можно поставить себя на место ребенка, если вы боитесь летать, то страх не пройдет от того, что другие говорят о том, что бояться нечего, и смеются над вами, скорее к страху добавится стыд за него. Еще одна неудачная идея – это силой и скандалами заставить ребенка остаться одного , чтобы он привык к отсутствию родителей, от этого страх только усилится. Только забота и терпение помогут вашему малышу привыкнуть заниматься своими делами независимо от ваших.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама