THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Иногда бывает жаль, что у нас нет большой многочисленной семьи, где все друг другу помогают, всегда поддерживают и стоят горой друг за друга. Однако приятно собираться большой семьей за столом на праздники, видеть родные и близкие лица и знать, что в любое время к тебе придут на помощь.

Цыгане по своей сущности являются кочевниками, но в современном мире очень редко можно встретить такие кочующие с одного места на другое, таборы. У них не принято жить отдельно и часто в одном месте проживают все члены огромной цыганской семьи: бабушки, дедушки, сестры, братья, тети и дяди.

В прошлые времена, когда цыгане собирались в таборы, свадьбы оговаривались уже тогда, когда дети еще только начинали ходить. Родители полностью решали судьбы своих детей, и свадьба тогда уже была простой формальностью, общим пышным торжеством.

У цыган существовал обычай похищение невесты, но это было очень опасное занятие, потому что в том случае, если жених сможет увезти свою любимую так далеко, чтобы их не поймали, тогда через какое-то время их признают мужем и женой. Если же вора цыгана поймают тогда уже не избежать жестокой расправы над смельчаком.

В настоящее время этот обычай сохранен, но он осуществляется только с согласия родственников и считается лишь дополнительной игрой, хотя выглядит все довольно серьезно. Невесту сажают на резвого скакуна и увозят ее в неизвестном направлении.

В некоторых цыганских семьях до сих родители решают судьбу своих детей, и часто происходит, что жених и невеста видят друг друга только в день собственной свадьбы. Выбор цыганской невесты определяется положением ее семьи, богатством, а также красотой самой невесты и ее способностью вести хозяйство.

Однако любовь у цыган тоже имеет место быть, а любить цыгане могут жарко и долго. Современные цыгане естественно знакомятся, как и все обычные люди, могут быть и смешанные браки, но семейные традиции и традиции цыганского народа сохранились и в настоящее время.

В обязательном порядке проводится сватовство, когда родителям невесты выплачивают солидный выкуп. Однако часть этого выкупа потом все равно возвращается молодоженам в качестве свадебных подарков.

Подарков цыгане привыкли дарить очень много и если еще учесть безумное огромное количество различных родственников, то можно сказать молодожены будут практически обеспечены полностью всем необходимым для семейной жизни. Во время сватовства от невесты требуется всего лишь ее согласие, больше от нее на тот момент ничего не нужно, все остальное решают уже родители.

Самое грандиозное событие – это цыганская свадьба. На свадьбу съезжаются все родственники, поздравляют молодоженов и дарят подарки. Застолье является заключительной частью свадьбы, после чего молодые становятся официально мужем и женой.

Для цыганской девушки главное выйти замуж девственницей. Этот факт устанавливается после брачной ночи, когда мать невесты демонстративно выносит простыни, испачканные кровью, на обозрение всей семьи. До сих пор ни одна цыганская девушка не опозорила свою семью близкими отношениями с другим мужчиной.

В цыганской семье оба супруги равны, все обязанности распределяются всегда поровну и обычно семьи цыган очень крепкие. Между супругами возникает взаимное уважение, они живут, душа в душу и воспитывают своих многочисленных детей в любви и уважении к родителям и старшему поколению.

Если же цыганская жена не справляется со своими обязанностями хозяйки и матери, муж в праве выгнать из дома такую женщину, раз она не способна держать на себе дом. В свою очередь, жена может пожаловаться на мужа главе семьи, если муж поднимает на нее руку или ведет себя недостойно.

В любом случае, свадьба для цыган является очень важным моментом в жизни. После свадьбы молодожены какое-то время могут жить со своими родителями, но со временем обзаводятся собственным жильем. Однако все расходы, связанные с оплатой с покупкой жилья для молодых берут на себя родители, а также полное обустройство дома.

Цыгане всегда рады появлению ребенка в семье, даже, несмотря на то, что с появлением каждого очередного младенца расходы семьи увеличиваются. Это никогда не останавливало цыган, потому к детям они относятся с любовью и очень редко наказывают своих детей. С самого раннего детства детей начинают приучать к труду и к суровой правде жизни. В них воспитывают любовь и уважение к традициям семьи и традициям народа.

Финансовыми вопросами у цыган обычно занимается мужчина, любыми способами стараясь заработать достаточно денег для того, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Однако и женщины тоже стараются быть полезными и зарабатывают на жизнь тем, чем могут, а именно своими способностями, которые передаются из поколения в поколение – тайна гадания.

Цыганки помогли многим людям найти свой путь в жизни или исправить свою жизнь и те, кто столкнулся с настоящей цыганкой, никогда не забудут ту помощь, которую она оказала.

Кроме свадьбы семьи цыган всегда собираются по праздникам вместе, и за столом всегда собираются все родственники, считая даже самых маленьких детей. Отмечаются все семейные торжества, юбилеи, дни рождения, а также все традиционные праздники. Они празднуются в том месте, где проживают цыгане. Несмотря на то, что застолья собираются довольно часто, цыгане пьют очень мало, увидеть пьяного цыгана большая редкость.

Кроме праздников случаются и неприятности, и несчастные случаи. В такие моменты вся семья приходит на помощь пострадавшему, и каждый вкладывает свой посильный вклад при болезни ребенка, одного из родственников и также в случае смерти.

Похороны для цыган это тоже своеобразный ритуал, когда можно наблюдать очень интересные традиции. На похоронах за столом мужчины и женщины всегда сидят отдельно, а в похоронной процессии нельзя идти парами, потому что считалось, что одна смерть может привести ко второй. На обратном пути нельзя оглядываться назад, чтобы душа покойника не могла взять за собой оглянувшегося.

Окутанные легендами и домыслами, цыгане зачастую кажутся нам какими-то сказочными существами. К цыганкам ходят гадать, но пугают ими детей, пляшут «цыганочку» и любят цыганскую музыку, но стараются держаться подальше, встретив на улице.

Накануне Международного дня цыган, который отмечается 8 апреля, мы смогли уговорить цыганку Ольгу Иванову, которая живет в Чапаевске, рассказать нам про традиции своего народа.

Чтобы добраться до Владимирского поселка, нужно проехать на электричке мимо вокзала и выйти на следующей станции 1053 километр. Если повезло оказаться в первых вагонах, то получится выйти на бетонный перрон, а вот остальным приходится спрыгивать прямо на насыпь из щебня и идти по раскисшей весенней грязи.


Сам поселок появился еще в начале прошлого века, здесь жили рабочие заводов по производству пороха и химического оружия. Теперь дома заняты преимущественно цыганами и выходцами из бывших союзных республик, сбежавшими в Чапаевск в поисках лучшей жизни.

Передвигаться по поселку из-за весенней распутицы лучше на болотоходе, но в маленьком домике Ольги очень чисто и уютно и совсем не похоже на быт цыган, с которыми мы встречались в таборе возле села Яицкое. И различий очень много — начиная с диалекта, заканчивая основополагающими традициями.

- Мы — русские цыгане, — рассказывает Ольга. — Никакие не «русские рома», кто это придумал? Мы так и называем себя — «русские цыгане». У нас народов много, мы даже между собой не можем общаться на своем языке, мы разговариваем по-русски.

- У нас, например, как у русских хоронят. Только стол не убирается, день и ночь люди идут. На третий день хоронят, ну или на четвертый-пятый, если кого из родственников ждут. А вот у нас зять умер из и удивление взяло, что на ковре лежит гроб, а не на лавках. А у нас — так же, как у русских. Только чуть-чуть побогаче! И земля у нас не падает на человека. У вас же вот сколько выкопают земли, столько и засыплют, а у нас навес. Гроб как под столом оказывается, понимаете, нет?


В каждой комнате у Ольги есть уголок с иконами. Русские цыгане в основном исповедуют православие — по крайней мере, как они его понимают. Собственные традиции и христианство сплелись в такой клубок, что родились собственные легенды.

- Мы же православные, я верю в Бога. Хотя много горя я пережила — брат утонул, дочка разбилась, но все равно в Бога верю. Мы и Рождество справляем. Приходим друг к другу, посидим. По старшинству ходим — сначала к старшим идем, а потом к младшим.

Рождество, Пасха, Родительскую — все отмечаем. А своих праздников у нас нет, только православные. Русские праздники мы больно не признаем, Новый год не отмечаем.

Да, есть такой разговор, что, когда Иисуса распинали, цыган спрятал пятый гвоздь, который для сердца. Поэтому Бог благоволит к цыганам. Он сказал, что и воруют они, и гадают, и продают — и это входит в их обязанности! Но это все раньше было. Раньше же бедно жили, женщина все тащила на себе. Она и по дому, и к скотине и… весь кусок этот доставала. А сейчас и мужики работают!

Я скажу даже за своих братьев. Вот в Ульяновской области, где они жили, Петро, Платон, который утонул — там их вообще лелеяли в этой Смальковке. Даже отпускать их оттуда не хотели, они из-за меня сюда переехали.

Вот раньше чем женщина работала? Просили. Гадали. И воровали, что уж сказать. Вот даже так было. Даже такие ученые, институты кончали — подходят (погадать) к цыганке. Потом цыганка что-то берет — и она (ученая) кричит. Да ты ученая, а цыганка — никто!

Вот даже я — думаете, у меня карт нет? Есть у меня карты. Вот одна потеряла все документы, и я ей сказала — через казенный дом всё будет. И правильно, через ГАИ ей все документы нашли. Вот что я за вас скажу. Вы простой человек и доверяете людям, сколько раз обмануты были.

Я пытаюсь вернуть разговор на традиции и взаимоотношения между цыганами и другими народами. Но Ольга говорит об обидах неохотно. Главная ценность цыган — это семья, и все воспринимается через личные и соседские взаимоотношения.

- Не хочу обидеть, но русский народ… он с тобой поест, попьет, а идет по улице — и не скажет «здравствуй». У меня сосед, мы с ним каждый год воду делаем, идет с женой по улице — ну что ты, боишься «здравствуй» сказать?

Это такая часть народа, которая потеряла свои традиции. Вот тут мы дружим, а вышли в город, встретили цыганку — и прошли мимо.

Или вот идут навстречу с ребенком, мальчишке лет 6 от силы. И одета я не то чтобы по-цыгански совсем, ну юбка длинная, все такое. И он говорит: «Ой, бабушка, смотри, цыганка идет! Пойду к ней погадаюсь!» Это же так настраивают. А раньше детишки собирали камни и кидались.

Один цыган украл — на остальных думают, что все такие. Вы спрашиваете, что просить — это традиция. Да как нужда заставит. Никто из нас, семерых, никто, кроме меня и сестры, не знал, как милиция открывается. Никогда ни за что не привлекались, работали и работают.

Я за свою маму расскажу. Она женщина была очень простая, ни гадать не умела, ни воровать. Отец у нас лошадей воровал, а она не могла так. Мы стояли у церкви. Она только циферки знала и буковки. Но всех нас семерых все же научила. Мы же по два, по три класса кончили. Но ни один родитель не пошлет своего ребенка воровать.

Женская тема у нас становится главной в разговоре, и я спрашиваю о браке.

— Ну что сказать, у всех по-разному. В Стромилове в 13-14 лет выдают замуж. У меня одна дочь вышла на 21-м году, другая — на 18-м году, Рада — на 17-ом году. Я выходила на 16-ом году, меня родители отдали в 1976 году. Отдали и так мы жили, пока не умер. Родители понимали, где их ребенок может лучше жить, отдали в более богатую семью. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был устроен.

Стромиловские (цыгане из Яицкого), они один раз замуж выходят и всё. Но там родители еще калым берут. А у нас, если есть возможность, сделай девичник. Жених делает или совместно как-то. Нас они считают за русских.

Чтобы выйти замуж не за цыгана, нужно переступить свой закон, хотя женятся и уходят. И живут иначе, конечно. Но вот даже то, что мы с вами сидим и общаемся — из-за этого могут быть уже разговоры. Знаете, охота уже перешагнуть через это всё. Выступить в защиту своего народа и сказать: ну сделайте хоть что-то для наших детей.

Ольга с одной стороны признает, что перемены в укладе необходимы, и без «выхода во внешний мир» цыгане будут всё глубже увязать в своих проблемах. Но когда речь идет о молодежи, не желающей жить по-старому, начинает хмуриться.

- В штанах стали девки ходить, это раз. Вот этот телефон — «алё, алё» по всем ночам, ноутбук. Маленькие быстро перенимают. Что русские делают, то и наши. От традиций отходят. Могут просто взять и не прийти. Вот скажу даже за внучонка. До армии с цыганкой общался, а пришел — татарку взял. Устроился на работу инкассатором, живет там. Может, и расписался уже, я не знаю, они далеко живут.

— Это хорошо или плохо?

— Конечно плохо! Он отбился от своего народа.


Решение проблемы Ольга, как и многие другие цыгане, видит во внешнем воздействии. Ей кажется, что государство должно заставить цыган учиться и работать — тогда все наладится.

— Главное — это школа. Раньше хоть приходили, милицией пугали: «Иди в школу!» А сейчас нет этого. В городе одна школа принимает, восьмая. Она принимает все народы без различия. Очень хорошие учителя, удивительные. Вот иди в тринадцатую — не возьмут цыгана. Простому человеку в такую сложно попасть. Хотя по ЕГЭ наша школа хорошие результаты показывает.

Цыганских детей много ходит в школу, но они как учатся — день ходит, два — больной, на третий — выходной. А если бы они немножко действовали на родителей… Вот не придет завтра твой ребенок — я позвоню в милицию, и всё. Я понимаю, по семейным обстоятельствам все может быть. После меня пять человек было, я бы выучилась. Но «Оля, чего в школу не пошла? — Мама пошла в деревню просить, не с кем детишек оставить».

С одной стороны, это звучит по-детски наивно. Но цыгане мерят по себе. Неожиданно входная дверь открывается, и на пороге показывается русский парень, робко переминаясь с ноги на ногу. Ольга собирает миску котлет и передает ему.

- Заходи, Андрюш. А чего бокал не принес? У тебя там хлеб есть?

Андрей кивает, забирает миску и уходит, плотно затворив за собой дверь.

— Вот, русский пацан. Освободился в октябре. Диплом есть, паспорт, а прописки нет. Все, живет всю зиму в домике рядом. Ну а что, помогает по дому, на работу иногда провожает, снег уберет. Ну а что, бедно живет, страдает. У нас раздела нет, что сами едим, то и ему. У него дом был, а когда сидел, дом снесли. И теперь надо что-то делать. А ведь и не пьет пацан .

Ольга не называет такую помощь чисто цыганской традицией, но цыгане стараются поддерживать не только друг друга, но и соседей, и своих знакомых. Общинные традиции с одной стороны держат их в изоляции, но с другой — помогают выжить.


Поднимаем тему иерархии в цыганском обществе, и Ольга смеется:

— Я вам честно скажу, хоть на расстрел меня отведите, я так скажу — никогда не было у цыган барона! Был умный человек, у которого была бумажка (удостоверение личности). Вот к примеру, милиционер остановил (табор) и женщин спрашивает:

- Где муж?
— Разошлась!

А детишек-то полно. Вот и порхали своей одеждой яркою, и от крика милиция уже уходила. А остальные в лес убегали. Оставался только один, который бумажечку имел и говорил с милицией.

- Ты табор ведешь?
- Да, я!

Но никто его не выбирает. Просто так получается, что люди сами идут к умному человеку. Кто грамоту знает, законы, может помочь справку какую-нибудь оформить. Но и полномочий у него не так много. Вот, например, я торгую, а он не может мне запретить. Ничего он мне не сделает.

Вот меня по телевизору показали однажды, и тут же пошли ко мне за помощью — «трудоустрой меня!» А что я могу сделать? У нас же никакой службы нет, никакой помощи.

Нужно прямо объявление написать: «Цыганский народ, кто желающие идти на работу! Ваш вопрос будет решен!»

Возможно, в таком наивном призыве Ольга права. Положение цыган само по себе не может измениться к лучшему, а проблемы одного народа порождают проблемы у остальных. Человеку с двумя или тремя классами образования практически невозможно социализироваться, он не знает своих прав, не понимает обязанностей. В Чапаевске, где найти работу сложно даже образованному человеку, малограмотные цыгане оказались в бедственном положении.

Цыгане нередко вспоминают указ об оседлости от 26 октября 1956 года — «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». И если раньше меры в отношении цыган считались жестокими, то теперь всё чаще сами цыгане говорят о том, что сейчас они бы согласились на такую помощь.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

Хоть мы частенько сталкиваемся с цыганами в повседневной жизни, знаем мы о них не так много. Этот народ до сих пор живет по законам, сложившимся много веков назад, а их женщины, хоть и выглядят довольно раскрепощенно, не имеют в таборе практически никаких прав.

Замуж в 16

Остаться старой девой в цыганской общине вряд ли получится - девушек выдают замуж в 16-17 лет, при этом парни вступают брак в 18-19. Разводиться, разумеется, нельзя - брак должен быть один и на всю жизнь. Те женщины, которые все же решаются на развод, «оскверняют» общину и бросают тень не только на себя, но и на своих дочерей. И ни о каких новых отношениях не может быть и речи.

Девушка-цыганка, выходящая замуж, непременно должна быть девственницей. В противном случае невесту ждет позор - ее объявят грязной, осквернившей общину. Лишившись девственности до свадьбы, цыганка рискует навсегда остаться одной - мужчина-цыган ни за что не пойдет против законов табора и не возьмет в жены девушку, которая отдалась другому.

Что касается брака с представителями других национальностей, то это среди цыган не приветствуется. Пришельцев называют Gorger, и девушки в крайне редких случаях соглашаются на такой брак. Дело в том, что цыгане очень ценят собственную культуру и всячески пытаются ее сохранить. Для этого браки заключаются даже между двоюродными братьями и сестрами.

Родители - главные

Конечно, во многих культурах девочки должны неукоснительно следовать воле родителей, но в цыганских семьях они имеют особенно высокий авторитет. Дочь делает все, что ей скажут. И выходит замуж за того, на кого покажут.

Бывает, конечно, что девушка участвует в выборе будущего мужа, но браки по договоренности родителей очень частое явление. После того как цыганка выходит замуж, она должна слушаться мужа точно так же, как слушалась родителей.

Кстати, незамужняя цыганка не может выходить из дома без сопровождения - рядом должны быть родители, братья, сестры или другие родственники. А вот у парней свободы куда больше - они самостоятельно выходят из дома и сами выбирают невесту.

Яркие наряды

В общине цыганки тише воды, ниже травы, но их наряды на публике прямо кричат об обратном. Вообще, именно яркая одежда помогает им привлечь будущих мужей, потому как подойти и заговорить первой цыганка не имеет права.

Особенно увлечены блестками и стразами американские цыгане - они каждый день одеваются как на праздник. А если уж в общине намечается свадьба или день рождения, то от сияния их нарядов можно ослепнуть.

«Скверна»

Хоть мы и живем в XXI веке, у цыган до сих пор распространено понятие так называемой скверны. Это означает, что нижняя часть тела замужней половозрелой женщины «нечистая». Прикоснуться к ее юбке или даже к обуви - все равно что запачкать себя. К девочкам и незамужним девушкам это не относится.

Из-за «скверны» женщинам запрещено подниматься на второй этаж, они могут жить только на первом этаже. Если же в цыганском доме первый этаж нежилой и вся семья обитает на втором, то другие цыгане говорят, что семья «опоганилась».

По этой же причине застолья у мужчин и женщин проходят отдельно. Отдельно в дом приходят и гости: мужчины - к мужчине, женщины - к женщине.

Бьет - значит любит

В цыганских общинах невероятно высокий процент домашнего насилия. В Великобритании даже проводилось исследование, согласно которому 61% проживающих там замужних цыганок признались, что регулярно попадают под горячую руку мужа. И женщины вынуждены с этим мириться.

Участница одного из британских шоу цыганка Мелли рассказала, что однажды супруг запер ее в трейлере, а когда женщина выбралась, избил ее. Семья уговорила ее принять мужа обратно, и она подчинилась, объяснив это тем, что подобное поведение - часть цыганских традиций, а их нужно чтить.

После свадьбы только юбка

Девочки и незамужние девушки могут носить штаны или джинсы, а вот замужним дамам полагается ходить только в длинных юбках.

В современном обществе девушки-цыганки так привыкают носить джинсы, что после свадьбы носят юбки прямо поверх них.

Домашнее рабство

Цыганки обязаны быть домохозяйками и не имеют права лениться по части готовки и уборки. В европейской культуре принято считать цыган замарашками, но в их домах царит чистота.

Женщина должна регулярно все мыть, а еще ей нельзя ни с кем делиться своей посудой и столовыми приборами, даже с мужем. Вся посуда моется несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать женскую и мужскую одежду также нужно отдельно. А еще отдельно нужно стирать одежду выше и ниже пояса - ввиду «грязи» на последней. Ну и нижнее белье - его тоже стирают отдельно.

Амнистия во время беременности

Беременность для цыганской женщины - прекрасное время. Она освобождается от домашних обязанностей, а готовкой и уборкой занимается супруг.

А еще беременным женщинам запрещены любые физические контакты. Они не могут спать в одной постели с мужем и моются только освященной водой. Однако многие американские цыганки не следуют этим правилам, они добились определенной независимости.

Никакой полиции

Если у цыган возникает недопонимание, то разборки проходят шумно и ярко - с драками и проклятьями рода до седьмого колена. Но это их личное дело. Обратиться в полицию - все равно что пойти против традиций.

Может дойти до того, что семья отречется от родственника, обратившегося в органы правопорядка. Мужчины это прекрасно понимают, но некоторые современные девушки все же пытаются цивилизованно решать конфликты.

Серьги - только для женщин

В фильмах нам часто показывают лихих цыган с сережкой в ухе, но на самом деле серьги в общине могут носить только женщины. Цыганки вообще любят украшения, и чем они крупнее и ярче, тем лучше.

Как вы понимаете, жить среди цыган совсем непросто. А еще, если в семье рождаются одни девочки, цыгане не проклинают судьбу, а идут в приют и усыновляют мальчиков - они верят, что важна не столько кровь, сколько воспитание.

Именно поэтому в таборе частенько можно встретить светловолосую или рыжую ребятню - отсюда и слухи о том, что цыгане воруют детей.

КАК ОТВАДИТЬ ЦЫГАНКУ (инструкция)

Все слышали про то, что цыганки обманывают людей. Предлагают погадать, избавить от порчи... И всего-то ничего нужно, чтобы жизнь спасти - сумму денег в платок завернуть. Естественно, чем больше - тем эффективнее защита. А потом деньги исчезают мистическим образом в известном направлении - в кармане гадалки или её подружек.

Кажется, что никто не поведётся на такой простой развод. Но тут уже в силу вступает так называемое нейро-лингвистическое программирование. Цыганка много и правильно говорит, тем самым затуманивая сознание.

Есть способ не попасться на удочку.
Не просто слушать, развесив уши, а неожиданно задавать дурацкие вопросы, тем самым сбивая мошенницу с накатанного плана. Теряются они сразу! Послушал я этот совет, и запомнил.

Шёл не так давно мимо Финляндского вокзала, весь в свои мысли погружённый. А тут сбоку выскочила цыганка замызганная и как давай без остановки тараторить:
- Вай, милый, дай сигарету, а я тебе правду всю про тебя скажу. Как звать, как жить, как врагов отвадить и друзей прибавить. Всё расскажу, ничего не утаю...

Абсолютно не думая, достал пачку, протянул сигарету. А она продолжает:
- Вижу, что живёшь плохо, но станет лучше, если меня слушать будешь. Будет достаток и любовь, будет карьера и уважение…

Безостановочный поток слов даже немного завораживал. Честно! Пока не прозвучала «кодовая» фраза:
- Ты денюжку возьми, в платок положи, я погадаю, поколдую, и всё будет, как хочешь.
Ты добрый, честный. Сигарет не жалеешь. И судьба для тебя жалеть не будет.

Тут-то я и включился. Ах ты ж, сволочь, думаю! Будет тебе платочек с баблом! Делаю страшные глаза, набычиваюсь весь, к её лицу нагибаюсь и говорю (только не смеяться):
- Имени Христа тебе не слышать. А Христу тебя не видеть! Скроет очи его пелена, а с глаз Сатаны спадёт. Сатана посмотрит, Сатана прикажет. Как скажет - сделаешь. Как скажет - умрёшь. Будешь во тьме ходить, не видеть света. Будешь детей своих в пасть Нечистому
с радостью отдавать. Будешь слепа и глуха. Будешь грязна и убога. Будешь в Аду гореть!
Не знать тебе счастья. Не знать тебе любви. Будет так, как я сказал!

Потом еще что-то пробормотал, пострашнее… Рукой замысловатый жест сделал. Отвернулся и пошёл своей дорогой.
Цыганка глаза выпучила и стоит, вслед смотрит...
А потом вдруг взяла и за мной побежала:
- Стой! Подожди! Сними проклятие! Ну сними, дорогой. Я всё сделаю!

Во как! Поверила! Стою и смотрю на неё мрачно.
- Денег дать? На! Возьми… - протянула рублей пятьсот.

Я деньги взял, и сказал:
- Брысь отсюда, червина! Чтоб я тебя не видел. Увижу ещё - на следующий день ослепнешь!

Боже мой, как она чесанула от меня! Юбки подобрала и убежала. Вот так, оказывается, они тоже боятся. И на них тоже влиять можно...
Может, я и не прав, но виноватым себя не чувствую. Ни за тот бред, что говорил, ни за деньги, что взял. Если ещё такая ситуация будет - сделаю так же, а может, ещё что придумаю… Поэффектнее…))

А за всем этим мент смотрел, курил. Глаза по восемь копеек!!!
Говорит:
- Ишь ты! Шоб цыганку, да так шустро!...
А у меня выражение лица ещё измениться не успело.
- Эй, ты только на меня так не смотри, ладно? Я что, я ничего. Просто тут стою, курю…

И этот испужался... Да ещё так смешно. Глазки выпучил и рот открыл…
Улыбка пробивается, но всё же нашёл я в себе силы мрачно отвернуться и только потом за углом рассмеяться. Ну, чтоб не портить впечатление… Заодно и карманные деньги на пиво и сигареты заработал…

В конце 1970-ых годов в Слуцке, как и на большей территории Союза, началась эпоха индийского кино, когда наши слуцкие девчонки, рыдая в кинотеатрах, представляли себя в объятиях Митхуна Чакроборти или Амитабха Баччана. Далёкие корни и внешнее сходство звёзд Боливуда с простыми цыганами делали связи с последними привлекательными. В числе таких почитательниц индийского кино была и моя собеседница Светлана.

Мы познакомились с ней недавно. Голубые глаза, курносый нос, светлое лицо. Но я сразу обратила внимание на её акцент и стиль одежды. Что-то не белорусское было в манерах общения этой уроженки Случчины. Через некоторое время я узнала, что Светлана много лет была женой цыгана и жила в его семье. После долгих уговоров она согласилась дать интервью газете «Кур"ер» и рассказать о жизни слуцких цыган.

Любовь с первого взгляда
— Света, как случилось, что ты вышла замуж за цыгана? В Слуцке не нашлось белорусских парней?
— Да нет, парней хватало. Но однажды пошли мы с подружкой в Дом офицеров (в 11 в/г) на танцы. Там я увидела его и сразу влюбилась. Было мне тогда 18 лет. Он тоже обратил на меня внимание и пригласил на танец. Познакомились, начали встречаться.
Мы тогда с матерью жили в 12-м военном городке. В один из дней, когда её не было дома, мой цыган пришёл ко мне. Всё случилось само собой. Как только он понял, что был у меня первым, предложил выйти за него замуж.
Моя мать была не против нашего брака. Его родители тоже отнеслись спокойно к выбору сына. Свадьбу сыграли по-русски.

— Как это — «по-русски»?
— Это значит, без цыганских свадебных традиций.
По цыганской традиции после свадьбы надо было его тёткам простыню показывать, на которой молодые провели первую брачную ночь. А этого, естественно, нельзя было делать, так как мы с ним её до свадьбы провели.

— И что бы это изменило?
— По их законам, если простыня окажется чистой, то родители невесты должны будут выплатить родителям жениха сумму денег, о размере которой сами договорятся. Иногда родители невесты, уверенные в непорочности своей дочки, могут обратиться к врачу, слово которого и будет последним в этом споре. Цыганских девушек рано отдают замуж, тогда и проблем с этим меньше.

Моя семейная жизнь в «таборе»
— Какой была твоя семейная жизнь? Какие обязанности у цыганской жены?
— В круг моих обязанностей входили обычные женские дела: стирка, уборка, приготовление еды и т. д. Но, кроме этого, что меня особенно вывело из равновесия, я должна была ходить вместе с другими цыганками по деревням и просить милостыню. Как оказалось, женщины — это основные добытчицы в семье. Если принесёт жена мужу что-нибудь вкусное поесть, она хорошая жена, если мало принесёт — плохая. За это муж может и побить.
В то время, когда я была женой цыгана, многие цыганские семьи жили куплей-продажей. Некоторые женщины зарабатывали, гадая на картах или предсказывая судьбу, находились и такие, кто был не прочь что-нибудь стащить.
Что касается гадания, то я не знала цыганок, которые гадают правдиво, и порчу тоже их никто снимать не учил. Такой вот вид заработка на наивных людях.
О наркотиках я не слышала, и, по-моему, тогда цыгане ими не промышляли.
…Через год у меня родилась дочь. И хотя свекровь нормально относилась ко мне и любила внучку, я всё равно должна была наравне со всеми добывать деньги и пропитание.
В один прекрасный день я отказалась идти с цыганками, а пошла и устроилась на завод. Родители мужа спокойно отнеслись к моему поступку. А вот супруг пилил меня, мол, почему работаю, а не хожу, как хорошая жена по деревням. После того, как он избил меня за отказ уволиться, я забрала дочь и ушла к своей матери.

— На этом и закончилась твоя цыганская жизнь?
— Если бы… Поселилась я у своей мамы. От мужа ни слуху, ни духу. И вот через какое-то время ко мне пришла свекровь. Мы с ней поговорили, она пообещала, что муж меня больше никогда не ударит и что всё будет хорошо. Я вернулась назад.
Но жизни уже не было. Муж стал изменять. Не мало цыганских мужчин, кстати, этим грешат, пока женщины добывают семье хлеб. Прожили мы так ещё несколько лет, и я снова ушла от него и подала на развод.
Всё было спокойно до знакомства с моим вторым мужем-белорусом. Как только мы с ним расписались, бывший стал преследовать меня. Сначала уговаривал вернуться к нему, потом угрожал. Было дело, даже подрался с моим супругом.
Хорошо, что я второму мужу всё рассказала про свою цыганскую жизнь, и он принял меня такой, какая есть. Вскоре я родила ему дочь.
Однажды, когда я была дома одна, бывший муж ворвался в комнату с ножницами и, схватив мои волосы, собранные в хвост, обрезал их. Этот акт по цыганским понятиям означает, что я теперь падшая непотребная женщина.

— Как дальше сложилась твоя жизнь и жизнь твоих дочерей?
— После этого случая я испугалась не на шутку. Я бежала из Слуцка, бросив всё. Забрала младшую дочь и уехала в Москву. Старшая же выбрала жизнь с отцом-цыганом. О ней знаю только понаслышке. Младшую я воспитываю как положено, в наших традициях.

Их нравы и традиции
— Правда, что среднее образование у цыган — это 4 класса?
— В большинстве своём это так. Но сейчас, насколько я знаю, есть семьи, где дети учатся, оканчивают школу и идут дальше. Здесь многое зависит от матери. Если цыганка захочет, чтобы её дети учились, они будут учиться. Ведь в цыганских семьях дети подчиняются только матери, отец очень редко принимает участие в воспитании детей. Мать для них и кормилица, и воспитательница, и хозяйка. Как она поведёт по жизни, так и будет. Некоторые семьи живут за счёт детей: милостыню малышам скорее дадут, да и в других делах они очень смышленые и юркие.

— Какие праздники принимают цыгане? Как отмечают?
— Из праздников, по-моему, отмечают только Новый год. Ходят друг к другу в гости, поздравляют. Но вот украшенных ёлок я ни у кого не видела. Нет у цыган и таких праздников как 8 Марта, 23 февраля и т. д. День рождения ещё могут отметить.
На праздниках цыгане отдают предпочтение водке. Еду готовят с большим количеством мяса. Они его очень любят. Если варят борщ, к примеру, то в нём мяса больше, чем остальных продуктов.

— Как относятся цыгане к семьям, которые отказываются от цыганской жизни, устраиваются на работу?
— Раньше такие семьи презирали. Хотя их и принимали, как должное, но потом тихо ненавидели за то, что те предали цыганские традиции. Встречала я цыганских детей, которые не хотели жить по-цыгански, думали о работе, но потом всё равно шли дорогой своих родителей. Уж больно сильны традиции в крови цыган.

— Цыганские песни и танцы — это только по телевизору или слуцкие цыгане тоже кое-что умеют?
— Ещё как умеют! Примечательно, что цыгане нигде не учатся, не берут уроки пения, но им с рождения присущи грация, хорошо поставленные голоса. Как они танцуют! Танцы мужчин особенно красивы. Всё это я видела на развесёлых цыганских свадьбах. Кстати, живя с ними, выучила много цыганских песен и тоже неплохо их пела на свадьбах.

— С цыганским языком были проблемы?
— Язык я выучила примерно за полгода и могла свободно общаться. И сейчас знание цыганского языка помогает мне. Дело было на рынке. Стою я у прилавка зимней одежды, прицениваюсь, с продавцом торгуюсь. И тут краем глаза вижу: мимо проходят две цыганки, и одна другой говорит, естественно, на цыганском языке, мол, ты меня прикрой, а я шапку сниму. Я разворачиваюсь и на цыганском языке: «Я вам сейчас такую шапку сниму!» В общем, без цыганского мата не обошлось. Они на меня глаза вытаращили и ходу от прилавка. А продавец мне очень благодарен был и хорошую скидку сделал. Так что пригодился язык.

Краткий русско-цыганский словарь
Цыгане — ромэлы
Муж — ром
Жена — ромны
Возлюбленный — лубано
Замуж — палором
Дом — кхэр
Деньги — лавэ
Жизнь — джеибэ
Несчастье — бибахт
Счастье — бахт
Свадьба — бияв
Гадание — драбакирибэ
Дурак — дылэно
Воровать - чорэс
Обманывать — хохавэс
Продать — бикнэс
Кушать — хава
Просить — мангэла
Карты — патря
Песня — гилы
Правда — чячо
Непотребная женщна — лубны
Да — исы
Нет — нанэ

Записала Жанна Авдеева

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама