THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Марина Катакова
Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа)

Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям . Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов , мудрость традиций , воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое . Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа

Ход занятия

1. Приветствие. Здравствуйте, мои ребятки. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Поезжай за моря - океаны,

Надо всею землёй пролети :

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды.

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля.

Каждый день - как подарок нежданный,

Каждый день - и хорош и пригож.

Поезжай за моря-океаны,

Но богаче страны не найдёшь.

Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями . Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину.

2. Слушаем. Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут ,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют .

Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали другу друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царём. И Россия стала большим и сильным государством.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева : и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Показ слайда) . Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Без хозяина дом – сирота.

Домом жить – обо всём тужить.

В родном доме и каша гуще.

Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление. (Показ слайда) .

У каждого народа есть свои традиции . Традиция - слово не русское , оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция - это то , что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные . Какие традиции есть у вас в семье ? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Как в старину отмечали на Руси именины? Раньше если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то ребенок будет счастливым.

В старые времена был такой обычай у русских людей , коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Показ слайда) .

Ведь говорят в народе : «От скуки бери дело в руки» , а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде?

-«Умелые руки не знают скуки»

- «Без труда нет добра» ,

- «Дело мастера боится» ,

- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» ,

- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без дела жить - только небо коптить.

Русские люди в старину любили встречать гостей.

Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными ? Их придумал русский народ . Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок , называют их героев).

На Руси во все времена было много умельцев. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы . Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили : «Мастер на все руки» , «Мастер – золотые руки» . А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так : «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства» . Как талантлив русский народ ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками. (Показ слайда) .

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла. Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. (Показ слайда) .

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит ,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы всегда читали такие слова : «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение». (Показ слайда) .

Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома. А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина, не страшна ему долгая, суровая зима, можно немного отдохнуть и повеселиться. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. (Показ слайда) .

Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа. Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай. На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.

Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!

Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали : Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.

14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской , нашей заступницей и помощницей. На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили : К Покрову старались утеплить избу. На селе в этот день играли свадьбы. Высыпает деревенский люд полюбоваться молодыми, женихом да невестой. Празднично убраны повозки свадебного поезда, под дугой весело позванивают колокольцы, кони лихие, лишь дотронься – вскачь понесут! Очень интересен свадебный обряд на Руси. В центре его находилась невеста. Первую половину свадьбы она должна была плакать, печалиться, прощаясь с подругами, с родителями, с вольной девичьей жизнью. Постепенно на смену грустным, прощальным песням приходили песни веселые, величальные. На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

Зазывалы : Эй? честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите…

Посмотрите, посмотрите. (Дети берут с изделия народно -прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.) Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи и др.) А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки. (Показ слайда) .

Скоморох : Все на ярмарку спешите, торопитесь. Приходите без стеснения. Билетов не надо, предъявите хорошее настроение. Я принёс много товару разного, приходите, покупайте. Кому свистульку, кому ложку, кому гребешок, а кому пирожок?

Внимание! Внимание! Народное гуляние !

Торопись, честной народ , Масленица всех зовет!

Пусть каждый здесь поёт частушку

И за то получит сушку или сладкий пирожок,

Приходи скорей, дружок!

Подходите, не стесняйтесь.

Сладостями угощайтесь

Есть традиции , которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа . С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился : играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. (Показ слайда) .

Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа . Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны. Продолжается он целую неделю. Каждый день этой недели особенный.

Понедельник – встреча Масленицы. Пекут блины, похожие на солнышко.

Вторник – «Заигрыш» . Строили горки, крепости, вешали качели, делали чучело Масленицы.

Среда – «Лакомка» . Обязательно лакомились блинами.

Четверг - «Широкая Масленица» . Вся еда - блинная. Пекли разноцветные блины (с морковкой, свеклой и крапивой, с гречневой муки) .

Пятница – «Тещины вечерки» . Семья шла на блины к бабушкам.

Суббота – «Золовкины посиделки» - шли в гости к тетям и дядям.

Воскресенье – «Прощеное воскресенье» . Люди в этот день просят друг у друга

В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

А ещё есть традиции , связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня . У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или : иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России? (Пшеницу, рожь, разные овощи) . В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия) . Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки) .

А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Картошка, капуста, лук, морковь) . Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша» .

Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу) . А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев) .

В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Квас) . А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

3. Беседуем.

Мы с вами много говорили о таланте русского народа . В чём же он проявился?

Что русский народ умел делать хорошо ? (Мастерить игрушки из глины, сочинять интересные песни, очень интересные сказки и т. д.)

Ребята, а почему Русь называют деревянной? (Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен) .

Какие на Руси отмечали праздники?

Что такое благовест?

– Ребята, а что вы знаете об этом празднике Покрова Пресвятой Богородицы? (На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили : «До обеда осень, а после обеда – зима!» , играли свадьбы)

Какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и начале весны? Что это за традиция ? (Праздник Масленица. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны).

С чего начинались праздничные дни на Руси?

Чем занимались люди в праздничные дни?

Как старались одеться люди?

Какое угощение готовили?

Какие добрые дела старались сделать?

Что такое традиция ?

Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции . Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки» , «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры . Я сейчас загадаю загадки :

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она (Жмурки)

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят (Горелки)

4. Обобщаем. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа , вспомнили некоторые традиции . И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции , которые достались нам от наших предков.

Родины себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно, как отца и мать.

Родина, Родина, милые края,

Поле васильковое, песня соловья.

Нежностью, радостью светится она,

Родина, Родина на земле одна.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,

5. Играем. А еще в народе говорили : «Кончил дело – гуляй смело» , «Делу время – потехи час!» Давайте и мы с вами немножко отдохнём, поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота» . Дети становятся парами по кругу, лицом друг к другу, соединив и подняв руки как воротца. Двое бегут по кругу между парой детей. Дети, стоящие в парах произносят слова.

Золотые ворота

Пропустите меня

Я и сам пройду

И друзей проведу

На первый раз прощается

Второй раз запрещается

А на третий раз не пропустим вас.»

Пары опускают руки вниз и кто попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска) .

6. Творим, рисуем, радуемся. Расписывание силуэтов народных игрушек .

7. Прощалочка. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа , о разных русских традициях . Традиций у русского народа очень много . Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят . Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм. Если вам понравилось, и было интересно, тогда расположите силуэты народных игрушек там , где солнышко, если не понравилось, то где тучка.

Жукова Татьяна

Цель занятия:

воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и обычаях, развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Задачи:

Подвести детей к пониманию слова «традиция»,

Побуждать их к рассказыванию

Учить правильно, строить простые и сложные предложения.

Активизация словаря: семья, традиция;

прилагательные: музыкальная, спортивная, заботливая, многодетная,

Учить детей работать группой, работать в паре, анализировать, находить путь в решении поставленной задачи или проблемной ситуации, уметь договариваться.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, беседа;

Совместная работа с родителями и детьми.

Материал:

кукла би – ба – бо - мишутка; карточки; цветок - пословиц; рисунки детей; фотографии семей, презентация «Родословное дерево».

Методические приёмы: артикуляционная гимнастика, пальчиковые

упражнения, загадка, игра, беседа, рассказ.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Ведущий: Ребята давайте с вами вспомним игру «Дом».

Пальчиковое упражнение «Дом»

Па поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворога открываем,

В этот домик приглашаем!

2. Основная часть.

Кто же живёт в этом домике?

Отгадаете загадку - узнаете!

Картинка «семья»

Почему вы решили, что это слово «семья»? (Ответы детей).

У каждого из Вас есть своя семья.

Ведущий: Сегодня собрались, чтобы поговорить о семье. Как вы думаете, что такое семья? (семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково). Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.

Вопрос - ответ

1) Если в семье все заботятся друг о друге.

То какая это семья? (ответы)

Заботливая семья -

2) - В семье все дружат друг с другом.

Какая семья? (ответы) - Дружная семья -

3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.

Какая семья? (ответы)

Музыкальная семья -

4) - В семье все занимаются спортом.

Какая семья? (ответы)

Спортивная семья,

5) - В семье много детей.

Какая семья? (ответы)

Многодетная семья -

Пальчиковое упражнение «Семья»

Первый пальчик - дедушка,

Второй пальчик - бабушка,

Третий пальчик - папочка,

Четвёртый пальчик - мамочка,

Пятый пальчик - Я.

Вот и вся моя семья!»

Беседа: В семье люди живут вместе, дружно в одной квартире или доме, под одной крышей. В каждой семье появляются свои ТРАДИЦИИ. – Какое слово вы услышали?

«Традиция»

Сегодня в гости к нам пришёл Мишутка. Он хочет рассказать вам о своей семье и её традициях.

Появляется персонаж Мишутка.

Мишутка. Здравствуйте, ребята. Я пришёл к вам из сказки про трёх медведей. У меня небольшая семья, но очень дружная. Моего папу зовут – Михайло Потапыч, маму – Настасья Петровна, а я – Мишутка.

Мы все вместе любим, гулять по лесу, папа знакомит меня с лесными правилами (быть осторожным, ловким, быстрым и т. д.) учить охотиться в лесу. Мама рассказывает о лечебных травах и съедобных ягодах, грибах и корешках. Вот такая у нас семья, а какая ваша семья?

Пример: Все собираются за вечерним чаем, рассказывают.

В моей семье есть такая традиция: каждый праздник мы печём пирожки или

большой пирог. Месим тесто, делаем разные начинки: из капусты, из яблок.

Ведущая. Давайте расскажем ребята о ваших семьях и их традициях мишутке.

Рассказы детей. (показ презентации «Родословное дерево»)



Мишутка. Благодарю детей - за ваши рассказы очень понравились!

3. Заключительная часть.

Сюрпризный момент:

Ведущая. Ребята смотрите пока мы с вами рассказывали о своих семьях у нас появился цветок. Непростой цветок – волшебный! На его лепестках есть хорошие высказывания – пословицы о семье давайте их послушаем!

Пословицы о семье.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Братская любовь лучше каменных стен.

Ведущая. Как вы думаете, нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы)

Давайте для нашей семьи-группы придумаем свои традиции.

А я для вас придумала традицию.

(Поднос с предметами)

Что это? Краски.

Кто ими рисует? Художник.

Мы с вами будем художниками, и нарисуем большой красивый дом нашей семьи – группы.


Согласны!

Нравится вам такая традиция?

Подведение итога занятия:

Понравилось вам занятие? О чем мы с вами говорили? Что больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Семейные традиции» Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни,.

НОД «Семейные традиции» для детей старшего возраста Тема: "Семейные традиции" Задачи: -воспитывать интерес к истории семейных традиций; -заинтересовать детей происхождением своего имени; -воспитание.

Участие в Окружном открытом конкурсе чтецов «Семейные традиции», в рамках XXIX Лапцуевских чтений. Конкурс проводится среди воспитанников.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции» ГБДОУ комбинированного вида Детский сад № 39 Колпинского района г. Санкт-Петербурга Проект «Моя семья и семейные традиции» Семья-любви.

Управление образования администрации Алатырского района

МБДОУ «Октябрьский детский сад «Колобок»

Конспект открытого комплексного занятия

Старшая группа

«Семья и семейные традиции»

Конспект составил: воспитатель Новикова Г.И.

п. Алтышево, 2014 год

Цель занятия:

  1. Воспитание любви и уважения к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брату.
  2. Углубление знаний о семье, обогащение словарного запаса.
  3. Обучение умению отображать на рисунке свои впечатления.

Словарная работа: семейные традиции, герб.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, звуковые колонки.

Предварительная работа: беседы с родителями о предоставлении фотографий и презентаций о своей семье, сбор и систематизация материала, обучение детей рассказу по презентации.

Ход занятия

На магнитной доске прикреплены фотографии.

Воспитатель привлекает внимание детей к фотографиям и предлагает рассмотреть их. (Это фотографии семьи воспитателя)

(Воспитатель) – Ребята, кого вы узнаете на этих фотографиях?

Ответы.

Да ребята, на этих фотографиях я. На остальных фотографиях моя семья.

Следует небольшой рассказ воспитателя о своей семье.

Семья – это люди, которые живут вместе. Семья – это дом. Это папа, мама, дети, бабушки и дедушки. Семьи бывают разные – большие и маленькие. Они любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся уважительно друг к другу, радуются и грустят вместе.

У каждого человека есть не только свое имя, но и фамилия.

Что такое фамилия? Кто знает?

Ответы.

Ребята, фамилия это имя семьи и человека. Фамилия передается по наследству, из поколения в поколение. Детей в семье называют разными именами, когда они рождаются, а фамилия у них одна.

Ребята, еще в каждой семье есть свои традиции. Традиции – это то, что в семье любят делать все вместе. В некоторых семьях это проводить отпуск или выходные дни на природе, у других читать вместе книги, отмечать семейные праздники, петь, рисовать, играть вместе.

Ребята, сегодня я рассказала о семье. А теперь посмотрим, как вы это поняли.

Что такое семья?

Ответы.

Как относятся в семье друг к другу?

Ответы.

После ответов детей следует поощрение детей.

Стихотворение (Воспитатель)

Папа, мама, брат и Я,

Вместе дружная семья.

Мы в семье друг друга любим,

И семьею дорожим.

Если будет надо,

Мы ее и защитим.

А сейчас я предлагаю нам отправится в путешествие в ваши семьи. Согласны!?

Ответы.

Встаем, беремся за руки и в путь.

Физкультминутка музыкальная «Долго шли наши ноги»

Долго шли мы по дороге

И у нас устали ноги!

Дети шагают по кругу, ноги высоко поднимают.

Идут на носочках. Остановились – «растем выше: до хором, до крыши! ».

Наши ноги все шагали,

По тропинке побежали,

Побежали…

Мы бежали три часа

Через горы и леса.

Забежали в чьи-то грядки, Шагают на носочках.

Бегут на носочках, руки на поясе. Бег.

Пересели на лошадки,

На лошадке ехали,

В Африку приехали. Прямой галоп. Руки «держат вожжи»

Испугал нас бегемот

Сели мы на пароход! Садятся на пол, руки в стороны.

Пароход по морю плыл.

А сейчас тихонько садимся на свои места и продолжим путешествие. У нас видеопутешествие.

На экране презентации семей, которые сделали родители.

Семья Долговой Полины.

Дети по очереди рассказывают, кто изображен на фотографиях. Рассказывают о семейных традициях.

После просмотра презентации воспитатель обращается к детям.

Мы узнали: какая у вас семья, чем вы любите заниматься и какие у вас семейные традиции.

Слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь друг к другу. Спасибо вам за это!

Сейчас мы немного отдохнем.

Дети встают. Физкультминутка музыкальная «Наша дружная семья»

Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скушно,

И совсем, совсем не интересно.

А вот когда со мной мои родные,

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье,

И всегда так было, есть и будет.

Припев:

Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я веселой, буду очень рада,

Если будут рядом сестренка с братом.

А еще я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка, и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья.

Вся моя семья.

Ребята, я предлагаю вам порисовать. (Дети садятся за столы, где приготовлено все для работы (бумага, краска, кисточки, вода, фломастеры).

Сегодня мы говорили о семье, о семейных традициях. Рисовать мы будем Герб семьи.

Герб – это эмблема (знак, картина), на нем изображают разные предметы. Герб, который вы нарисуете - будет гербом вашей семьи. На гербе можно нарисовать: дом, животных, цветы, птиц, солнце, сердце, ладони и т.д.

Цвета для герба выбирают яркие.

Подумайте, что вы нарисуете на своем гербе.

Дети рисуют. Звучит тихая музыка. Воспитатель следит за работой детей.

По завершению работы организуется выставка.

Рефлексия

Дети рассказывают, почему хорошо иметь в семье традиции и, что они чувствовали, когда рисовали герб семьи.


Конспект комбинированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и социально-коммуникативному развитию на тему: «Семейные традиции» (подготовительный возраст).

Описание работы: данный конспект адресован учителям начальных классов, воспитателям детских садов работающих с детьми старшего и подготовительного возраста по направлениям - взаимодействие с семьями воспитанников, ознакомление с народными традициями, художественно эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с национальными старинными и современными традициями России, учить сопоставлять их, находить сходство и различие.
Развивать познавательный интерес к творчеству своего народа.
Развивать речь детей: обогащать словарный заиас; продолжать учить отвечать на вопрос распространенными предложениями.
Вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских и кулинарных изделий из песочного теста для угощения: продолжать учить формировать изделие вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки; активизировать приемы декорирования лепных образов; развивать зрительный контроль действия рук.
Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей: дать возможность проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы.
Воспитывать вежливость, аккуратность, коммуникабельность, уважение к традициям своей семьи и страны.
Материалы:
Чайный сервиз в русском стиле, самовар, сладости к чаю, лимон; разные сорта чая; песочное тесто, формочки, скалка, разделочная доска, доски для лепки, блюдечки с ингредиентами для выпечки; влажные салфетки; магнитофон; аудиозапись русских народных песен в исполнении Ивана Купала.
Предварительная работа.
Подготовка детей:
Рассматривание картин с изображением самоваров, сервированных столов, экскурсия на пищеблок, в магазин, разучивание загадок, стихов, песен о чаепитии, рисование «Семья за столом», творческие игры «В гости к куклам», «Семья», дидактические игры «Кондитерский магазин», «Чайная и столовая посуда».
Работа с родителями:
Предложила мамам и бабушкам провести вместе с детьми кулинарные опыты с тестом - замесить, раскатать, вырезать формочками, полепить вареники, пирожки и т.д.
Подготовка воспитателя:
Изучила методическую литературу по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста, провела беседы с детьми на тему «Традиции моей семьи»; оформила альбом посуда, ввела традицию «Встречи с интересными людьми», изготовила материал к игре «Чаепитие у кукол».
Ход:
Под аудиозапись русской народной мелодии (исполнитель Иван Купала «Кострома») дети входят, становятся полукругом.
Воспитатель:
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
- Всех я Вас приветствую!
Вы друг к другу повернитесь
И дружочку улыбнитесь!
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть семья. Что такое, по вашему мнению, семья?
Дети отвечают.
Воспитатель: Семья - это самое ценное в нашей жизни. Вы правильно сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Недаром в народе говорят: «Семья вся вместе и душа на месте». В каждой семье есть свои традиции. Традиции - это обычаи, действия, связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Расскажите о традициях вашей семьи.
Дети отвечают.
Воспитатель: Садитесь, пожалуйста, на стулья. Посмотрите на эти картины (Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»,Владимир Стожаров "У самовара", Вячеслав Россохин “Посиделки”) . Что Вы видите на них?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня я расскажу Вам еще об одной замечательной традиции - чаепитии.
Сверху пар, снизу пар,
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Воспитатель: Ребята, скажите, как раньше встречали гостей?
Дети: Хлебом-солью!
Воспитатель: Как вы встречаете гостей дома?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно. Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно. Что нам необходимо, чтобы напоить гостей чаем?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы правильно перечислили: чайник или самовар, чайный сервиз, заварочный чайник, сахарница, молочник, десертные тарелки, десертные приборы, салфетки, вазочки и угощения.
Воспитатель и дети подходят к сервированному столу.
Воспитатель: Посмотрите на этот стол, так традиционно накрывают стол в России. Именно у нас появилось приглашение в гости - на чай. К чаю подавались пряники, леденцы, куличи, печенья, кренделя, мед, варенье. Стол накрывали цветной скатертью. Во главе стола стоял самовар. Он является символом веселья и создает уют. Самовар придумали и собрали в Сибири, ведь там очень холодно, а горячий чай помогает быстро согреться. Раньше самовары разжигали дровами и шишками, а теперь, какие самовары?
Дети отвечают.
Правильно, электрические. Обратите внимание, чашки в России широкие, заварочный чайник пузатый, и роспись яркая. Пить чай с лимоном придумали именно в России. В тех странах, где выращивают чай - лимоны не растут, а там, где растут лимоны не выращивают чай. У нас в Краснодарском крае растет и то, и другое.
Воспитатель: За столом семья собирается вместе, это время для дружеского общения.
Физкультурная минутка.
Чтобы всем нам вместе быть
Надо круг нам сотворить
За руки скорей беритесь
В круг большой вы становитесь
А чтоб ближе быть друг к другу
Мы пойдем сейчас по кругу 1,2,3
Вот и вместе, вместе мы!
Воспитатель: К чаю принято готовить угощения. Какие угощения готовит к чаю Ваша мама или бабушка? Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня я научу Вас готовить песочное печенье. Что нужно сделать перед тем как начать готовить?
Дети отвечают. Надевают фартучки, косячки, вытирают руки влажными салфетками. Подходят к столам.
Воспитатель. Посмотрите, это тесто - потрогайте его, отщипните кусочек, понюхайте. Какое оно? Что можно сделать из теста?
Дети отвечают.
Воспитатель: Наше тесто самое настоящее - по - сусекам помели, набрали муки, вбили яйцо, добавили молока, вымесили, чтобы оно стало пышным и «послушным».
Физкультурная минутка.
Мы спросили нашу печь:
Что сегодня нам испечь?
- Печку мы спросили,
- Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали - не устали.
Воспитатель: Украшать печенье можно орешками, изюмом, фруктами, узорами из жгутов или косичек, листьев, цветов, нарисовать узор стекой или зубочисткой. Попробуйте создать свое замечательное печенье.
Звучит музыка («Полянка», русский народный наигрыш) . Дети лепят, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель и дети оценивают изделия, любуются ими.
Готовые изделия выкладывают на противень смазанный маслом и передают повару.
Дети снимают фартучки, косячки, вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали? Что Вам понравилось? О чем вы хотите рассказать своей семье?
Дети отвечают.
Воспитатель: Кажется, наш самовар вскипел и печенье уже готово. Ребята, приглашаю Вас к столу.
Дети проходят за столы, сервированные в другом конце группы.

Тема занятия: «Традиции моей семьи».

Возрастная группа :13-17 лет

Воспитатель: Барздун Наталья Сергеевна

Цель занятия: формирование у воспитанников представлений о семейных традициях.

Задачи:

Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям;

Формы и методы:

3. частично - поисковый;

4. игровая деятельность;

5 . рассказ

6. показ иллюстраций;

9. групповая работа;

10. физическая разминка.

Оборудование:

Медиа оборудование,

Основные термины, понятия: Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.

Предварительная подготовка к занятию:

Составление воспитанниками генеалогических деревьев;

Поиск фотографий о фирменном семейном блюде.

Структура занятия:

1. Организационный момент

2.Основная часть

1Традиция «Мое родословное древо».

3. Традиция « Трудовые династия».

5.Физкультминутка

6. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

7. Традиция « Составление семейного альбома».

8 Традиция « Хранение старинных вещей»

9Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

11.Традиция «Семейный герб».

3. Заключительная часть.

Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Круг радости.

Воспитатель : Встаньте, возьмитесь за руки и поприветствуйте друг друга словами

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнемся друг другу.

Объявление темы и целей занятия.

Вводная беседа

Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)

Воспитатель: " Семья - один из шедевров природы, - говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт». Сегодня наше занятие о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Давайте обратимся к значению слова «семейные традиции»? Воспитанники находят в толковом словаре значение слова «Традиции».

2.Основная часть

1.Традиция «Мое родословное древо» .

Воспитатель: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи.«Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями». И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. Я думаю, что мало у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

Мой совет : не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Выставка «Мое родословное древо». (Воспитанники рисовали на предыдущем занятии)

Игра «А ты мне кто?»

Воспитатель: - Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

2. Традиция « Гордость за своих предков».

Воспитатель: Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям. (показ свитков на слайдах). Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться!Назовите их сейчас и расскажите о них.

Воспитанники рассказывают о близких, которыми они гордятся.

3.Традиция « Трудовые династия» .

Воспитатель:

Династия - гордое слово!

Сплелись поколения в нём.

Мы славу труда наших предков

Достойно сквозь годы несём.

Не просто несём - умножаем. Р

Их труд путеводной звездой

С потомками в ногу шагая,

Стал в жизни желанной судьбой!

Потомственный врач иль учитель.

Как славно и громко звучит!

И в русле семейного счастья

Дух единенья кипит.

Воспитатель: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (рассказывают о династиях в их семье.)

Игра «Да - Нет»

Воспитатель загадывает какую-либо династию. Воспитанники задают вопросы, а воспитатель только отвечает да или нет. (династия учителей)

Примерные вопросы:

Это мужчина или женщина?

Профессия связана с сельской местностью или с городом?

Представители этой работы работают иголкой и ножницами? и т.д.

4.Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

Воспитатель: Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого–нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. Подростки, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель:

Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

5.Физкультминутка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

Хлопните те, кто очень любит свою семью.

6.Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени. Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Творческая деятельность. Работа в группах.

Звучит музыка.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам составить коллаж о том, как вы отдыхаете вместе с семьёй. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о семейном отдыхе, о котором вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии.

7.Традиция « Составление семейного альбома» .

Воспитатель: С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Звучит песня «Семейный альбом» . Воспитатель демонстрирует воспитанникам свой семейный фотоальбом. Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые есть у них дома.

8.Традиция « Хранение старинных вещей»

Воспитатель: У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним,а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции. Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

9.Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

Воспитатель: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Воспитатель:

Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье. И представьте его на фотографии. (Воспитанники показывают фотографии и рассказывают о блюде)

10.Традиция «Семейные праздники».

Воспитатель: Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье? Подростки рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

Воспитанникам нужно соотнести картинки и цифры и объяснить что их объединяет. (Годовщины свадеб) (Приложение)

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Наша группа - тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.

11.Традиция «Семейный герб» .

Воспитатель: Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

Как вы его представляете?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть в гербе? (возможные ответы)

Я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь символ мира и дружбы. (появляются голубой цвет и голубь) Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света. (появляется солнце). Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи,они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.. (появляются руки).А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки – это мы, её члены. (появляется цветок) А мамины руки нежно держат этот цветок. – Прекрасно. А на чём держится семья? (семья держится на любви и верности. – А как их можно изобразить?(Любовь в виде амура. Верность можно изобразить в виде двух лебедей.(появляется амур и лебеди) – Ребята, как вы думаете, этого достаточно? – Вот у нас с вами и получился общий семейный герб.

Творческое задание. Нарисовать герб своей семьи. Выставка работ.

3.Заключительная часть.

Рефлексия. Итог занятия.

Это близкие и родные люди.

Тема занятия: «Традиции моей семьи».

Возрастная группа :13-17 лет

Воспитатель: Барздун Наталья Сергеевна

Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

Раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха.

Развивать навыки ответственного поведения в семье

Развитие интереса к семейным традициям, праздникам;

Развитие творческих способностей.

Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям.

Формы и методы:

1. познавательное групповое занятие с элементами ТРИЗ;

2. объяснительно - иллюстративный метод;

3. частично - поисковый;

4. игровая деятельность;

5 . рассказ

6. показ иллюстраций;

7.использование медиа оборудования;

8. использование графических упражнений;

9. групповая работа;

10. физическая разминка.

Оборудование:

Медиа оборудование,

Презентация « Семейные традиции»,

Фонограмма песни «Родительский дом»,

Фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов),

Иллюстрации церковных книг (Святцы)

Альбомные листы, карандаши, фломастеры, листы формата А3 для составления коллажа, ножницы, клей.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

«Круг радости».

Создание положительной эмоциональной обстановки на занятии.

Объявление темы и целей занятия.

2.Основная часть

п,п

Актуализация опыта детей

Методы и приемы

Наглядность

Традиция «Мое родословное древо»

  • Выставка «Мое родословное древо»
  • Игра «А ты мне кто?»

демонстрация

Создание игровой ситуации.

На альбомных листах нарисованы родословные древа детей.

Традиция « Гордость за своих предков».

  • Показ скультурных портретов предков -лары, которым они поклонялись.
  • Рассказ воспитанников о своих предках, которыми они гордятся.

Демонстрация.

Рассказ

Слайды презентации.

Традиция « Трудовые династия» .

  • Рассказ воспитанников о трудовых династиях в их семье»
  • Игра «Да- Нет».

Рассказ.

Прием Да-нетки. Технология ТРИЗ

Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

  • Показ церковных книг (Святцы), по которым давали имя ребенку
  • рассказ воспитанников в честь кого они были названы.
  • Игра «Продолжи цепочку»

Показ иллюстраций.

Составление рассказа.

Создание игровой ситуации.

Иллюстрации

Физминутка

Физическая разминка.

Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

  • Рассказ воспитанниками о том, как они проводят свободное время все вместе.
  • Составление коллажа «Семейный отдых». Работа по группам.

Составление рассказа.

Групповая работа

Клей, ножницы, вырезки из журналов, карандаши.

Традиция « Составление семейного альбома» .

  • Рассказ воспитателя о роли фотографии для человека.
  • Рассказ воспитанников о семейных семейных фотоальбомах, которые хранятся дома.

Рассказ

рассказ с демонстрацией.

Демонстрация воспитателем своего личного фотоальбома.

Традиция « Хранение старинных вещей»

  • Рассказ и показ старинных вещей воспитателем на слайдах презентации.

Рассказ и демонстрация

Слайды презентации.

Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

  • Демонстрация фотографий и рассказ воспитанников о фирменном семейной блюде

Демонстрация и рассказ

фотографии фирменных блюд.

Традиция «Семейные праздники».

  • Беседа о праздниках, которые являются традиционными в семье у воспитанников.
  • Дидактическое упражнение « Что обозначают эти цифры?».

Беседа

ТРИЗ

Слайды презентации о семейных праздниках.

Картинка с изображением предметов.

Традиция «Семейный герб» .

  • Составление со всеми детьми общего герба.
  • Творческая работа. Воспитанники рисуют герб своей семьи.

Выставка работ.

Фронтальная работа.

Выполнение творческого задания.

Рисование.

Слайд презентации.

Листы, карандаши, фломастеры.

3. Заключительная часть.

Рефлексия. Итог занятия

Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

Это близкие и родные люди.

– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

– Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Все вместе поют песню «Родительский дом».


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама