THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Минфин подготовил план пенсионный реформы, состоящий из шести пунктов и предусматривающий отказ от пенсий работающим гражданам, отказ от компенсаций льгот из бюджета и от обязательности накоплений, пишет газета «Ведомости», которой удалось ознакомиться с документом.

Минфин направил план в Минтруд, который является ответственным за совершенствование, а, в свою очередь, Минтруд переслал его в правительство.

Минфин предлагает изменить основные составляющие пенсионной системы: тарифы, правила выплат и индексаций пенсий, в том числе реформу института досрочных пенсий и повышение пенсионного возраста, компенсации из бюджета льготных страховых тарифов, а также структуры самой пенсионной системы - ведомство предлагает отменить обязательность накопительных взносов и перевести их в квазидобровольный формат.

Минфин сформировал свои предложения по итогам февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева по совершенствованию пенсионной системы в условиях новых социально-экономических вызовов.

В письме Минфин отмечает, что вопрос сбалансированности пенсионной системы стоит остро в связи с ростом расходов на пенсии.

Ведомство предлагает совместить передачу сбора страховых взносов ФНС с реформой тарифной политики. Необходимо установить единый тариф социального страхования и взимать его со всей зарплаты. На данный момент взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) взимаются полностью с зарплат до определенного предела. Минфин отмечает важность того, чтобы увеличение облагаемой взносами базы не спровоцировало увеличения пенсионных обязательств. По мнению ведомства, нужно сократить бюджетных трансферт в ПФР: отменить компенсацию фондам доходов, выпадающих из-за льгот по страховым тарифам. Источник издания пояснил, что фактически Минфин предложил повысить налоги и понизить социальные обязательство.

Кроме того, Минфин предлагает сократить индексацию пенсий на 2017 год, однако не уточняет насколько. Ведомство также предлагает правительству увеличить пенсионный возраст для мужчин, и для женщин до 65 лет, а также отказаться от выплаты хотя бы фиксированной части пенсий работающим пенсионерам. Аналогично ведомство хочет лишить досрочных пенсий тех, кто имеет на них право из-за работы на вредных и опасных производствах, но продолжает работать на этих производствах, а сейчас это более половины «досрочников», уточняется в письме. Досрочникам-бюджетникам - педагогам, медработникам и творческим работникам - необходимо постепенно повысить необходимый для установления досрочной пенсии стаж для того, чтобы он совпал с общеустановленным пенсионным возрастом.

В документе также сказано об еще одном предложении - отменить обязательность накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное с одновременным внедрением стимулов для добровольности накоплений. Детали перевода накоплений в добровольный формат обозначены в презентации Центробанка и Минфина, которая направлена отдельным чиновникам Белого дома и администрации президента.

Министерство финансов подготовило план реформирования пенсионной системы, который предусматривает повышение пенсионного возраста и отмену выплат работающим пенсионерам

Министерство финансов направило в Минтруд план пенсионной реформы, составленный после февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщает газета «Ведомости» .

Документ состоит из шести пунктов, и н екоторые из них звучат не впервые. В частности, Минфин предлагает уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 65 лет, повышая его с шагом 6-12 месяцев в год. Проект также предусматривает отказ от выплаты пенсии или хотя бы ее фиксированной части работающим пенсионерам.

Помимо этого, Минфин предлагает не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право в связи с работой на вредных и опасных производствах и продолжает там трудиться. Эта категория составляет более 50% всех « досрочников», отмечает ведомство.​ Досрочникам-бюджетникам (педагогическим, медицинским, творческим работникам) Минфин предлагает повышать стаж, необходимый для установления досрочной пенсии, по году в год до тех пор, пока он не совпадет с общеустановленным пенсионным возрастом.

Еще одно предложение - установить единый тариф социального страхования и взимать взнос в Пенсионный фонд не с зарплат до определенного предела, а со всей зарплаты. Фактически Минфин «предлагает тихо повысить налоги и понизить социальные обязательства», пишут «Ведомости» со ссылкой на слова источника в аппарате правительства. Проект пенсионной реформы также предусматривает сокращение индексации пенсий на 2017 г., но наско лько - в нем не уточняется.

В проект также вошло предложение отменить обязательности накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное, одновременно внедрив стимулы для добровольности накоплений. Подробности Минфин вместе с ЦБ изложил в презентации, которая была направлена отдельным чиновникам Белого дома и администрации Кремля. Как 27 апреля «Коммерсантъ», ЦБ и Минфин предлагают наделить граждан правами собственности на их пенсионные накопления и возможностью потратить их до пенсионного возраста. Согласно этой задумке, граждане будут платить н акопительные взносы с зарплат в размере от 0 до 6%. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал», в который войдет и все прежде накопленное, пишут «Ведомости».

Перейти на добровольный принцип накопительных взносов Минфин предлагает с 2019 года. Сроки внедрения других инициатив в документе не уточняются.


Видео: Телеканал РБК

Как сообщила газете пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, пока предложения Минфина и ЦБ на уровне правительства не обсуждались. Но федеральный чиновник рассказал, что они обсуждались на совещаниях и у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и у Дмитрия Медведева. По его словам, предложения Минфина по тарифу страховых взносов и индексации пенсий вызвали резкое сопротивление у социального блока правительства, хотя на реформу досрочных пенсий он согласен. Реформирование пенсионной системы в целом обсуждается вне контекста осенних выборов в Госдуму, но принципиальная смена парадигмы возможна только после 2018 года, отметил федеральный чиновник.

Власти повышение пенсионного возраста россиян на фоне разработки первого антикризисного плана в 2015 году. реформе после завершения выборов в Госдуму, то есть в конце 2016 года. Базовое предложение, говорил он, установить равный пенсионный возраст в 63 года для женщин и мужчин. «Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять до уровня 60 и 65 лет соответственно. С моей точки зрения, это менее рационально», — говорил Улюкаев.

Минфин еще в начале 2015 года также постепенно повышать пенсионный возраст таким образом, чтобы в конце концов он достиг 63 лет и для мужчин, и для женщин. Но позднее ведомство позицию и заявило о необходимости увеличивать пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин.

В правительстве впервые официально признали наличие планов по повышению пенсионного возраста. Ситуация действительно уникальная: Россия – почти единственная страна бывшего СССР, которая до сих пор не приняла такое решение. Главный вопрос – как именно будет реализовываться эта реформа.

Правительство готово разработать законопроект о повышении пенсионного возраста, заявил премьер Дмитрий Медведев в интервью Сергею Брилеву на канале «Россия 1 ».

По его словам, обсуждение этой темы на экспертном уровне идет уже не первый год. «Экспертиза уже достаточно серьезная проведена всех этих вопросов. Так что мы, в общем, на пороге того, чтобы начать это обсуждать уже на законодательном уровне», – сказал премьер. Такое категоричное заявление по поводу повышения пенсионного возраста премьер делает впервые. До сих пор в правительстве уверяли, что время для реальных шагов в этом направлении еще не пришло.

Председатель правительства напомнил, что нынешний возраст выхода на пенсию в России устанавливался в 1930-х годах, когда средняя продолжительность жизни составляла лишь около 40 лет. С тех пор ситуация изменилась, и «это дает необходимые основания для того, чтобы к этому вопросу вернуться и принять те или иные решения». Пенсионный возраст, когда женщины выходят на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60 лет, действительно был установлен еще в 1932 году в СССР. При этом продолжительность жизни россиян в 2017 году выросла до 72,6 года. Это рекордный показатель за всю историю измерений, сообщал Минздрав.

В других странах мира пенсионный возраст, как правило, выше. Даже в бывших советских республиках его давно увеличили. Кроме России исключением является еще Узбекистан. Белоруссия начала этот процесс буквально в прошлом году.

«Это решение надо было принимать давно», – считает замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. Страхи перед социальным недовольством она считает преувеличенными. «За исключением Франции явных протестов против повышения пенсионного возраста не было нигде. Понятно, что люди этому не рады, но нельзя думать, что это вызовет какие-то массовые протесты», – говорит эксперт.

Российские экономисты давно предлагают властям свои программы, как лучше всего повысить пенсионный возраст. Глава ЦСР Алексей Кудрин в последние годы постоянно выступал за этот шаг. Осенью он даже с апокалиптическим заявлением, что у российского правительства уже якобы нет денег, чтобы индексировать пенсии всем пенсионерам. В феврале доклад о необходимости повышения пенсионного возраста опубликовали эксперты РАНХиГС. Если этого не сделать, то придется снижать размер пенсий, повышать налоговую нагрузку на работающих граждан и увеличивать размер трансферов федерального бюджета для ПФР, пугают они.

Проблема дефицита ПФР возникла не сегодня. Поступления в него от работающих граждан уже давно меньше расходов на пенсионеров. Дефицит покрывается трансферами из федерального бюджета. Проблема в том, что разрыв с каждым годом растет, нагрузка на бюджет тоже. Ожидается, что к 2036 году пенсионеров в России будет столько же, сколько работающих граждан, платящих пенсионные взносы. Что же предлагают эксперты и какой из предлагаемых вариантов, вероятно, будет принят?

Сроки начала повышения пенсионного возраста предлагаются разные. Аналитики Внешэкономбанка, например, прогнозировали старт с 2020 года. «2020 год – более реалистичный. В 2019 году правительство физически не успеет подготовить и принять изменения на уровне законодательства. Откладывать на более долгий срок рискованно», – считает замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Предлагаются также разные варианты того, до какого возраста повышать и какими темпами это делать. «С точки зрения демографии существуют основания повышать пенсионный возраст прежде всего у женщин. У них намного выше продолжительность жизни. Наши женщины живут чуть меньше, чем европейские женщины, а на пенсию выходят намного раньше. А российские мужчины живут намного меньше, чем в развитых странах», – говорит Синявская. Так, по данным на 2016 год, в России мужчины проводят на пенсии в среднем 16 лет, а женщины – целых 26 лет. При этом более 30% мужчин до пенсионного возраста не доживают, тогда как доля таких женщин невелика – не более 7%.

«Женщины меньше заняты на физически тяжелых работах. Занятость у них такая, что производительность труда с возрастом не так сильно снижается, как у мужчин», – отмечает Синявская. Поэтому наиболее сбалансированным решением было бы выровнятьпенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 60 лет.

Однако вряд ли правительство России выберет этот вариант. С одной стороны, против установления пенсионного возраста на уровне 60 лет для обоих полов возражает финансово-экономический блок правительства. Это решение не дает большую экономию с точки зрения снижения трансферта из госбюджета в ПФР. Если уж придется идти на такое политически непопулярное решение, то выгоды бюджета должны быть более ощутимыми, считают в Минфине.

С другой стороны, политики и само общество, что подтверждают опросы, не готовы к тому, чтобы женщины и мужчины выходили на пенсию в одном возрасте.

«У нас сохраняются стереотипы, что женщин надо вознаградить за то двойное бремя, которое они несут на рынке труда и в семье, и дать им возможность выйти на пенсию раньше. Звучит еще один аргумент: не надо лишать внуков бабушек», – объясняет замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ.

Поэтому самый жесткий вариант, который предлагал Минфин (повысить возраст до 65 лет у женщин и до 65 лет у мужчин (65/65)), скорее всего, отбракуют. А выбирать будут между предложением РАНХиГС повышать пенсионный возраст до 60 лет у женщин и до 63 лет у мужчин (60/63) и предложением ЦСР во главе с Кудриным – 63 года у женщин и 65 лет у мужчин (63/65).

«С социально-демографической точки зрения было бы лучше повысить пенсионный возраст до 60 у женщин и до 63 у мужчин. А потом при продолжении роста продолжительности жизни повышать пенсионный возраст дальше. Так, например, делали в Эстонии и Латвии. На мой взгляд, это было бы наиболее сбалансированно», – говорит Оксана Синявская. «Но если фискальные интересы государства окажутся сильнее, то тогда будет 63/65, благо что такая граница уже опробована на госслужащих», – добавляет эксперт.

Впрочем, намного важнее вопрос о том, с какой скоростью будет повышаться пенсионный возраст. В ходе дискуссии, которая велась в предыдущие несколько лет, звучали разные варианты. Самый радикальный – повышать пенсионный возраст по году в год.

«На мой взгляд, такой жесткий вариант недопустим. Максимальная скорость – прибавлять полгода в год. Чтобы рынок труда, работодатели и население более мягко привыкали к изменениям, более разумным было бы начинать с нескольких месяцев. Например, повышать на три месяца пенсионный возраст каждый год в течение первых хотя бы двух-четырех лет и только потом переходить к более высокой скорости», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

В любом случае пенсионная реформа не должна ограничиваться только повышением пенсионного возраста. Решения требует также вопрос с высокой долей тех, кто выходит на пенсию досрочно, например из-за работы на Крайнем Севере или из-за службы в силовых ведомствах. Только гражданских пенсионеров в трудоспособном возрасте примерно 2,8 млн человек, еще 2,5 млн досрочников – это военные, плюс 8,6 млн человек уже пенсионного возраста (но ранее вышедших на пенсию досрочно).

Кроме того, миллионы россиян формально вообще нигде не работают, но являются самозанятыми. По некоторым оценкам,

неофициально почти всю жизнь работают порядка 30% россиян, при этом пенсию хотят получать от государства все.

Если бы удалось вывести все доходы из тени, то изменения внутри пенсионной системы можно было сделать более мягкими, либо при жестком варианте реформы наши родители смогли бы получать более высокую пенсию. Однако справиться полностью с теневой экономикой не могут даже развитые страны.

В 2019 году начался новый этап пенсионной реформы в России, повышен пенсионный возраст (до 60 и 65 лет для женщин и мужчин), введены новые правила при расчете пенсионного обеспечения, произведена индексация размера пенсионных выплат. Любые реформы волнуют огромное число россиян часть жителей России, а вот пенсионная реформа затронет практически все население, давайте разберемся, что ожидает пенсионеров и тех, кому еще предстоит выйти на пенсию, к чему готовиться, на что обратить внимание.

Еще в 2013 году Президент подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан. Другими словами, система состоит из двух составляющих - это обязательное пенсионное обеспечение + добровольные пенсионные накопления. Как можно формировать эти добровольные пенсионные накопления? Планировалось, что будут задействованы следующие источники для этих целей: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Однако Правительство постановило «заморозить» накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему до 2021 года. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года этот механизм прекратил функционировать.

Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня вместо этого термина используется «страховая пенсия», а размер страховой пенсии по старости зависит от того сколько баллов «заработал» пенсионер за время своего трудового стажа. Каждый год эти пенсионные баллы будет корректироваться с учетом инфляции.

Еще одним важным моментом пенсионной реформы можно назвать включение в страховой стаж периода ухода за ребенком только до 1,5 лет, но в сумме не больше 6 лет в общей сложности, если детей у женщины было несколько.

Как пенсионная реформа затронет работающих пенсионеров?

Начиная с 1998 года, не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться уже перешагнув отметку пенсионного возраста и выйдя на заслуженную пенсию. Но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию средств Пенсионного Фонда и дополнительных расходов из федерального бюджета.

С 2015 года правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих страховую пенсию по старости, плюс к этому изменить алгоритм бальной системы (которая для многих и так оставалась непонятной).

  1. Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.
  2. В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1,875.

На пресс-конференции при Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов заявил журналистам, что по его данным более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности, но вот молодежь (до 40 лет) показывает крайне низкое понимание принципов и механизмов начисления пенсионных баллов.

Чуть более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Поэтому глава ПФР предлагает ввести в школьный курс изучение аспектов пенсионной системы в России: «Нам бы хотелось, чтобы во всех образовательных программах элемент пенсионного страхования был введен, чтобы он более четко объяснялся, это повысит интерес к этому продукту, и молодые люди, которые выходят на работу, будут сразу задавать правильные вопросы».

Что такое «пенсионные баллы» и как это работает?

С 2015 года реформа пенсионной системы России ввела страховую пенсию по старости, которая формируется с применением баллов (индивидуальных пенсионных коэффициентов), которые начисляются будущему пенсионеру за каждый год его трудовой деятельности (официальной). В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель официально платит за своего работника на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный балл оценивает каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.

Количество баллов за год имеет ограничение. Так например в самом начале реформы, вводившей баллы, максимальное значение баллов в 2015 году при направлении страховых взносов только на формирование страховой пенсии составляло 7,39.

В расчете и формировании будущей пенсии участвуют и нестраховые периоды, то есть время, когда человек вынужденно не работал - за каждый такое нестраховой год начисляется определенное количество пенсионных баллов:

  • период прохождения военной службы по призыву – 1,8 балла;
  • периоды ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности: за первым ребенком – 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим или четвертым – 5,4;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным гражданином за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет – 1,8 балла;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла;
  • период проживания за границей супругов дипломатов, консулов, сотрудников представительств исполнительных органов РФ, работников торговых представительств и государственных учреждений РФ, находящихся за границей, и сотрудников некоторых международных организация (перечень которых утвержден правительством РФ), но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла.

Если гражданин работал с отчислением страховых взносов в один из таких периодов, то при назначении ему страховой пенсии по старости у него будет право выбора, какие баллы использовать при ее расчете: за период работы, либо за нестраховой период.

Важно! Любой неработающий гражданин может добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд, либо за него такие взносы может уплачивать любой другой человек (не обязательно родственник или супруг/супруга). Такая норма введена пенсионной реформой, чтобы граждане, не имеющие официального трудоустройства, но обладающие денежными средствами, могли обеспечить себе право на страховую пенсию по старости. Однако, можно «докупить» только половину страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Основные минусы пенсионной реформы 2019 года:

  • Повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин.
  • Сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.
  • Заморозка накопительной части пенсии.

В целом пенсионная реформа в России встречается в общества с негативными оценками, люди до конца не понимают смыслов и целей реформирования пенсионной системы, недовольство вызывает и увеличение пенсионного возраста, хотя это общемировая практика. Можно отметить неудовлетворительную работу пресс-службы и руководства ПФР в плате разъяснения населению принципов и целей пенсионного реформирования.

Подводя итоги можно отметить, что пенсионная система реформирует не от хорошей жизни, а по ряду причин, это и демографический провал 90х, это и рост отношения числа работающих (и отчисляющих пенсионные взносы) к числу пенсионеров. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими официальными пенсионными отчислениями. Если при устройстве на работу вам предлагают зарплату в конверте, или оформление на неполную ставку (чтобы уйти от налогов и пенсионных отчислений в полном объеме) - стоит найти более честного работодателя. Только белая зарплата, при чем проверять делает ли ваш работодатель отчисления в пенсионный фонд необходимо регулярно! Для этого можно воспользоваться личным кабинетом на официальном сайте ПФР, либо личного кабинета на сайте Госуслуг.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама