Произведение В.Г. Короленко « Дети подземелья» является жизненным и правдивым. Сквозь строки чувствуется боль автора за судьбу бедных и обездоленных людей. В произведении очень тонко показано, что в одном обществе детство может быть разным.
Вася и Соня живут в обеспеченной семье. Они не знают голода, нужды, страха. Их отец - известный в округе судья. У маленькой Сони есть заботливая няня, красивые игрушки. Валек и Маруся живут в трущобах, часто спят голодными. Маруся тяжело болеет.
Повествование ведется от имени Васи. У мальчика умерла мама. Ему тяжело на душе, одиноко. Рядом нет близкого и понимающего человека. Вся любовь отца достается маленькой дочери. Вася случайно знакомится с Валеком и Марусей. Он сравнивает свою сестричку Соню с Марусей. Хотя девочки ровесницы, но очень отличаются и внешне, и поведением.
Соня веселая и упитанная девочка, с румянцем на пухлых щеках. Яркая лента в волосах, смех подчеркивает ее беззаботное детство. Маруся тихая и настороженная. Она очень худенькая, плохо ходит, быстро утомляется. Тоненький голосок ее еле слышно.
Вася и Соня живут в теплом доме. Жилье Валека и Маруси – влажное и вечно холодное подземелье. Оно подорвало здоровье Маруси. Для Васи становится открытием, что рядом так тяжело и трудно приходится людям. Он тянется к новым друзьям, чувствует к ним симпатию, желание быть рядом в трудный час. Вася понимает, что дети не виноваты, что так сурово складывается их жизнь.
Дружба с детьми помогает раскрыться лучшим чертам в характере Васи – готовность помогать людям в тяжелой ситуации, умение сопереживать. Маруся и Валек открывают для себя, что и богатые люди могут иметь доброе сердце.
Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}
- Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
- Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
- Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе - -
- В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») - -
- Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») - -
Дружба Васи, Валека и Маруси в произведении В.Г.Короленко «В дурном обществе» Художник В. Н. Минаев Художник И. Е. Репин г.
Цели: Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси; Формирование навыка выразительного чтения и чтения по ролям, аналитической работы с текстом, составление художественного пересказа эпизода, работы с иллюстрациями; Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления нравственных основ дружбы детей
Работа с текстом Художественный пересказ эпизода встречи Васи с детьми подземелья; Найдите в тексте и зачитайте описание места событий; Выразительное чтение фрагментов от слов «Солнце начинало склоняться к закату…» до слов «… разноцветные головки лютиков, кашки …» и от слов «Внутренность высокого узкого здания…» до слов «…еле выделявшихся на полу странными очертаниями».
Исследовательская работа 1 группа Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу уходящего дня. 2 группа Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу полуразрушенной часовни и кладбища. 3 группа Найдите в тексте глаголы, передающие состояние Васи. Какие качества характера героя проявились в данном эпизоде? (Решительность, мужество, самообладание, твердость, великодушие, чистосердечие, радушие, искренность). Лексическая работа: Радушие – это сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью помочь. Чистосердечие – это откровенность, искренность, прямота характера.
Беседа Какое впечатление произвели ребята друг на друга при первой встрече? В какой момент между мальчиками возникла симпатия, положившая начало дружбе? Почему Валек назвал Васю «славным хлопцем»? Чтение по ролям эпизода от слов «Я Влек… Я тебя знаю…» до слов «Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом»
Портрет Почему Вася невольно сравнивал Марусю с Соней? Выразительное чтение эпизода «Это было бледное, крошечное создание…» до слов «… иногда делали из кирпичей ловушки для воробьев». Портрет – это изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из худ. средств его хар-ки, описания. Художник И. И. Пчелко
Беседа Укажите в описании портрета Маруси слова, передающие отношение Васи в девочке. Каково оно? О чем заставило задуматься героя невольное сравнение Маруси с сестрой Соней? (Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей). Как чувствовал себя Вася в кругу новых друзей? Что давала дружба каждому из детей? (Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными)
Итоги урока Как Валек помог Васе узнать лучше собственного отца? Выразительное чтение по ролям эпизода от слов « Иногда же, растянувшись около нее на траве, смотрели в небо…» до слов «…никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей». Что было основой дружбы Васи, Валека и Маруси? Художник И. И. Пчелко «Тыбурций Драб»
Урок по литературе в 5 классе
«Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)»
Раздел - «Русская литература XX века».
Тип урока - закрепление и обобщение материала.
Цели урока:
- показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям: доброте, отзывчивости, милосердию;
Развивать творческие способности учащихся (построение ассоциативного ряда, составление синквейнов, написание сочинений);
Воспитывать нравственные качества;
Научить наблюдать за развитием сюжета и поведением героев;
Прививать любовь к языку, пристальное внимание к художественному слову.
Оборудование: тексты повести, рисунки учащихся, выставка книг писателей и поэтов о детях, песня « Несчастный случай из к/ф «Генералы песчаных карьеров»
ТСО: мультимедийный проектор, экран.
Эпиграф к уроку:
«
Цицерон
Ход урока.
I . Организационный момент (настрой на урок).
Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок начнём со сценки, которую подготовили ребята. Итак, слово творческой группе.
На фоне песни « Несчастный случай» из к/ф «Генералы песчаных карьеров» р азыгрывается сценка «Вася просит куклу у Сони для Маруси». (Творчество учащихся)
(слайд 1).
Слово учителя:
Сейчас вы послушали песню, посмотрели сценку. Как вы думаете, и из какого произведения эта сценка и кто автор этого произведения?
- Как вы считаете, ребята, какие качества характера проявляет в этой сценке Вася? (сострадание, умение быть заботливым другом).
- Когда мы проявляем такие качества? (ответы детей).
II . Сообщение темы и цели урока
- Тема нашего урока - « Дружба Васи с Валеком и Марусей» (слайд 2).
Наша задача - понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями“ дурного общества”.
Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока. (Запись в тетрадях).
- А эпиграфом к нашему уроку являются слова древнеримского философа Цицерона: « В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» (слайд 3).
III . Работа по теме урока.
Дружба…Какие ассоциации у вас вызывает оно? Сейчас мы с вами попробуем построить ассоциативный ряд. На доске вы видите яркое солнышко по имени Дружба. Напишите, пожалуйста, на лучиках определение к слову дружба (ответы детей). Потом эти лучики прикрепим к солнышку и посмотрим, какой кластер у нас получится. (Ответы учащихся). (слайд 4).
Согласна с вами. Из всего вышесказанного могу обобщить, что дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, это общность интересов . (слайд 5).
IV . Работа в группах.
- Ребята, мы с вами заранее разделились на две творческие группы. Работая в группах, вы должны предугадать, как развивались бы события повести. Дома вы должны были изучить вопросы и подготовить ответы к ним. Предлагаю перейти к данному этапу нашего урока. (слайд 6).
1. Как развивались бы события, если бы Вася не пошёл в часовню?
2. Как развивались бы события, если бы Вася и Валек подрались?
3. Как развивались бы события, если бы Вася послушал отца и перестал ходить к ребятам?
Сейчас я предоставлю возможность каждой группе высказаться. Какая группа желает начать?
Молодцы! Все творческие группы сработали хорошо.
V . Актуализация ранее изученного. Работа по тексту произведения.
1. - А как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу?»
(Встреча с Тыбурцием, Валеком и Марусей помогла Васе из «негодного мальчишки» - бродяжки превратиться в доброго верного товарища).
Вывод учителя: Да, действительно, так. Познакомившись и подружившись с представителями «дурного общества», Вася стал смотреть на мир совсем другими глазами.
2. Чему, по-вашему, научило Васю общение с Валеком и Марусей?
( Ему в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей.
Вася по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца.
В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявить по отношению к родной сестре.)
Вася не только постоянно дарит им лакомства, но он вносит оживление в их скучную, безрадостную жизнь. Он затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.
Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба была большой радостью в жизни.
Вася был единственным другом, с которым можно было поговорить. Валек дорожил его дружбой, не побоялся Тыбурцыя, запретившего посвящать кого — либо в тайну подземелья.
Вывод учителя: Вася ценил возникшую дружбу и дорожил ею. Дружба с нищими детьми помогла ему наладить отношения с отцом.
3 .- Теперь я предлагаю вам посмотреть на экран (слайд 7). Перед нами стоит проблема, и решить ее смогут только те, кто хорошо знает текст повести. Слева от меня имена героев, а справа - их реплики или описание. Вам необходимо соотнести реплики с именами героев. Посмотрим, какая группа быстрее и точнее справится с поставленным заданием. Даю вам 1 минуту на размышление. Можете советоваться друг с другом в группе.
Итак, что у вас получилось? Читайте реплики героев и их описание, интонационно подчеркивая слова. Ответы учащихся (слайд 8).
VI . Индивидуальное задание по повести.
(Выполнение теста по электронному учебнику Кирилла и Мефодия - 2 ученика).
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Сейчас мы с вами выполним следующий вид задания. Двум ученикам предстоит проверить свои знания на компьютере, который оценит ваши ответы. А все остальные эти же тестовые задания выполнят на местах. Всего 5 вопросов.
Вывод: Хорошо справились с заданием.
VII . Разгадывание кроссворда. (слайд 9).
А теперь разгадаем кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.
Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю . (Грусть.)
Должность отца Васи. (Судья.)
Самое красивое здание в Княж-городке . (Тюрьма.)
Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)
Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
Дерево, которое росло перед входом в подземелье . (Черемуха.)
Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.
А давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение этого слова.
Гуманизм - гуманность, человечность, человеколюбие . (Слайд 10).
Слово учителя (вывод):
Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Дружба Васи выдержала очень важное испытание.
VI . Выводы по уроку.
(Составление синквейна).
- Итак, ключевое слово на нашем уроке - дружба. Чтобы подвести итог занятия, каждая творческая группа приготовит свой синквейн. Для написания синквейна я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить ассоциативный ряд к слову дружба. (слайд 11).
Предлагаю 1-ой группе написать синквейн к слову дружба , 2-ой - к слову добро .
Ответы учащихся:
Примерные синквейны:
Дружба.
настоящая, крепкая
помогает, поддерживает, выручает
может пройти через всю жизнь
любовь (доброта, помощь, …)
Добро.
безвозмездное, бескорыстное
выручает, помогает, поддерживает
помогает человеку жить
любовь (помощь, …)
Рефлексия .
Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: ответы
«Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…». (слайд 12).
VII . Домашнее задание.
На мой взгляд, урок удался. И мне кажется, что вы все поняли, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями «дурного общества». Каждый из вас внес свою лепту в этот урок. Учитывая работу на предыдущих уроках и сегодня, ваше волнение, настрой, желание, вы все получаете оценки. Еще одну отметку вы получите, выполнив творческое домашнее задание (слайд 13):
напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба для меня?»
Дружба между Васей и Валеком с Марусей необычна, так как Вася из богатой семьи, его отец известный судья в городе, а Валек со своей сестрой бедные, не имеющие даже своего жилья и часто им нечего есть. Одно у них одинаковое – все они лишились матери и имеют только отца.
Познакомились они случайно. Однажды Вася уговорил и даже предложил вознаграждение – яблоки, нескольким городским мальчишкам, подняться на гору, где находится часовня, чтобы узнать, что там есть. Она была заброшена, и туда давно никто не заходил. Когда они поднялись на гору, Вася предложил мальчикам подсадить его, чтобы он смог забраться во внутрь. Они помогли ему, но когда что-то зашевелилось в темноте, они бросили его и убежали.
Сначала Вася подумал о нечистой силе, но потом увидел просто двух детей. Это были Валек и его двухлетняя сестра Маруся. Они быстро сдружились, начали вместе играть и общаться. От них Вася много узнал удивительного, например, что Валек ворует еду в городе.
Вскоре Вася узнал, что Маруся очень тяжело болеет, и что она вероятно скоро помрёт. Он стал прилагать усилия, чтобы ей было комфортно и весело – таскал ей яблоки, постоянно шутил и т.д. Когда ей стало совсем плохо, уговорил свою сестру Соню отдать на время свою любимую куклу, из-за чего чуть не разругался с отцом.
Несмотря на усилия, Маруся умерла, а Валек через несколько дней ушёл со своим отцом